«Гроза» — пьеса Н. Островского в пяти действиях, была написана автором в 1859 году. Сюжет подробно описывает личную драму главных героев и поднимает важную проблему противоборства сильной личности с изжившим себя общественным укладом. Описываем героев и краткое содержание «Грозы» Островского.
События произведения «Гроза» разворачиваются в середине XIX в. в городке под названием Калинов. По замыслу автора, населённый пункт находится на берегу Волги. Но в действительности этот город — вымышленный.
В начале пьесы один из персонажей, Кулигин, восхищается необыкновенной красотой окружающего его пейзажа. Такое описание природы контрастирует с возникающим далее образом «тёмного царства» и отражает свободу, которой сильно недостаёт жителям Калинова.
Произведение состоит из пяти действий, которые включают небольшие явления. Чтобы было удобнее читать краткое содержание «Грозы» Островского, приводим пересказ по действиям.
Первое действие разворачивается в общественном саду на берегу Волги. Оно начинается с беседы между Кулигиным и Кудряшом. Молодые люди разговаривают о природе. Кулигин восхищается окружающей красотой, а Кудряш не понимает восторгов товарища.
Собеседники замечают, как вдали Дикой размахивает руками, ругая племянника Бориса. Кулигин и Кудряш соглашаются, что Дикой как с цепи сорвался, ему бы только покричать.
Дикой и Борис приближаются. Собеседники слышат, как дядюшка обзывает племянника дармоедом и говорит, чтобы тот не попадался ему на глаза. Разозлённый Савел Прокофьевич уходит, Борис остаётся.
Кулигин интересуется, почему Борис поселился у дядюшки и терпит его сумасбродство. Молодой человек рассказывает:
Борис жалуется, что чувствует себя лишним в новом окружении. Кулигин рассказывает о жестоких нравах, царящих в городе, где богатые наживаются на бедных, завидуют друг другу и строят козни. Он уверен, что честным трудом заработать невозможно. А ему нужны средства, чтобы сделать модель перпетуум-мобиле — вечного двигателя.
Кулигин покидает сцену. Борис занят своими раздумьями. Он по-хорошему завидует Кулигину, потому что у того есть мечта, приносящая счастье. Свою жизнь Борис считает загубленной. Он признаётся, что, помимо всех бед, его угораздило влюбиться в замужнюю женщину — Катерину.
Борис уходит, а на сцене появляются другие персонажи «Грозы»: Кабаниха, её сын, дочь и Катерина. Кабаниха попрекает молодёжь в неучтивости, ругает Тихона за то, что после женитьбы он стал уделять ей мало внимания, предполагает, что это Катерина так влияет на сына.
Катерина пытается защититься, говорит, что относится к Кабанихе, как к родной матушке. Купчиха не унимается и обвиняет Тихона в мягкотелости. По её мнению, жена должна бояться мужа, а он для этого ничего не делает. Кабаниха покидает молодых людей.
Тихон жалуется, что матушка издевается над ним из-за Катерины. Варвара вступается за девушку и отмечает, что на Катю нападают и свекровь, и муж. Она говорит, что у Тихона на уме только одно желание — выпить вместе с Савел Прокофьевичем. Тихон отправляется к Дикому, а Катерина с Варварой остаются его ждать.
Катерина признаётся Варваре, что чувствует себя несчастной. Она вспоминает, как хорошо ей жилось с матушкой, а сейчас она, как птица в клетке. Девушка признаётся, что любит другого и тяготится мыслью о грехе. Главная героиня книги предчувствует свою скорую кончину. Варвара считает, что нужно быть проще и не стоит себя мучить.
Появляется сумасшедшая Барыня. Она кричит, что красота ведёт девушек в омут, им придётся гореть в страшном пламени. Катерина воспринимает слова безумной старухи как пророчество.
Начинается гроза. Катерина напугана, хочет убежать домой. Варвара предупреждает, что Кабаниха будет недовольна, если жена придёт без мужа. Появляется Тихон.
Действие разворачивается в доме Кабановых. Начинается оно с беседы Глаши и Феклуши. Первая пакует вещи Тихона, который собирается в дорогу, а вторая рассказывает о своих странствиях.
Феклуша уходит, появляются Катерина и Варвара. Они обсуждают следующее:
Заходят Тихон с матерью. Кабаниха заставляет сына дать указания жене: чтобы почитала свекровь, слушалась во всём, трудилась и не заглядывалась на других парней. После этого Варвара и купчиха оставляют супругов одних.
Тихон просит прощения за своё поведение. Катерина умоляет взять её с собой. Но муж говорит, что живёт ожиданием свободы, хочет хотя бы две недели побыть один. Главная героиня говорит, что в его отъезд может случиться беда, и просит взять с неё клятву — не говорить ни с кем чужим до возвращения мужа. Тихон не воспринимает это всерьёз.
Затем наступает сцена прощания. Тихон уезжает. Кабаниха остаётся одна и рассуждает о том, что мир держится только на старших, а молодёжь ничего не умеет и ведёт себя неправильно. Она сетует: что же станет с миром, когда не останется стариков.
Появляются Катерина и Варвара. Кабаниха стыдит невестку, что та не проявляет любовь к мужу. Ей следовало бы выть на крыльце (старый обряд), а она и носом не ведёт. Катерина отвечает, что не умеет этого и считает неуместным.
