Нас окружают тексты: статьи в интернете, реклама на баннерах, листовках. Ролики на Ютюбе и те выросли из текстов, ведь сначала был сценарий, а потом уже видео. Всё это пишут копирайтеры. Если вы читаете это, то наверняка задумываетесь о том, можно ли хорошо заработать, создавая тексты. У нас для вас две новости. Хорошая: научиться писать тексты не так сложно - вы сможете освоить азы за несколько месяцев. Плохая новость: разброс зарплат копирайтеров очень большой. Один пишет текст за 200 рублей, другой - за 10 000 рублей. Давайте разберёмся, как быстро войти в профессию и не быть тем, кто пишет за 200 рублей, не жалея рук и глаз своих.
Вообще в России понятие «копирайтер» очень размыто, поэтому давайте разбираться, чем же предстоит заниматься, если вы решили стать копирайтером.
Слово «копирайтер» происходит от английских слов «copy» – рукопись и «writer» – писатель. Очевидно, что работа связана с написанием текстов.
В чистом виде профессия копирайтера связана с созданием рекламных текстов: слоганы, лендинги, пресс-релизы, объявления, продающие тексты. То есть копирайтер пишет то, что помогает компании продавать товары.
Однако вы можете встретить вакансию, где ищут копирайтера, чтобы писать информационные тексты на сайт, SEO-тексты (тексты, созданные для продвижения в поисковиках), посты в блог.
В других вакансиях вообще копирайтера не упоминают и ищут «автора текстов», «райтера», «редактора».
В широком смысле копирайтер пишет любые тексты, в узком — пишет только рекламные тексты.
Если вы ещё не вошли в профессию, то советуем вам решить, чем же вы будете заниматься: писать информационные тексты, рекламные тексты, сценарии или тексты для интерфейсов. От этого будет зависеть стратегия вашего обучения и продвижения по карьерной лестнице.
Как определиться? Посмотрите внимательно на тексты в интернете и прислушайтесь к себе.
Например, прочитайте вот эту статью и ответьте на вопрос: хочется ли вам написать такую же. Посмотрите на одностраничный сайт и подумайте, а смогли бы вы написать для него текст. Так пройдитесь по разным типам текстов. Учтите, что надпись на кнопке в банковском приложении тоже создана не просто так. Над словами, которые там написаны, думали специалисты. Может, именно это вам близко?
Универсального совета быть не может, потому что кто-то любит погрузиться в тематику и два дня писать большую статью с советами, кто-то любит работать в рекламе, потому что получает удовольствие именно от творческого процесса, обсуждения идей и т. д.
В какой бы сфере ни работал копирайтер, ему придётся погрузиться в тематику. Например, вам заказали статью про семейный бюджет, а вы ни разу его не вели, не видели специальных приложений и с трудом представляете, кто вообще настолько организован, чтобы записывать свои расходы в табличку.
Придётся не только прочитать то, что есть в интернете, но и попробовать, представить себя на месте человека, который зашёл на эту статью: какие у него вопросы возникают, зачем он вообще читает ваш материал. Вероятно, придётся пообщаться с теми, кто собирается вести семейный бюджет, кто уже ведёт, с экспертами по финансовой грамотности.
Всё, что мы перечислили, справедливо и для тех, кто пишет рекламные тексты. Вы должны представлять, кто ваш клиент, чего он хочет, какие у него проблемы. В любом случае придётся близко познакомиться с продуктом или услугой, которые нужно описать.
Важно: надо уметь ориентироваться в информации быстро. Не забывайте, что копирайтерам чаще всего платят сдельно. Вам надо найти баланс качества и скорости.
Будьте готовы к многочисленным правкам. Если вы работаете с разными заказчиками, то столкнётесь с тем, что у каждого бизнеса своя целевая аудитория, а у заказчиков — разные требования к оформлению, стилю. Под каждого надо подстраиваться, вносить и обсуждать правки.
Например, сейчас модно употреблять феминитивы «авторка», «редакторка». Литературная норма пока не допускает эти слова. Но если целевая аудитория — женщины с чёткой феминистической позицией, то вас могут попросить их использовать. Если станете потрясывать словарём, то скорее всего от ваших услуг откажутся.
