Product Owner – как дирижёр в оркестре. Он руководит всеми этапами выхода продукта на рынок: от идеи до презентации результата. Эта профессия относительно молодая и востребована в основном в digital и IT-среде, в scrum-командах ей отводится главная роль. Расскажем подробнее о таких специалистах – их задачах, необходимых hard и soft skills, зарплате.
Продакт оунер (владелец продукта или scrum-мастер) – это специалист, играющий роль лидера в команде, которая выпускает продукт. Профессия получила развитие вместе с популяризацией agile-методов и появлением scrum-команд. Такую методику изобрели программисты. Её основная философия в том, что при разработке продукта используется командный подход, а обязанности в коллективе могут определяться нестандартно.
В этой иерархии продукт оунер занимает верхнюю строчку. Он «руководит» продуктом:
Он занимается всеми этапами разработки и поддерживает продукт после релиза. В его задачи входят в том числе сбор команды, распределение задач, обеспечение ресурсами, тесное взаимодействие с клиентом, составление бюджета и ответственность за показатели. Такой специалист контактирует и с командой, и с клиентом, и с пользователями.
Функции Product Owner и product-менеджера действительно похожи, но есть различия:
Владелец продукта | Продуктовый менеджер | |
Привязка к модели выпуска продукта | «Скрам» | Нет |
Зона ответственности | Должен достичь максимальной ценности продукта, работает с командой, но не указывает, что делать, а также с клиентом, пользователями. | Ответственен за общее видение продукта, соответствие его требованиям, контролирует работу на каждом этапе. |
Направление деятельности | Тактическое – создание списка задач, дорожной карты, составление перечня предложений по повышению ценности конечного продукта в каждом из моментов разработки. | Стратегическое – определяет направление развития продукта для команды в целом и каждого её участника в отдельности. |
KPI | Выпуск качественного продукта, который соответствует требованиям рынка на момент запуска. | Выпуск продукта, способного дать заказчику прибыль. |
Есть отличия и с project-менеджером, который:
Менеджер продукта – это одна из ролей Product Owner, но во втором случае перечень обязанностей шире.
Некоторые функции обязательны для каждого владельца продукта, но иногда работодатели выдвигают дополнительные требования. Responsibility владельцев продукта ниже.
Это формирование идеи продукта на основе запросов потребителей и требований клиента. Product Owner решает, как будет выглядеть продукт, какие у него будут функции, какие задачи он сможет выполнить и как сделать его именно таким, каким хотят его видеть пользователь и заказчик.
После этого видение продукта важно донести команде, чтобы каждый участник понял её одинаково и смог воплотить в жизнь.
Обычно этот процесс происходит совместно с клиентом и на основе обратной связи пользователей. Разработка стратегии включает:
Стратегия должна включать цели, план действий, список проблем и описание способов их устранения.
Продуктовый бэклог – это всё, что конечный пользователь хочет получить от продукта, его возможности, функции, элементы. Этот документ не статичный – его элементы будут меняться в процессе работы над продуктом, например, после получения первой обратной связи от пользователя.
Каждый пункт бэклога имеет свой приоритет. Задача Product Owner – сфокусироваться на главном, чтобы не допустить чрезмерного роста ключевых моментов и не уйти в бесконечное совершенствование продукта.
Приоритизация продуктовых целей нужна для того, чтобы выбрать порядок работы команды. Владелец продукта должен расставить приоритеты еще до запуска, выбрать главные и второстепенные цели.
Это зависит от общей стратегии и сроков. Например, если дедлайны строгие, а продукт должен быть выпущен за полгода, в задачи специалиста входит определение тех этапов, которые нужно выполнить в первую очередь, и тех, длительность которых можно увеличить.
Специалист отслеживает каждую итерацию в процессе разработки продукта. Он разделен на части – спринты. Product Owner не просто следит за тем, чтобы они выполнялись в срок, но и анализирует их результативность.
Коммуницировать приходится практически со всеми – разработчиками, заказчиками, пользователями. Продакт-оунер – «связной» между топ-менеджерами и командой, при этом должен учитывать мнение потребителей.
Специалисты формируют метрики, с помощью которых измеряют прогресс или регресс при достижении целей. Динамику оценивают в конце каждой итерации и решают, соответствуют ли результаты требуемым.
Работать в статусе Product Owner может как член команды, так и привлеченный специалист, но он должен обладать рядом конкретных качеств.
К таким качествам можно отнести:
Не менее важны способность к убеждению, умение сглаживать конфликты, продвигать интересы клиента.
Важные soft skills:
Хорошо, если Product Owner умеет мотивировать команду, вдохновлять, быстро находить решение и никогда не скрывать наличие проблем. А ещё, как любой грамотный руководитель, такой специалист умеет заметить и раскрыть таланты, поддержать новичков.
Навыки лидера обязательны для владельца продукта. Он должен уметь:
Лидерские качества предполагают постоянное саморазвитие, обучение чему-то новому.
Всё больше проектов сегодня задействуют Product Owner-ов. Специалисты с широким спектром навыков берут на себя бо́льшую часть функций и, по сути, заменяют 2–3 сотрудников. Спрос у работодателей на них стабильно высокий, и в будущем будет только расти.
Многие компании «выращивают» таких специалистов внутри, в основном на эту должность переходят с позиции проджект- или продуктового менеджера. Но иногда привлекают сотрудников со стороны.
Зарплата специалистов зависит от их квалификации – junior, middle или senior. По данным hh.ru на март 2023 года:
Продакт-оунеры могут работать удаленно, без привязки к конкретному региону. Это расширяет возможности карьерного роста с повышением зарплаты. Например, можно жить на периферии, но работать на московскую компанию.
Легче освоить профессию тем, кто уже имеет опыт на позиции продуктового или project-менеджера. Теорию можно получить самостоятельно или записаться на курсы. Но для успешной карьеры важна практика, поэтому легче стать владельцем продукта, уже проработав какое-то время в команде на другой должности.
Полноценных программ, которые помогли бы освоить профессию Product Owner, немного, бо́льшая часть курсов и школ специализируется на обучении продуктовых менеджеров. Но направления схожи, поэтому навыки product-менеджера могут дать старт в профессии.
Популярные платные курсы:
В среднем обучение продуктовому менеджменту займёт от 3 месяцев до 1 года.
Популярные бесплатные курсы:
Также можно использовать записи вебинаров, лекций. Например, на YouTube есть канал «Управление проектами и продуктом», где опубликованы записи лекций от компаний «Яндекс» и SkyEng.
Управлению продуктами можно научиться и в вузах:
Во многие вузы студенты проходят отбор, поэтому не все программы позволяют обучаться с нуля.
У профессии Product Owner есть своя специфика, которая отражает её преимущества и недостатки.
Основные:
Продакт оунер – главный в команде, по сути, выполняет роль руководителя.
Основные:
Бо́льшая часть минусов компенсируется высоким уровнем зарплаты и крупными премиями при удачном запуске продукта.