Катерина остаётся одна. Её пугает царящая тишина. Как бы ей хотелось вместо неё слышать детский смех. Чтобы откинуть гнетущие мысли и скоротать время, она решает купить ткань и шить бельё для нищих.
На сцене появляется Варвара и заявляет, что договорилась с матушкой о ночёвке в саду. Кроме этого, девушка подменила ключ от калитки, так что теперь они смогут гулять, когда захотят. Катерина говорит, что так нельзя. Но Варя не слушает, оставляет ей ключ и уходит.
Катерина страдает от внутренних противоречий. Она боится видеться с Борисом, но не может больше выносить неволю. Девушка всё же решает воспользоваться возможностью и встретиться с любимым.
Действие начинается у дома купчихи с беседы Кабановой и Феклуши. Странница рассказывает, что только в Калинове благодаря таким людям, как Кабаниха, жизнь идёт не спеша, по старым законам. А в других местах происходит «содом»: суета и шум.
Появляется Дикой. Он просит Кабаниху поговорить с ним, поскольку дома это делать не с кем. Савел Прокофьевич жалуется на то, что с самого утра мужики просят у него денег. Глаша зовёт всех обедать. Служанка замечает, как по улице идёт Борис.
Борис спрашивает, где Дикой. Но истинное его желание — увидеть Катерину. Мимо идёт Кулигин и приглашает Бориса прогуляться по бульвару. Они замечают, как в отдалении целуются Варвара и Кудряш. Варя отзывает Бориса и просит прийти вечером в овраг за Кабановым садом.
Дальнейшие действия происходят ночью у оврага. Сначала там появляется Кудряш, а за ним приходит Борис. Поначалу они не понимают, что происходит: Кудряш опасается, что Борис пришёл к Варваре. Но затем молодые люди догадываются, что речь идёт о свидании Бориса и Катерины.
Борис счастлив, что сможет увидеть возлюбленную. Кудряш предупреждает, что встречи с замужней женщиной могут её загубить и довести до беды. Он говорит, что у Катерины муж – дурак, но лютая свекровь.
Появляется Варвара и забирает Кудряша. За ней приходит Катерина. Борис признаётся ей в любви, на что девушка отвечает, что он её погубил. После небольших колебаний она говорит, что тоже давно любит молодого человека. Борис обещает хранить их любовь в тайне и радуется, что у них есть впереди целых две недели счастья.
Возвращаются Варвара и Кудряш и отправляют возлюбленных погулять, обещая предупредить в случае чего. Кудряш переживает, не проснётся ли Кабанова, но Варя успокаивает его. В первом часу пары расходятся по домам и договариваются завтра встретиться раньше.
Жители города гуляют и в ожидании грозы прячутся в разрушающейся постройке на берегу Волги. Появляются Кулигин и Савел Прокофьевич. Изобретатель просит Дикого посодействовать в установке городских часов и громоотводов. Купец смеётся над ним и говорит, что гроза — это не электричество, а кара божья.
Неподалёку от руин Варвара встречается с Борисом. Она говорит, что вернулся Тихон, из-за чего Катерина не находит себе места. Девушка переживает, что та сознается во всём мужу. Борис обеспокоен происходящим.
Приближается гроза. По бульвару прогуливаются Кабанова, Тихон, Катерина и Кулигин. Главная героиня нервничает. В народе поговаривают о том, что непогода кого-то убьёт. Катерина решает, что это будет она.
Появляется сумасшедшая Барыня. Увидев Катерину, она заявляет, что та не сможет спрятаться и её ждут муки. Напряжение нарастает. Не выдержав, Катерина во всём сознаётся мужу и свекрови.
Действие начинается с беседы Тихона и Кулигина. Тихон признаётся, что любит и жалеет Катю. Но мать не даёт ей покоя, упрекает и издевается. Кулигин отмечает, что Тихон достаточно взрослый, чтобы жить своим умом.
Борис встречается с Катериной и рассказывает, что дядюшка отправляет его служить в Сибирь, а им настало время прощаться. Катерина признаётся, как ей тяжело, и просит возлюбленного молиться за себя. Оба сетуют на судьбу и невозможность быть вместе.
Оставшись в одиночестве, Катерина размышляет о смысле жизни. Нет ей больше радости в этом мире. Ей противны и люди, и дом. Она подходит к берегу реки и громко прощается.
Кулигин, Кабанова и Тихон разыскивают Катерину. От людей они узнают, где её видели в последний раз. Кабаниха уверена, что невестка пускает пыль в глаза и прячется специально, чтобы показать характер.
С берега раздаются крики. Катерину нашли в реке. Тихон хочет броситься её спасать, но матушка не велит. Тело девушки достают из воды и приносят к мужу. Кабаниха говорит, что плакать не о ком, а Тихон корит мать в произошедшем. В последней сцене он кидается на грудь жены и сокрушается: зачем он остался один на этом свете мучиться.
Закончим краткое содержание пьесы «Гроза» описанием финала её героев:
Литературное произведение Александра Николаевича Островского заканчивается трагедией. Так писатель показывает конфликт, который назревает в обществе. Островский демонстрирует, как сложно справиться с самодурством и бесчинством.