Все профессии, связанные с дизайном, предполагают наличие творческого начала. Неважно, создаёт ли специалист эскизы одежды, продумывает ландшафтный дизайн или обложку для группы в соцсети, это должно быть не просто красиво, но и выполнено с учётом потребностей потребителя и современных трендов. Расскажем, какие есть дизайнеры, чем они занимаются и как выбрать подходящее для себя направление.
Профессия дизайнера – творческая. Основная задача такого специалиста состоит в том, чтобы делать конечный продукт красивым и удобным для потребителей. Сегодня это не те «художники», которые ещё несколько десятков лет назад занимались созданием проектов интерьеров и одежды.
Сейчас дизайнер ближе к разработчику. Хотя он не пишет код, но часто использует современные инструменты для создания своих проектов. Основная задача дизайнера – визуализация и оформление практически чего угодно:
Сферы дизайна различны: архитектура, реклама, диджитал. В зависимости от этого отличаются специальности дизайнера и необходимый набор знаний и навыков – то, что умеет ландшафтный дизайнер, не потребуется продуктовому, занимающемуся интерфейсами.
Дизайнерские профессии объединяет нечто общее – специалист любого профиля продумывает, как будет выглядеть та или иная вещь, будет ли она удобна в использовании. Всё, что окружает нас, создано дизайнерами – авто, мебель, одежда, банковское приложение или группа ВКонтакте.
Рассказываем, какие бывают виды дизайнеров, чем одно направление отличается от другого, какие навыки необходимы специалисту и как развиваться в карьере.
Одна из разновидностей дизайнеров – графический. Он решает задачи бизнеса через разработку визуальных образов и создаёт:
Эта профессия в дизайне требует, чтобы специалист поддерживал Tone of Voice бренда и продвигал товары или услуги на рынке. Именно он создаёт визуальный образ компании и её продукта и делает так, чтобы, например, логотип запоминался потребителям, был узнаваемым и запоминающимся.
Востребованность профессии графический дизайнер очень высока – компании уделяют больше внимания визуальному оформлению своих продуктов при увеличившейся конкуренции.
Ещё один вид профессии дизайнеров – веб-дизайнер. Он работает над визуализацией сайтов:
Основное направление его работы – создание визуала. Такая профессия предполагает наличие чувства вкуса и художественных навыков, но и технические знания тоже важны – не понимая, как работает сайт, как взаимодействуют его элементы, создать удобный и красивый продукт не получится.
Востребованность профессии веб-дизайнер растёт с каждым годом – количество сайтов увеличивается, созданные давно требуют обновления. Поэтому спрос на таких специалистов высок.
Специалист в этой сфере совмещает применение пользовательского опыта при работе с сайтами и приложениями и создание логичного и понятного интерфейса продукта. Должность UX/UI дизайнера предполагает, что он должен развиваться сразу в двух направлениях:
Такого специалиста можно считать универсальным – в отличие от веб-дизайнера он не только создаёт визуал, но и работает над логикой продукта, делая так, чтобы пользователю было легко в нём ориентироваться, не нужно было бы совершать лишних действий.
Востребованность профессии UX/UI–дизайнер высока в разных сферах. Таких специалистов нанимают в ритейле, в сфере финтеха и др. Их деятельность не ограничивается проектами для интернета – такие дизайнеры разрабатывают интерфейс банкоматов, терминалов, бортовых систем в авто и др.
Ещё одна профессия в сфере дизайна – дизайнер интерьера. Этот специалист создаёт проект, в котором отражает вид будущего помещения. Это могут быть частные дома, квартиры, офисы, рестораны, кафе, гостиницы. Создавая коммерческое или жилое пространство, такой специалист:
В этой нише выделяют дизайнеров по отраслям – декораторов, дизайнеров мебели и др.
Такая специальность в дизайне предполагает создание ландшафтов – оформление приусадебных участков, территорий перед зданиями, парков, садов. В работе специалисты используют всевозможные растения и другие природные материалы, например, камни и дерево.
Грамотный ландшафтный дизайнер может скрыть дефекты участка, создать особую атмосферу, эффективно поделить территорию на зоны, подобрать освещение. В профессии присутствует творчество, но она требует и технических знаний. Например, важно знать, как работают коммуникации, уметь определять характеристики почв для посадки растений.
Следующий вид специальности дизайнер относится к сфере 3D. Он создаёт трёхмерную графику на компьютере в различных областях – дизайне интерьеров, архитектуре, компьютерных играх и кино.
Внутри этой профессии есть несколько направлений:
Такой вид профессии в дизайне предполагает использование специфических программ в сочетании с творческим потенциалом. Одна из первостепенных задач, если, например, создаётся персонаж для мультфильма – сделать его реалистичным.
Специалист в этой сфере разрабатывает концепцию будущего приложения на смартфоны для разных операционных систем. Основной предмет работы – интерфейс мобильного ПО, а главная задача – сделать продукт привлекательным и удобным.
Круг задач специалиста:
Это похоже на работу UX/UI-дизайнера с той лишь разницей, что дизайнер работает только с мобильными приложениями.
Такие дизайнеры разрабатывают игровые механики, а по сути – рисуют игры. Они в деталях продумывают:
В зависимости от того, где работает дизайнер, круг обязанностей может быть шире. Существуют и узкие ниши – нарративный дизайнер выполняет интеграцию повествования, а левел-дизайнер создаёт окружение в игре.