Последнее, что хочется выделить в качествах, полезных для копирайтера, — стремление к самообучению. Если вы прочитали «Пиши, сокращай» Ильяхова и вам кажется, что вы крутой специалист, вам это только кажется. Углубитесь в теорию текста и ту тематику, в которой пишите. Изучите современный подход к SEO, психологию читателя, драматургию, тайм-менеджмент.
Мы не станем здесь писать об усидчивости, коммуникабельности, грамотности и прочем, потому что это само собой разумеющееся. Если человек пишет «кобочок», с трудом понимает, что такое метафора, и через 10 минут, проведённые перед монитором, устаёт, то профессия явно не для него.
«Тинькофф-журнал» в этом году проводил исследование, где выяснил, сколько зарабатывают люди, работающие с текстами. Зарплата копирайтера — около 50 000 рублей. Пишущий редактор зарабатывает 80 000 рублей. Данные взяты из опроса читателей. По опыту можно сказать, что копирайтеры примерно так и зарабатывают, но надо сделать оговорки.
Мы не станем приводить статистику по разным тематикам и типам текстов. Вы сами можете изучить вопрос на любом сайте по подбору работы. Заработать можно на любых текстах. Есть, конечно, беспроигрышные варианты. Если вы разбираетесь в технологиях, программировании, инвестициях, то ваш ценник изначально выше, чем у того, кто пишет про эзотерику. За рекламные тексты, UX-копирайт платят чуть выше, чем за информационные, но опять же зависит от работодателя.
Ещё стоит упомянуть, что копирайтеры могут работать в разных форматах и от этого тоже будет зависеть заработок. Возможные варианты:
У копирайтера есть возможность и вертикального, и горизонтального роста.
Есть те, кто начинают писать тексты без подготовки. Но для этого всё равно должна быть какая-то база знаний и насмотренность, хотя бы успешный, и ещё не забытый, опыт написания школьных сочинений.
Если вы начинаете писать тексты без специального обучения, то у нас есть для вас два совета:
Можно войти в профессию через онлайн-курсы. Весьма заманчиво пройти бесплатный недельный курс и покорить работодателей безупречным стилем. Чудес не бывает, бескорыстных людей тоже. Если вам обещают бесплатный курс, ответьте себе на вопрос«зачем это ему надо?». Человек тратит время и ресурсы, чтобы выпустить на рынок копирайтинга своих конкурентов? Бесплатные курсы от людей без имени даже не украсят ваше резюме.
Если вы решили серьёзно учиться копирайтингу, то вот наши советы:
У вас есть много вариантов поиска работы. Многое зависит от того, в каком формате вы планируете работать: по трудовому договору на полный день или фрилансом.
Это решение для новичков или для тех, кто до конца не решил, хочет он быть копирайтером или нет. Биржа фриланса даст возможность попробовать профессию.
Но постоянно искать работу через биржи — дело утомительное из-за высокой конкуренции и не очень доходное. На биржах самые низкие ценники.
Здесь заказывают копирайтинг, рерайтинг, переводы, корректуру. Много заказов низкой ценовой категории, но есть и предложения с неплохой оплатой. Принцип работы прост – автор выбирает заказ, подаёт заявку и ожидает, пока заказчик выберет исполнителя.
Заказчики могут оставлять отзывы, за каждую работу исполнителям присваивают баллы, которые формируют рейтинг. При выполнении квалификационных работ можно получить «звёзды» – с ними можно брать те заказы, по которым установлены ограничения по квалификации исполнителя.
Работает по тому же принципу. Здесь тоже много дешёвых заказов, но новички смогут набить на них руку. У исполнителей есть определённая иерархия, например, звание «академика» получают опытные авторы.
Можно брать заказы по копирайтингу, рейтингу, переводам, создавать контент для маркетплейсов, выполнять студенческие работы на заказ и делать посты для соцсетей.
Одна из крупнейших бирж по объёму заказов, причём не только по написанию статей или переводам, но и по созданию комментариев на форумах, участию в голосованиях, расшифровке аудио- и видеозаписей, тестированию сайтов, введению капчи и др.
Биржа фриланса объединяет авторов и других исполнителей из России и СНГ. Здесь работают не только копирайтеры, но и дизайнеры, программисты, маркетологи. Как и на остальных подобных площадках, сразу после регистрации брать дорогие заказы вряд ли получится.
Одна из фишек – платный pro-аккаунт. Он снимает ограничения по числу поданных заявок (в обычном аккаунте разрешены всего 3 заявки в день).
