При презентации дизайна проекта трудно обходиться исключительно словами. Поэтому для этого используют специальный визуальный инструмент — мудборд. Он необходим, чтобы передать заказчику соответствующий образ и атмосферу. Рассказываем, что такое мудборд и как его создать.
Слово «мудборд» имеет англоязычное происхождение. Оно произошло от словосочетания «mood board», что переводится как доска настроения. Так называется коллаж из иллюстраций, фото, слов, рисунков, который создают под определённый дизайн-проект: интерьера, одежды, сайта, мероприятия.
Например, дизайнеру поставили задачу разработать дизайн сайта туристического блога. Его визуальное решение может быть разным: забавным или серьёзным, изысканным или упрощённым, выполненным в тех или иных цветах. Чтобы найти нужные образы, с которыми будет ассоциироваться блог, и используют мудборд.
Коллаж помогает выразить настроение, передаёт то, что сложно выразить словами. Он позволяет:
Мудборд выступает в качестве презентации идей дизайнера. С его помощью специалист может поделиться своими мыслями и взглядами с заказчиком, коллегами.
Важно, что доска настроения — это не просто собрание разных фотографий, рисунков и элементов. Все детали этой работы должны взаимодействовать между собой, дополнять друг друга и помогать передавать смыслы.
Мудборд, референс и концепт — составляющие одной работы дизайнера. Чтобы начать трудиться над проектом, специалист должен найти объекты, которые помогут определить главную идею. Такими объектами могут быть изображения, фотографии, места и даже цветовая палитра. Они называются референсами (от английского «reference» — ссылка, ориентир).
Главная задача референса — помочь дизайнеру найти вдохновение и понять, как должен выглядеть проект, каким образом его визуализировать. Иными словами, референс — это шаблон, на который опирается специалист.
В работе дизайнер может использовать один референс или несколько. В одном можно почерпнуть стиль, в другом — композицию, в третьем — цветовую гамму и т. д. Такой подход позволяет создать что-то новое, отличающееся от других.
Подобрав референсы, дизайнер начинает работу над задачей. Чтобы найти окончательные образы и визуализировать собственные идеи, он создаёт мудборд из ассоциативных изображений. Это позволяет понять, как должен выглядеть концепт — готовый эскиз дизайна интерьера, мобильного приложения, сайта или любого другого проекта. Концепт служит базой для отрисовки окончательного макета.
Мудборд — инструмент, который можно использовать для решения любых креативных задач. К нему обращаются не только дизайнеры, но и художники, фотографы, режиссёры — творческие люди, которым требуется вдохновение.
Стилистика и наполнение доски настроения зависит от поставленных перед специалистом задач. Поэтому примеры мудбордов бывают совершенно разными. Например, коллаж для передачи цветовой гаммы может выглядеть так:
С помощью такого мудборда можно продемонстрировать, как цвета передают ощущения, какие эмоции они вызывают. Кроме того, дизайнер показывает, как различные оттенки гармонируют между собой.
Следующий пример демонстрирует, как может быть использован мудборд в дизайне интерьеров. С его помощью специалист показывает, как сочетаются различные материалы, их цвета и текстуры.
Часто доски настроения используют в брендинге. С их помощью формируют фирменный стиль компании, призванный производить определённое впечатление. Это хорошо иллюстрирует следующий пример мудборда, который можно взять за основу для айдентики бизнеса, связанного с товарами для дома.
Мудборды используют и фотографы. Коллаж из фотографий на определённую тематику может стать основой для портфолио таких специалистов. Также он подходит для разработки концепции торжественных мероприятий.
Мудборд полезен, если он правильно создан и передаёт те эмоции, которые должен. В противном случае он может даже навредить, вызвав ненужные ассоциации. Чтобы этого не случилось, специалисты должны пользоваться правилами создания.
Цвет — эффективный инструмент, с помощью которого дизайнер может передать атмосферу и вызвать эмоции. Доказано, что различные цвета и их оттенки по-разному воспринимаются человеком:
При работе над проектом важно подбирать такие цвета, которые соответствуют целям и вызывают правильные ассоциации у зрителя.
Обычно для мудборда выбирают 2–3 основных цвета и их оттенки. В некоторых случаях достаточно одного. Задача дизайнера — не перегрузить изображение и акцентировать внимание на нужных деталях.
Перед тем как сделать мудборд, нужно отобрать подходящие изображения и фото. Все они должны соответствовать замыслу специалиста и передавать идею. Обычно берут 30–40 элементов и из них выбирают релевантные.
Для работы над мудбордом дизайнеры используют изображения архитектурных форм, предметов искусства, интерьера, людей, природы. В некоторых случаях они берут различные абстрактные образы и объекты.
