Растровая и векторная графика – способы создания изображений в компьютерной графике. С ее помощью разрабатывают анимацию, 3D-модели, полиграфическую продукцию и другое, применяя специальные программы, например, Adobe Photoshop. Разберём подробнее, как создаются графические изображения, где используются и можно ли этому научиться с нуля.
С помощью векторной графики создают графические объекты на основе линий, точек, многоугольников (примитивов). Фигуры здесь строятся по формулам, как, например, в геометрии окружность строят в системе координат.
Кроме размеров и координат элементов, можно задавать и прочие параметры:
Векторная графика названа так потому, что основными здесь являются векторы линий и координаты точек.
Созданные с помощью такой графики картинки состоят из контура и заливки. Контур рассчитывается не вручную, а с помощью специальных программ по математической формуле. Опорные точки соединяются кривыми. При этом по качеству векторные изображения не сильно уступают растровым, а отдельные пиксели не отображаются при любом увеличении.
Программы, в которых работают с векторной графикой, называют графическими редакторами.
Sketch – редактор, в котором можно делать интерфейсы десктопных программ, мобильных приложений и др. Это профессиональный инструмент. Он не даёт возможности редактировать фотографии или создавать трёхмерную графику, как в Photoshop, но оптимально подходит, например, для иллюстративной графики.
Особенности:
Для работы используются простые инструменты, например, пипетка, перо или карандаш, вставка картинок, текста, фигур.
С помощью этого графического редактора можно обрабатывать изображения, создавать наброски, моделировать объекты и даже проектировать, например, мебель.
Особенности:
Редактор используют дизайнеры, типографии, художники при подготовке вывесок, баннеров, чертежей, иллюстраций, макетов и др.
Редактор векторной графики из пакета Adobe применяют для создания и редактирования логотипов, иконок, иллюстраций, паттернов, макетов для печати, инфографики, анимации, стикеров.
Особенности:
По функционалу очень схож с CorelDRAW. Основной минус – ограничение в размере рабочей области, что критично при создании больших макетов.
Англоязычный инструмент для создания логотипов (и не только), работает на ПК и мобильных устройствах. Есть бесплатная версия, ограниченная в функционале. С ним удобно работать – можно ввести название компании, выбрать индустрию, а редактор предложит готовые шаблоны для логотипов. Но разрабатывать их можно и с нуля.
Используются такие форматы:
У каждого формата есть свои особенности. Например, AI создан специально для редактора Adobe Illustrator и с другими редакторами часто не совместим. При масштабировании сохраняет высокое качество исходного изображения. CDR привязан к Corel Draw и практически не читается в других программах. EPS используют при подготовке документов для полиграфии, поскольку он удобен для больших объёмов информации.
Одно из основных назначений векторной графики – создание логотипов. Кроме них позволяет делать иконки, иллюстрации, технические чертежи. В то же время реалистичные изображения в ней получаются плохо.
Она даёт возможность масштабирования картинок почти без ограничений – их можно печатать на визитках и многометровых баннерах, и пикселей в любом случае не будет заметно.
Такой графике можно научиться, не владея навыками рисования – бесплатно с помощью курсов и видео в интернете, а также платно в онлайн-школах.
В онлайн-школах учат работать в Adobe Illustrator, Photoshop, CorelDraw, использовать разные жанры, оформлять буклеты, журналы, веб-страницы. Многие курсы предлагают помощь с трудоустройством.
Популярные бесплатные курсы:
Популярные каналы на YouTube:
У векторной графики есть свои особенности.
Плюсы:
Минусы:
Растром называли инструмент в виде решётки для создания изображений и штрихов, которые потом воспроизводили в полиграфии. Сейчас так называется и разновидность графики, где иллюстрации создаются на основе пикселей – небольших точек разного размера, положения и цвета. Именно поэтому при увеличении изображение теряет чёткость, а его контур становится неровным – с «уголками» от пикселей.
Пример растрового изображения – точечные картинки, созданные в программе Paint. Они меняются, если их масштабировать – при сжатии пиксельные точки сливаются, мелкие детали становятся неразличимы, а при растягивании возникает ступенчатый эффект. Все нарисованные на бумаге или другом материале от руки картинки также растровые.
Изображение из точек – отсканированные документы, рисунки, фотографии – более универсальны. Растровая графика в отличие от векторной позволяет создавать сложные рисунки с красивым переходом цветов и высокой детализацией в разных стилях.
