На главную страницу
Ипотека онлайн
Самые выгодные предложения банков по ипотеке с онлайн-заявкой
Кредит онлайн
Кредиты на любые цели — расчет выгодных условий и заявка онлайн
ОСАГО онлайн
Пошаговый гид для расчета и оформления
Новостройки
Актуальные предложения по продаже квартир от застройщиков

Как писать хорошие тексты: 15 работающих приёмов

24 сентября 2024 11:42
147
Анастасия Тарасова

Мы окружены информационным шумом: реклама, посты в соцсетях, новости, статьи. Люди устают от бесконечных слов, одинаковых речевых оборотов, клише и перестают воспринимать безликие и скучные тексты. В итоге часть написанной кем-то информации остаётся незамеченной, а ведь автор что-то хотел сказать, донести до читателя свои мысли. Как не стать невидимкой? Писать хорошие качественные тексты, которые с первых слов будут приковывать внимание. Это должны уметь не только копирайтеры, но и все, кто ведёт деловую или личную переписку.

Содержание статьи

Как писать тексты, которые читают. Фото: freepik.com

Подлежащее и сказуемое ставьте в начало предложения

Главное предложение абзаца начинайте с подлежащего и сказуемого. За ним будут следовать другие члены предложения. Это придаст тексту чёткость, ясность и динамику. Читатель не запутается в ваших мыслях. Некоторые авторы все предложения строят по этому принципу: подлежащее, сказуемое, а уже потом другие члены предложения. Однако это придаёт тексту монотонность — вам придётся искать приёмы оживления текста.

Итак, предложение с основной информацией стройте по принципу: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения.

Например, «Повстанцы захватили столицу Гаити. Полиция не сопротивлялась. Местные жители подожгли правительственное здание, разгромили магазины, разграбили банк и аэропорт. Президент спасся бегством». 

Тезис, а потом аргументация

Абзацы строятся по принципу: даём тезис, а потом его аргументируем, затем делаем вывод. В одном абзаце может быть только один тезис, а вот аргументов можно подобрать несколько. Если соблюдать этот принцип, то текст будет логичным, последовательным и понятным для читателя. Если же в одном абзаце будет несколько тезисов, читатель запутается в ваших умозаключениях и сделает неверные выводы.

Итак, один абзац — один тезис, но несколько аргументов.

Напомним, что тезис — мысль, которая требует доказательства, а аргументы — доказательство.

Например, «Из-за загрязнения окружающей среды Земля погибает (тезис). Только в Китае промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу 10 миллионов тонн вредных веществ в год. Металлургические заводы – свинец и ртуть. Мыловаренные фабрики – аммиак и хлор. Угольные шахты – летучую золу и сажу. Они отравляют людей и животных, убивают леса и засоряют водоёмы (аргументация). Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, человечеству необходимо снизить потребление и перейти на экологически чистые производства. Иначе через сто лет планета превратится в безжизненную пустыню (вывод).

Сильные слова — в начало и конец

Сильные слова и значимая информация должны располагаться в начале и конце. Так вы акцентируете внимание на том, что важно, и приковываете внимание. Этот принцип нужно применять и для самого текста, и для отдельных предложений. В самом начале текста пишите информацию, которая однозначно привлечёт внимание читателя. Это может быть что-то новое, необычное, скандальное, противоречивое. Не начинайте текст с избитых фактов, повторения того, что все и так знают.

Плохо: «Всем родителям известно, что детей сложно отучить от сладкого». Хорошо: «Вы отучите детей от сладкого всего за неделю, выдавая им регулярные карманные деньги». 

Прячьте атрибуцию, детали, менее значимую информацию в середину текста. Не нужно долго вводить читателя в курс дела и обещать ему что-то интересное. Сразу покажите, что у вас есть ценная и интересная информация.

Например. «Я больше не могу работать на вашу компанию. У меня ипотека, трое детей, кошка, собака и мать-старушка. Все хотят, чтоб я их кормил, одевал, развлекал и лечил. Это огромные расходы, и мне не хватает денег. Я увольняюсь, потому что зарплата маленькая». 

Итак, сильные слова и важная информация должны стоять в начале текста и в конце текста.

Используйте глаголы

Вместо отглагольных прилагательных используйте глагол. Так вы добавляете тексту динамики, а ещё делаете речь лаконичной.

  1. Пассивные и связующие глаголы преобразуйте в активные. Фразу «её ошибка была в том, что…» легко заменить на «она ошиблась».
  2. Настоящее время придаёт тексту динамики, поэтому по возможности пишите в настоящем.
  3. Усилители глаголов убирайте. Это слова: вроде, как правило, как будто, должно быть, казалось, мог бы, обычно, стал.

Например, сравните «из-за недостаточного финансирования сроки ввода в эксплуатацию нового моста были перенесены на ноябрь» и «бюджет выделил мало денег, поэтому мост достроят в ноябре».

Итак, пишите глаголами, чтобы текст был лаконичным и динамичным.

Присмотритесь к наречиям: они вам нужны?

Наречия подчёркивают глаголы и прилагательные. Если вам нужен этот эффект, то оставьте наречие. Но иногда они только повторяют смысл сказанного.

Прочитайте фразу без наречия. Если смысл не поменялся, то можно безжалостно убирать его. Так вы сделаете предложение короче, понятнее. Значит, оно будет восприниматься лучше.

Сравните: «мужчина украдкой следил за девушкой из-за кустов» и «мужчина следил за девушкой из-за кустов».

Итак, если вы убираете слово, а смысл текста не изменился, то оно вам не нужно.