Такой специалист работает с бизнесом и определенным продуктом, часто сочетает функции промышленного и художественного дизайнера, аналитика, маркетолога. В его задачи входит помощь бизнесу с продвижением на рынке. Он отвечает за качество пользовательского опыта, исследует потребности целевой аудитории и предлагает пути улучшения продукта.
Наиболее востребованы такие сотрудники в сфере IT, но продакт-дизайнер может найти себя и в других отраслях, например, онлайн-обучении.
Это сфера дизайна анимации, которая предполагает «оживление» виртуального статического изображения. Специалисты работают в рекламе, на телевидении и в digital-сфере. При этом нужно не только создавать собственный дизайн, но и иметь навыки аниматора, монтажера, режиссёра.
Моушн-дизайн используется везде, где есть визуальный контент – в создании видеоигр, на ТВ, в киноиндустрии, в рекламной отрасли, на сайтах. Но это не совсем анимация – в таких роликах нет стандартного сюжета, как, например, в мультфильмах.
Одна из наиболее «старых» специализаций дизайнеров, не теряющая актуальности и сегодня. Этот специалист создаёт эскизы и продумывает концепцию новой коллекции. Имена многих дизайнеров одежды на слуху у всех, но востребованы они не только на подиумах – любое швейное предприятие имеет в штате такого сотрудника.
Это направление – одно из самых творческих. В то же время специалист должен уметь анализировать рынок сбыта, потребности потребителя, знать основы маркетинга, чтобы максимально продвигать продукт на рынке. Обычно выделяют два направления – художников-модельеров и модельеров-конструкторов. Первые создают эскизы, а вторые – чертежи, выкройки и лекала, а также выполняют подбор тканей и фурнитуры.
Эти специалисты придумывают украшения – делают эскизы ювелирных изделий. Технически это похоже на дизайн одежды и аксессуаров, но дополнительно нужно иметь навыки работы с драгоценными металлами и камнями, знать, как тот или иной материал поведёт себя при обработке.
В работе используются элементы 3D-дизайна – в большинстве своём эскизы сегодня не рисуют, а делают в векторных редакторах. Работать можно на себя, создавая украшения на заказ, или в крупных мастерских и компаниях по производству ювелирных изделий.
Этот специалист работает в сфере флористики:
Профессия требует не только творческих навыков, но и знания ботаники – часто в обязанности флориста входит уход за растениями.
Такой дизайнер создаёт изображения для иллюстрации:
Это художник, который может создавать эскизы вручную или использовать компьютерные программы. Кроме этого, он занимается цветокоррекцией, ретушью, созданием коллажей, разработкой шрифтов. Например, иллюстраторы могут работать над созданием детских книг, рисовать обложки для модных журналов, визуализировать архитектурные проекты или рекламные материалы.
Такой специалист работает с «быстрыми» рисунками – создаёт эскизы различных событий и предметов. С их помощью формируется идея, на основе которой можно организовать полноценный проект. В основном эту нишу выбирают те, кто любит рисовать. Но такие навыки легко монетизировать, если создавать скетчи для журналов, газет, сайтов, полиграфических предприятий.
Скетчеры не работают с компьютерными программами, а используют бумагу и карандаши, краски, ручки. На основе их работ дизайнеры других направлений создают баннеры, логотипы, визитки, листовки и другую продукцию.
Фотодизайнер – специалист, который делает фото и обрабатывает его при помощи Photoshop и подобных программ. То есть, он должен знать не только особенности фотографии, но и владеть, например, навыками ретуши, чтобы сделать готовый результат более привлекательным.
Это разновидность графического дизайна, которая используется в создании фирменного стиля компании. Задача специалиста – визуально объединить всё, что напоминает о бренде: логотип, нейминг, упаковку, внешний вид сайта, приложения.
Брендинг используют, чтобы повысить узнаваемость образа, лояльность у аудитории, передать пользователям идею компании. Специалист участвует во многих процессах – разработках нового продукта, усовершенствовании уже вышедших на рынок, рекламных кампаниях и др.
Специалист работает на стыке программирования и искусства дизайна – может разработать сайт, приложение, имеет навыки вёрстки, программирования и «ведет» проект на всех этапах. Но непосредственно разработкой не занимается. При этом параллельно проводит исследование потребностей пользователя, создает концепции интерфейсов, разрабатывает прототипы, тестирует и даже выполняет пост-анализ.
Такой «человек-оркестр» невероятно востребован во многих компаниях, получает высокую зарплату, но и достичь необходимого уровня знаний сложно. Он может заменить нескольких сотрудников компании, но иногда работает в какой-то одной нише.
Промышленные дизайнеры проектируют и функционально «наполняют» изделия для массового использования – смартфоны, авто, бытовую технику. Здесь также необходимо уметь анализировать аудиторию, продукты конкурентов, уметь создавать чертежи и взаимодействовать с другими участниками проекта – инженерами, маркетологами.
Найти вакансии для промышленных дизайнеров несложно – такие специалисты востребованы практически на любом производстве.
При выборе направления важно учитывать следующие моменты:
Дизайнер – перспективная и многогранная профессия, у которой существует множество ответвлений. Иногда они настолько отличаются, что для перехода в другую нишу требуется обучение с нуля. В то же время на таких специалистов всегда есть спрос, а работать можно на фрилансе или в штате – удалённо и в офисе.