По итогам 2022 года количество покупок на маркетплейсах увеличилось на 43% в сравнении с прошлым годом. Параллельно выросла конкуренция среди селлеров – магазинов, предлагающих одинаковые товарные позиции, становится больше, и чтобы удержаться на плаву, многие пользуются услугами менеджеров по продвижению товаров. Расскажем, что это за профессия, какие знания необходимы и сколько можно зарабатывать.
Работа в маркетплейсах предполагает, что сотрудник будет координировать деятельность магазина и продвигать товары на торговой площадке. Но это не просто продавец – специалист несёт ответственность за результаты продаж, ему необходимо анализировать целевую аудиторию, общаться с поставщиками, организовывать приём заказов и доставку.
Маркет-менеджер – достаточно молодая профессия, получившая популярность вместе с развитием таких площадок, как Озон, Wildberries, Яндекс.Маркет, AliExpress и других. Он может работать один или в команде с другими сотрудниками – бухгалтерами, маркетологами, логистами, аналитиками. Но в небольших магазинах менеджер маркетплейсов обычно справляется со всем сам – полностью координирует работу на всех этапах.
Такая работа обычно не требует присутствия в офисе клиента, выполнять должностные обязанности в большинстве случаев можно удалённо.
Маркет-менеджмент относится к сфере управления, соответственно, специалист обеспечивает работу интернет-магазина. Он должен сделать так, чтобы процесс закупок и продаж шёл без перебоев, параллельно увеличивая прибыль и развивая бренд.
Сотрудники могут делегировать задачи. Например, если в магазине тысячи позиций, на составление карточек товаров уходит много времени. Эту работу можно переложить на привлеченных копирайтеров. Но найти их, контролировать выполнение и соблюдение сроков, принять работу – всё это входит в задачу менеджера.
График работы у таких сотрудников часто ненормированный. Кроме того, что удалённые покупки на маркетплейсах происходят без учёта часовых поясов, часто приходится отвечать в нерабочее время поставщикам и покупателям. Работать менеджеры могут сразу с несколькими селлерами, имея в управлении более одного магазина.
Работа менеджера по товару разносторонняя и в большинстве случаев зависит ещё и от специфики товара. Сотрудник должен не только делать закупки, размещать товары и организовывать заказы, но и, например, знать ассортимент, уметь закрыть возражения и др.
Новичка, который никогда не работал в этой сфере, могут взять помощником менеджера или доверить ему ведение небольшого магазина. Обычно на этом этапе достаточно:
Для кандидата важны такие качества:
Чаще всего начинающим менеджерам предоставляется подробная инструкция, следуя которой сложно ошибиться.
Менеджер в интернет-магазине, достигший этого уровня, уже имеет небольшой опыт, мог поработать с несколькими маркетплейсами. На этом этапе круг обязанностей может расшириться – в этом случае специалисту поручают:
Такие специалисты, как правило, должны разбираться в особенностях работы нескольких маркетплейсов, уметь обрабатывать большой объем информации, анализировать финансовые показатели.
Такие специалисты достаточно самостоятельны, могут организовать весь процесс без посторонней помощи. На уровень middle выходят в среднем через 1–2 года – такого опыта достаточно, чтобы уметь повышать продажи и решать остальные задачи:
Администрирование на этом уровне оплачивается лучше, но и требования к соискателю более высокие – необходимо понимать все этапы цикла продаж, самостоятельно контролировать рабочие процессы.
Менеджер по продвижению продукции этого уровня считается топ-специалистом и имеет за плечами опыт в среднем от 3 лет и более. Им доверяют серьёзные задачи, например, подбор сотрудников и делегирование им определённых функций.
Кроме перечисленных требований, такой специалист должен уметь:
Сотрудники этого уровня должны полностью владеть профессией, уметь работать в основных программах, которые используются для учёта, взаимодействовать с большим количеством людей – селлером, командой, покупателями.