Вычищайте канцеляриты, штампы, клише

Канцеляриты — слова, пришедшие в речь из официально-делового стиля, языка бюрократии, документов, но не живого публицистического текста. Копирайтеров первым делом учат писать без канцеляритов, потому что слова-бюрократы как сорняки сидят в нашей речи, и многие их даже не замечают.

Примеры канцеляритов: является, данный, функционировать, будучи, аспект, определённый, по истечении срока, вменить в обязанность.

Штампы и клише — шаблонные обороты речи, которые часто встречаются в текстах. Чаще всего читатель их не замечает, поэтому можно не тратить время и просто перестать их употреблять.

Примеры штампов — автоледи, люди в белых халатах, чёрное золото, оставить с носом, тёмная лошадка. 

Итак, канцелярита, штампы, клише нужно убирать из текста.

Избегайте скопления одинаковых форм

Если рядом стоят более трёх слов в одинаковой форме, то предложение становится тяжёлым, плохо воспринимается. Особенно это заметно, когда рядом встают инфинитивы и существительные в родительном падеже.

Например, «для повышения уровня исполнения поручений руководства организации необходимо пройти обучение».

Итак, скопления одинаковых форм — плохо.

Подбирайте правильные слова

Есть стилистически окрашенные слова, а есть нейтральные. Если вы хотите создать сухой деловой текст, то используйте нейтральную лексику. Если же хотите затронуть эмоции читателя, то поработайте с синонимами.

Даже если у вас хороший словарный запас, пользуйтесь словарями синонимов.

Сравните: «пожилая женщина наступила мне на ногу», «бабка отдавила мне ногу», «бабуля наступила на ногу».

Говорите на одном языке с читателем

Кто будет читать ваш текст: директор, секретарь, мамочки в декрете, подростки, пожилые? Когда вы ответите на этот вопрос, вам проще будет подбирать лексику, аргументы, фактуру.

Например, феминитивы — спорная категория слов. С точки зрения грамотности, их употреблять нельзя, ведь в словарях они не зафиксированы. Более того — слова «авторка», «редакторка» многих раздражают. Но есть категория людей, которые говорят о себе только в форме феминитива. Пишите так, как того требует ваша аудитория, чтобы от вас не отвернулись.

Тема и идея

Как бы скучно это ни звучало, но перед тем, как написать текст, вы должны определиться с темой и идей, как в школьном сочинении.

Если вы решите, о чём вы будете писать и зачем, сразу станет проще выстроить текст, сделать его логичным и последовательным, расставить акценты. Тема и идея — ниточка, на которую вы будете нанизывать тезисы и аргументы. Если убрать ниточку, то всё рассыплется: тезисы превратятся в разрозненные факты.

Если вы не понимаете, что пишете и зачем, то станете прыгать с одного тезиса на другой, нарушите логику и в итоге запутаете читателя. Получится бессвязный поток мыслей.

Не умничайте

Даже если вы четырежды эксперт в своей области, нужно в первую очередь заботиться о читателе и писать так, чтобы ему было понятно и интересно: объясняйте термины, передвигайтесь от простых вещей к сложным, приводите примеры, иллюстрации, истории.

Если вам нужно описать сложный процесс, то разбейте его на несколько маленьких понятных шагов. Пишите короткими предложениями, которые строятся по принципу подлежащее+сказуемое+другие члены предложения. Это всё нужно, чтобы не запутать читателя.

Делайте текст динамичным

Если текст вялый, монотонный, то его не дочитают до конца, а динамичные и бодрые статьи приковывают к себе внимание.

Как добиться динамики:

  1. Используйте глаголы.
  2. Чередуйте длинные и короткие предложения
  3. Уберите вводные конструкции
  4. Уберите слова, которые не несут смысловой нагрузки.
  5. Уберите оценку, которую ничем не можете подтвердить.
  6. Используйте тире.

Крючки и гвозди

Крючки в тексте цепляют внимание читателя и заставляют двигаться дальше: обещайте, что решите проблему человека или расскажете интересный случай из жизни. Одним словом, сыграйте на любопытстве.

Гвозди — инструменты, которые не дают вниманию читателя ослабнуть. Это могут быть яркие метафоры, аллегории, необычные выразительные слова или обороты речи, примеры.

Списки, таблицы, выделения

Заботьтесь, чтобы ваш текст было легко воспринимать и запоминать:

  1. Используйте списки.
  2. Используйте таблицы.
  3. Приводите примеры.
  4. Цифры доказывайте расчётами.
  5. Важную информацию выделяйте.
  6. Добавьте картинки, графики, диаграммы, скриншоты.

Развивайтесь

Если текст — ваша работа или хотя бы часть вашей работы, то стоит постоянно развиваться, узнавать новое о работе с информацией и текстами.

  1. Читайте блоги профессиональных редакторов.
  2. Читайте чужие статьи, как хорошие, так и плохие, ищите в них удачные и не очень приёмы.
  3. Читайте специальную литературу: Кларка, Зинсера, Нору Галь.
  4. Изучайте работу мозга, чтобы понимать, как люди воспринимают информацию, как работает мотивация, любопытство, внимание. Это всё помогает выработать собственные приёмы работы с текстом и писать убедительно.
  5. Читайте художественную литературу с карандашом в руках: отмечайте художественные находки, композиционные особенности, красивые обороты, острые метафоры.
  6. Развивайте кругозор, так вам будет проще приводить примеры, иллюстрировать текст.
  7. Изучайте разные научные области, которые могут помочь в работе с текстом: дидактика, логика, сценарное мастерство, нейробиология, психология.
Теги: Образование