Качество картинки определяют два параметра:
Глубину цвета измеряют в битах. Чем выше цифра, тем большее количество цветов использовано в изображении. И чем выше значение глубины цвета, тем бо́льшую реалистичность получает изображение, переходы оттенков в нём плавные, градиентные.
Мониторы на ПК сегодня способны поддерживать 24 бита. Соответственно, 16-битные изображения будут выглядеть на них более размытыми. Чем больше цветов используется, тем больше «весит» итоговое изображение – чёрно-белое, где пиксель весит 1 бит, будет намного «легче», чем такое же в цвете.
Кроме того, используют разные цветовые модели – RGB, CMYK, XYZ, YCbCr и др. В камерах и мониторах в основном RGB, в полиграфии – CMY(K). Модель RGB состоит из трёх цветов – красного, зелёного и голубого, все остальные получаются при их смешении в разных пропорциях.
Растровое изображение состоит из определённого количества пикселей по горизонтали и вертикали, например 640×480 – это и будет разрешение. Чем оно выше на одну единицу площади, тем более чёткая картинка и тем лучше на ней видны мелкие детали. Используют показатель DPI – число пикселей на дюйм.
Когда созданное изображение выводится на бумагу или экран, оно займёт прямоугольник определённого масштаба. Если оно масштабируется (растягивается или сжимается) под размер экрана или бумаги, качество будет хуже, поэтому количество пикселей по вертикали и горизонтали продумывают сразу исходя из параметров устройства отображения.
Растровые изображения могут иметь разные форматы:
При выборе формата учитывают возможность сжатия с последующим восстановлением или без него. Например, BMP обычно применяют без сжатия, TIFF поддерживает возможность сжатия без снижения качества. Наиболее популярные форматы – JPEG и PNG.
Растровую графику используют в веб-дизайне, кинематографе, телевидении, полиграфии для таких целей:
Растровые изображения создают в графических редакторах и используют в рекламном, издательском деле, веб-технологиях при оформлении пользовательских интерфейсов, в фотографии. Источником же их могут быть цифровые фотоаппараты, сканеры, видеокамеры и др.
Для растровой графики тоже используют графические редакторы.
Adobe Photoshop – одна из самых популярных программ, где можно создавать и редактировать изображения. Она позволяет:
Инструментов в Photoshop очень много – возможности редактора почти безграничны. Тут можно использовать сложные спецэффекты, делать цветные фото чёрно-белыми и наоборот, накладывать фильтры, проектировать 3D-картинки. При этом у программы удобный русскоязычный интерфейс, несколько плагинов для расширения функционала, есть бесплатная демоверсия и сотни, если не тысячи, обучающих материалов.
Приложение для обработки фото позволяет рисовать, редактировать, ретушировать и трансформировать изображения. Тут есть встроенные фильтры, цветокоррекция, спецэффекты и возможность работать с масками и слоями. В основном предназначено для векторной графики.
Отлично подходит для новичков – включает профессиональные инструменты, но стоит дешевле и просто в использовании.
Редактор растровой и векторной графики, используемый на Windows и MS-DOS. Позволяет рисовать, редактировать готовые картинки, работать с мультипликациями GIF. Поддерживает различные форматы, в том числе JPEG, JPEG 2000, GIF, PCX и др. В нем можно работать со слоями, есть утилита захвата экрана, текстуры и спецэффекты.
В NeoPaint встроен браузер картинок, который помогает подбирать нужные изображения, а библиотека графических семплов – создавать изображения с нуля. Редактор максимально прост и рассчитан даже на пользователей с минимальным опытом в компьютерной графике.
Редактор подходит для Mac OS X, выступает аналогом MacPaint. В основном предназначен для рисования и имеет для этого все необходимые инструменты – кисти, возможность работать со слоями, геометрическими фигурами. Профессиональных инструментов, как, например, для ретуширования в Photoshop, здесь нет.
Изучить растровую графику можно при поддержке наставника в онлайн-школе или самостоятельно при помощи обучающих видео, бесплатных курсов.
Популярные бесплатные курсы:
Популярные платные курсы:
Для изучения растровой графики и инструментов для работы с ней подойдут каналы на YouTube:
Научиться компьютерной графике, в том числе растровой, можно в вузах (54.05.03–Графика):
Как и векторная графика, растровая имеет свои особенности.
Преимущества:
Недостатки:
Растровая графика отличается от векторной такими параметрами:
Векторные изображения менее требовательны к оперативной памяти устройств, для воспроизведения же растровых нужны достаточные мощности.