Мы окружены информационным шумом: реклама, посты в соцсетях, новости, статьи. Люди устают от бесконечных слов, одинаковых речевых оборотов, клише и перестают воспринимать безликие и скучные тексты. В итоге часть написанной кем-то информации остаётся незамеченной, а ведь автор что-то хотел сказать, донести до читателя свои мысли. Как не стать невидимкой? Писать хорошие качественные тексты, которые с первых слов будут приковывать внимание. Это должны уметь не только копирайтеры, но и все, кто ведёт деловую или личную переписку.
Главное предложение абзаца начинайте с подлежащего и сказуемого. За ним будут следовать другие члены предложения. Это придаст тексту чёткость, ясность и динамику. Читатель не запутается в ваших мыслях. Некоторые авторы все предложения строят по этому принципу: подлежащее, сказуемое, а уже потом другие члены предложения. Однако это придаёт тексту монотонность — вам придётся искать приёмы оживления текста.
Например, «Повстанцы захватили столицу Гаити. Полиция не сопротивлялась. Местные жители подожгли правительственное здание, разгромили магазины, разграбили банк и аэропорт. Президент спасся бегством».
Абзацы строятся по принципу: даём тезис, а потом его аргументируем, затем делаем вывод. В одном абзаце может быть только один тезис, а вот аргументов можно подобрать несколько. Если соблюдать этот принцип, то текст будет логичным, последовательным и понятным для читателя. Если же в одном абзаце будет несколько тезисов, читатель запутается в ваших умозаключениях и сделает неверные выводы.
Напомним, что тезис — мысль, которая требует доказательства, а аргументы — доказательство.
Например, «Из-за загрязнения окружающей среды Земля погибает (тезис). Только в Китае промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу 10 миллионов тонн вредных веществ в год. Металлургические заводы – свинец и ртуть. Мыловаренные фабрики – аммиак и хлор. Угольные шахты – летучую золу и сажу. Они отравляют людей и животных, убивают леса и засоряют водоёмы (аргументация). Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, человечеству необходимо снизить потребление и перейти на экологически чистые производства. Иначе через сто лет планета превратится в безжизненную пустыню (вывод).
Сильные слова и значимая информация должны располагаться в начале и конце. Так вы акцентируете внимание на том, что важно, и приковываете внимание. Этот принцип нужно применять и для самого текста, и для отдельных предложений. В самом начале текста пишите информацию, которая однозначно привлечёт внимание читателя. Это может быть что-то новое, необычное, скандальное, противоречивое. Не начинайте текст с избитых фактов, повторения того, что все и так знают.
Плохо: «Всем родителям известно, что детей сложно отучить от сладкого». Хорошо: «Вы отучите детей от сладкого всего за неделю, выдавая им регулярные карманные деньги».
Прячьте атрибуцию, детали, менее значимую информацию в середину текста. Не нужно долго вводить читателя в курс дела и обещать ему что-то интересное. Сразу покажите, что у вас есть ценная и интересная информация.
Например. «Я больше не могу работать на вашу компанию. У меня ипотека, трое детей, кошка, собака и мать-старушка. Все хотят, чтоб я их кормил, одевал, развлекал и лечил. Это огромные расходы, и мне не хватает денег. Я увольняюсь, потому что зарплата маленькая».
Вместо отглагольных прилагательных используйте глагол. Так вы добавляете тексту динамики, а ещё делаете речь лаконичной.
Например, сравните «из-за недостаточного финансирования сроки ввода в эксплуатацию нового моста были перенесены на ноябрь» и «бюджет выделил мало денег, поэтому мост достроят в ноябре».
Наречия подчёркивают глаголы и прилагательные. Если вам нужен этот эффект, то оставьте наречие. Но иногда они только повторяют смысл сказанного.
Прочитайте фразу без наречия. Если смысл не поменялся, то можно безжалостно убирать его. Так вы сделаете предложение короче, понятнее. Значит, оно будет восприниматься лучше.