Онлайн-биржа работает 20 лет и собрала более миллиона пользователей. Зарегистрированные фрилансеры попадают в каталог, где их могут найти заказчики. Также заказы есть в свободном доступе – можно подавать заявки.
На бирже есть блог и форум. За 5% от суммы заказа можно использовать безопасные сделки – они делают сотрудничество клиента и автора безопасным.
Через группы в соцсетях и каналы в Telegram искать работу могут копирайтеры с любым уровнем знаний.
Через Telegram-каналы можно найти хорошую высокооплачиваемую работу, но приготовьтесь к тому, что конкуренция высокая.
Сообщество, в котором можно откликаться на размещённые вакансии и рекламировать свои услуги. Как и везде, есть совсем дешёвые заказы, но встречаются и неплохие предложения, причём нередко ищут авторов для постоянной работы или в штат контент-студии.
Группа, где заказчики выкладывают вакансии для удалённых специалистов, в том числе копирайтеров. Чтобы откликнуться, нужно найти в тексте объявления контакты и договариваться напрямую. Одноимённая группа есть и во ВКонтакте.
Кроме объявлений от заказчиков, копирайтеры найдут тут много полезной информации – подборки, инструкции по написанию качественных текстов, практикумы, готовые контент-стратегии. Можно делиться кейсами и общаться с коллегами.
Здесь размещены резюме специалистов, есть собственная база копирайтеров, регулярно появляются новые вакансии. Есть чёрные списки авторов и заказчиков. В группе почти 10000 подписчиков.
Тут можно разместить рекламу или резюме, откликнуться на вакансию. Это одна из самых крупных групп в ВК – в ней почти 300000 подписчиков.
Канал с 9000 подписчиков активно размещает объявления для авторов, а ещё обучающие подборки и другую полезную информацию.
Сравнительно небольшой канал, в котором 4500 человек. Публикует вакансии с подробным описанием требований к автору и регулярно рекламирует тематические каналы и блоги.
Большая площадка с 17000 подписчиков, можно найти вакансию по копирайтингу с работой на дому или в офисе. Ищут не только рерайтеров и копирайтеров, но и контентщиков, редакторов, корректоров, контент-менеджеров и ТЗ-мейкеров.
Крупная площадка с 25000 подписчиков, есть закрытый канал с платной подпиской, где размещают больше вакансий.
Подборка вакансий в диджитал и медиа. Новые предложения публикуются каждый день, работы много, ценники есть высокие.
Группа Максима Ильяхова, где он публикует вакансии, которые ему присылают компании. Вакансий много, ценники хорошие, конкуренция огромная, но если чувствуете в себе силы, то обязательно откликайтесь и делайте тестовые задания хотя бы ради тренировки.
Ещё один вариант найти работу с хорошей оплатой — напрямую рассылать резюме. Создайте хорошее портфолио, напишите качественное резюме и рассылайте в агентства, которые занимаются созданием контента, редакторам или крупным сайтам, где хотели бы работать.
Можно продавать уже готовые статьи, но это самый сложный путь и он подходит профессионалам, которые понимают не только тематику конкретного издания, но и его стилистику.
Основной плюс профессии — возможность работать удалённо и по гибкому графику. Не обязательно делать копирайтинг своей единственной профессией. Это может быть неплохая подработка для мам в декрете, студентов или профессионалов в какой-то своей области. Например, востребованы статьи от медиков, психологов, бухгалтеров, юристов и за них хорошо платят.
Однако никто вам не гарантирует заработок. Очень многое зависит от навыков, скорости работы и личных качеств. Многие бросают копирайтинг, потому что не могут заработать больше 10 000 в месяц.
Также удалённая работа требует высокой самоорганизации. Вы должны понимать, что работа дома точно такая же работа и не отвлекаться на сериалы, детей, домашних животных, перекусы и бытовые дела.
Если вы работаете на фрилансе, то должны мыслить как предприниматель и решать вопросы: где найти заказчиков, как заработать больше, какие дополнительные услуги предложить, как сделать отношения с заказчиками долгосрочными.
Для работы с нехудожественным текстом:
Стилистика
Сценарное мастерство (эти книги полезно читать, чтобы понимать, как управлять вниманием и влиять на эмоции)
Развитие креативности