За 2022 год выручка маркетплейсов увеличилась более чем на 100%. Эксперты прогнозируют, что к 2025 рынок вырастет ещё примерно в три раза. Растёт число продавцов и конкуренция между ними – новичкам становится сложнее начать бизнес, свободных ниш осталось мало, поскольку на площадках сегодня продается всё что угодно. Но это плюс для маркетплейс-менеджеров – с развитием онлайн-торговли повышается спрос на специалистов разного уровня.
Параллельно с ростом торговых онлайн-площадок растёт и востребованность профессии. На конец июня 2023 года на hh.ru опубликовано больше 7000 вакансий.
Сегодня даже небольшому магазину, который продаёт свои товары через Озон, Wildberries, Яндекс.Маркет и подобные площадки, в большинстве случаев нужен человек, чтобы организовать весь процесс продаж. Развитие онлайн-торговли приводит и к росту спроса на таких сотрудников, особенно тех, которые могут выполнять несколько разноплановых задач одновременно, например, общаться с покупателями, организовать приём заказа и доставку, но параллельно ещё и продвигать товары, заполнять карточки, работать с ассортиментом и ценовой политикой.
После начала работы специалист двигается в пределах своих категорий. На каждом этапе увеличивается количество магазинов на обслуживании или происходит переход от более мелких брендов к крупным. Когда достигается уровень senior, следующим шагом может быть:
Как правило, при подъёме по карьерной лестнице на каждый этап уходит по 1–3 года. То есть, технически уже через 5–6 лет менеджер маркетплейсов может сам стать селлером, консультантом или частью команды площадки.
В основном размер зарплаты определяется выполняемыми функциями. Чем их набор больше, чем лучше показатели работы магазина, тем выше заработок сотрудника. В зависимости от категории доход может быть таким:
Это деление дохода условно, поскольку, кроме личных качеств и знаний специалиста, также важны место работы (крупная компания или микробизнес), торговая площадка, особенности продукции.
Профессия имеет определенную специфику, которую важно учитывать тем, кто хочет освоить её. Так, она подойдёт, если у вас есть определённые навыки:
Профессия может подойти и тем, кто начинает с нуля, и тем, кто уже связан с онлайн-продажами, например, администраторам интернет-магазинов, торговых страниц в соцсетях.
Способов освоить профессию несколько – можно самостоятельно развиваться, начав с позиции стажёра или помощника, но получить необходимые знания можно на курсах с поддержкой преподавателей.
Есть несколько платных курсов для освоения профессии:
Основное преимущество обучения на платных курсах – освоение информации под руководством преподавателей, возможность составить портфолио, а во многих случаях – ещё и помощь в трудоустройстве.
Лучшие курсы на бесплатной основе:
Особенность бесплатных курсов в том, что чаще всего они предполагают самообучение – студенту выдаются материалы, например, лекции в записи или текстовые задания, которые он самостоятельно осваивает без проверки наставниками.
Обучающие видео можно найти на YouTube:
Часть видео на YouTube посвящена работе на сайтах Ozon и Wildberries, но есть и контент для старта на других торговых площадках.
Устроиться на стажировку можно от школы, в которой вы проходили обучение. Часто организаторы курсов рекомендуют лучших выпускников своим партнерам-селлерам. Обычно это практикуется при платном обучении.
Кроме того, поискать вариант стажировки можно и самостоятельно. Чаще всего её предлагают на неоплачиваемой основе, но такой формат позволяет получить необходимый опыт и собрать хотя бы минимальное портфолио для дальнейшего трудоустройства.
Прежде чем начинать обучение и входить в профессию, важно понять все её достоинства и недостатки.
Основные преимущества:
Ещё один несомненный бонус – возможность развития. Общаясь с большим количеством людей, можно завести полезные знакомства и развиваться в разных направлениях.
Минусов не так много:
Кроме того, специалист должен постоянно учиться – маркетплейсы регулярно вводят новые правила и ограничения, которые нужно учитывать.