Ассоциации вызывают не только цвета, но и различные текстуры. Например, мрамор и стекло соотносятся с чем-то строгим. Если нужно вызвать чувство уюта, можно использовать мягкие ткани, для айдентики роскошных товаров подходит золото. Также работают и различные фактуры — глянец, шагрень и т. д.
Паттерны часто используют для создания фирменного стиля, а также при разработке дизайна интерьеров. Повторяющиеся узоры могут украшать рекламные материалы, фирменные бланки, стены и предметы мебели.
Типографика — важный элемент и в дизайне фирменного стиля, и при подготовке пригласительных на свадьбу. Для одних текстов подходит строгий стиль написания, а для других — романтичный.
Самые частые ошибки, которые встречаются в работах дизайнеров:
Текст — действенный инструмент дизайнера. Он выступает подкреплением смыслов. С его помощью специалист даёт понять зрителю, какие образы должны возникать при просмотре работы, подталкивает его к нужным ассоциациям. Однако использовать его нужно аккуратно.
Мудборд в дизайне — это основа проекта. Поэтому его создание требует больших усилий. Чтобы разработать полезный коллаж, нужно следовать определённым этапам работы.
На старте следует определиться с тем, что нужно заказчику, какие конечные цели и задачи должен решать проект. Для этого следует обсудить:
Специалисту следует запросить материалы, которые могут быть полезны. Попросите заказчика предоставить брендбук, образцы понравившихся рекламных брошюр, информацию о конкурентах. Всё это позволит определить направление работы.
Определившись с вектором, специалист приступает к поиску референсов. Для этого следует найти работы подходящей тематики, изучить приёмы конкурентов.
Найдя источник вдохновения в референсах, следует подобрать изображения для воплощения задумки. Делают это обычно при помощи фотостоков, фотохостингов, творческих платформ, собственной базы фотографий.
После того как материалы отобраны, их нужно соединить в единое целое. Для этого придерживайтесь следующих рекомендаций:
Если составить коллаж не получится, ничего страшного. Мудборд — инструмент, который позволяет экспериментировать и вносить правки, добиваясь оптимального результата.
На заключительном этапе работу дизайнера нужно представить заказчику или его команде. В процессе презентации следует ответить на вопросы клиента, получить от него обратную связь. Если всё хорошо, можно переходить к разработке концепта, если нет — необходимо внести правки.
Доска настроения может быть создана различными способами, даже при помощи простой бумаги и вырезок из газет. Но современные технологии позволяют автоматизировать этот процесс и сделать его удобным. Для этого используют специальные программы и приложения. Рассмотрим наиболее популярные из них.
Pinterest содержит множество изображений, которые можно использовать как для поиска референсов, так и для создания коллажа. Подходящие фотографии можно добавлять в коллекции, сортировать, создавать подборки.
У сайта понятный интерфейс. Для поиска подходящих изображений достаточно ввести нужный тег. Система подберёт фотографии определённых цветов, тематики и стилистики.
Canva — популярный инструмент, который используют для создания графического дизайна веб-страниц, постов, а также досок. Он позволяет объединять изображения, добавлять надписи, подбирать цветовую композицию.
Плюс этого ресурса — наличие большого количества шаблонов, а также интеграция с коллекциями фотографий и генераторами картинок.
Adobe Spark — известный инструмент, который входит в семейство Adobe. Интеграция с Adobe Stock позволяет пользователям получить доступ к богатой коллекции изображений.
Приложение удобно использовать для создания любых разновидностей графики. Пользователи могут создавать проекты, добавлять в них фотографии, менять шрифты и цвета.
Miro — интерактивная доска для совместной работы. Члены команды могут добавлять на неё свои элементы, делиться идеями и делать заметки.
Для регулярного использования ресурса требуется подписка. Однако попробовать в работе программу можно бесплатно.
Milanote — специализированная платформа для создания досок визуализации. Позволяет добавлять на них изображения, надписи, оставлять комментарии. Предоставляет возможность совместной работы над проектом.
Особенность сервиса — огромный выбор шаблонов, позволяющий воплотить любые идеи. Пользоваться сайтом просто, поэтому платформа подходит для новичков в дизайне.
Чтобы создать удачный мудборд, следует избегать распространённых ошибок. Наиболее часто среди них встречаются:
Мудборд — полезный инструмент. Его использование облегчает работу творческих специалистов, помогает систематизировать информацию и визуализировать идеи. С ним вы сможете получить преимущества на рынке труда и убедить заказчиков работать именно с вами. Поэтому так важно научиться работать с этим инструментом.