Сравните: «мужчина украдкой следил за девушкой из-за кустов» и «мужчина следил за девушкой из-за кустов».
Канцеляриты — слова, пришедшие в речь из официально-делового стиля, языка бюрократии, документов, но не живого публицистического текста. Копирайтеров первым делом учат писать без канцеляритов, потому что слова-бюрократы как сорняки сидят в нашей речи, и многие их даже не замечают.
Примеры канцеляритов: является, данный, функционировать, будучи, аспект, определённый, по истечении срока, вменить в обязанность.
Штампы и клише — шаблонные обороты речи, которые часто встречаются в текстах. Чаще всего читатель их не замечает, поэтому можно не тратить время и просто перестать их употреблять.
Примеры штампов — автоледи, люди в белых халатах, чёрное золото, оставить с носом, тёмная лошадка.
Если рядом стоят более трёх слов в одинаковой форме, то предложение становится тяжёлым, плохо воспринимается. Особенно это заметно, когда рядом встают инфинитивы и существительные в родительном падеже.
Например, «для повышения уровня исполнения поручений руководства организации необходимо пройти обучение».
Есть стилистически окрашенные слова, а есть нейтральные. Если вы хотите создать сухой деловой текст, то используйте нейтральную лексику. Если же хотите затронуть эмоции читателя, то поработайте с синонимами.
Даже если у вас хороший словарный запас, пользуйтесь словарями синонимов.
Сравните: «пожилая женщина наступила мне на ногу», «бабка отдавила мне ногу», «бабуля наступила на ногу».
Кто будет читать ваш текст: директор, секретарь, мамочки в декрете, подростки, пожилые? Когда вы ответите на этот вопрос, вам проще будет подбирать лексику, аргументы, фактуру.
Например, феминитивы — спорная категория слов. С точки зрения грамотности, их употреблять нельзя, ведь в словарях они не зафиксированы. Более того — слова «авторка», «редакторка» многих раздражают. Но есть категория людей, которые говорят о себе только в форме феминитива. Пишите так, как того требует ваша аудитория, чтобы от вас не отвернулись.
Как бы скучно это ни звучало, но перед тем, как написать текст, вы должны определиться с темой и идей, как в школьном сочинении.
Если вы решите, о чём вы будете писать и зачем, сразу станет проще выстроить текст, сделать его логичным и последовательным, расставить акценты. Тема и идея — ниточка, на которую вы будете нанизывать тезисы и аргументы. Если убрать ниточку, то всё рассыплется: тезисы превратятся в разрозненные факты.
Если вы не понимаете, что пишете и зачем, то станете прыгать с одного тезиса на другой, нарушите логику и в итоге запутаете читателя. Получится бессвязный поток мыслей.
Даже если вы четырежды эксперт в своей области, нужно в первую очередь заботиться о читателе и писать так, чтобы ему было понятно и интересно: объясняйте термины, передвигайтесь от простых вещей к сложным, приводите примеры, иллюстрации, истории.
Если вам нужно описать сложный процесс, то разбейте его на несколько маленьких понятных шагов. Пишите короткими предложениями, которые строятся по принципу подлежащее+сказуемое+другие члены предложения. Это всё нужно, чтобы не запутать читателя.
Если текст вялый, монотонный, то его не дочитают до конца, а динамичные и бодрые статьи приковывают к себе внимание.
Как добиться динамики:
Крючки в тексте цепляют внимание читателя и заставляют двигаться дальше: обещайте, что решите проблему человека или расскажете интересный случай из жизни. Одним словом, сыграйте на любопытстве.
Гвозди — инструменты, которые не дают вниманию читателя ослабнуть. Это могут быть яркие метафоры, аллегории, необычные выразительные слова или обороты речи, примеры.
Заботьтесь, чтобы ваш текст было легко воспринимать и запоминать:
Если текст — ваша работа или хотя бы часть вашей работы, то стоит постоянно развиваться, узнавать новое о работе с информацией и текстами.