Маркетингом в социальных сетях занимаются отдельные специалисты. Они берут на себя создание и публикацию контента в ВК, Telegram, «Одноклассниках», работу с комментариями, подготовку контент-планов и запуск рекламных кампаний. Расскажем о профессии СММ-специалист – кто это простыми словами, где может работать и сколько зарабатывать.
Social Media Marketing – маркетинг, в рамках которого для продвижения услуг и товаров используют соцсети. Существует только в онлайн-среде, но использует основные инструменты традиционного офлайн-маркетинга – разные виды рекламы, тексты, акции, конкурсы.
Реакцию целевой аудитории в соцсетях отслеживать легче – есть подробная статистика по количеству посетителей, числу тех или иных целевых действий. Основная задача SMM – увеличение продаж. Когда компания создает аккаунт в соцсетях, грамотный SMM-менеджер может увеличить трафик на сайт, повысить информированность потенциальных покупателей о товарах, акциях, сформировать Tone of Voice бренда, повысить его узнаваемость, управлять репутацией.
Многие компании через соцсети поддерживают клиентов – отвечают на вопросы, работают с возражениями и принимают заказы. А еще такие аккаунты появляются в поисковой выдаче в интернете.
Чтобы понять, что такое СММ-специалист, важно знать, для чего бизнес использует соцсети. В них он рекламирует товары и услуги, повышает лояльность клиентов и рассказывает о себе. Поэтому основная задача СММщика – сделать так, чтобы посетители соцсетей проявили максимальный интерес к бренду и в идеале стали бы покупателями.
СММ-специалист разрабатывает контент-план – график публикаций постов, в котором указывает, когда публиковать тот или иной пост, с какой целью. Обычно он делается заранее и рассчитан на 2–4 недели.
СММ-стратегия необходима, чтобы анализировать и оптимизировать контент под запросы целевой аудитории, а также для расчёта бюджета – позволяет определить сумму, которую нужно потратить на продвижение компании в соцсетях.
СММ-менеджер взаимодействует с подписчиками напрямую:
Коммуникация необходима для повышения активности аудитории. Но задача у SMM-щика ещё и в том, чтобы направлять комментарии в нужное русло, максимально убирать негатив, следить за тем, чтобы в обсуждениях не было оскорблений других участников группы.
SMM-специалист должен привлекать новую целевую аудиторию, чтобы увеличить продажи продукта. Для этого существуют несколько инструментов:
Новые подписчики не должны быть «случайными» людьми. Задача SMM-щика в том, чтобы привлечь «тёплую» аудиторию, готовую делать покупки.
В разных социальных сетях есть свои «фишки» для развития бренда, например, сторис. Через них тоже можно запускать рекламу и привлекать новых подписчиков. Тестирование новых инструментов необходимо, чтобы повысить вовлеченность аудитории.
Аналитика позволяет понять, работает ли утверждённая стратегия, что нужно изменить для привлечения подписчиков, чтобы покупателей у компании стало больше.
Статистические метрики позволяют отслеживать:
Также анализ проводят и в отношении подписчиков. Можно отследить пол, возраст, географию, дни наибольшей активности аудитории. Например, последний параметр используется для определения лучшего времени публикации постов – если пиковые часы посещаемости приходятся на вечернее время, то и посты должны выходить в этом временном промежутке.
Если разобраться, что это такое – СММ-менеджер, понятно, что у специалиста много вариантов продвижения по карьерной лестнице. Он может двигаться вверх в этой же сфере, например, стать руководителем отдела или организовать собственное агентство, а ещё перейти в другую нишу – дизайн, копирайтинг, таргет, редактуру, интернет-маркетинг, PR.
Как и в других digital-профессиях, у СММ-щиков есть три ступени – junior, middle и senior. От них и набора навыков зависит уровень дохода. По данным hh.ru на середину марта 2023 года, столичные работодатели готовы предложить специалистам от 70 до 200 тыс. руб., новички могут рассчитывать на зарплату в 30–50 тыс. руб.
Больше предлагают по «совмещённым» вакансиям SMM-менеджера, где дополнительно нужно знать PR, SEO, основы веб-дизайна и др.
Каждый формат работы имеет свои особенности.
В штат SMM-щиков берут в основном крупные компании. Здесь сотрудник будет заниматься соцсетями одного бренда и развивать их в течение длительного времени. Чем крупнее компания, тем больше команда – SMM-менеджер может работать в паре с дизайнером, маркетологом.
Обычно в штат сотрудников набирают те компании, которые активно работают через соцсети – принимают заказы, продают товары, работают с большим объемом отзывов и комментариев. Штатный сотрудник не обязательно работает в офисе – по договоренности возможна работа из дома.
SMM-агентства могут иметь в штате нескольких СММ-щиков, которые ведут параллельные проекты или занимаются одним, распределяя обязанности. Для СММ-менеджера такой формат работы удобен тем, что часто предусмотрен оклад, а не проектная оплата, всегда есть пул задач, что уменьшает количество «простоев».
В агентствах проще с больничными и отпусками – сотрудника часто есть кому подменить. Чаще приходится заниматься комплексным продвижением, но бывают и разовые задачи.
Фрилансер самостоятельно находит клиентов и определяет график работы. Обычно такие специалисты работают в статусе самозанятых или ИП. Работа у них проектная, иногда они ведут одновременно несколько аккаунтов разных компаний. Могут предлагать не комплексные услуги, а только решать определенные задачи, например, работать с какой-то одной соцсетью.
Фрилансерам часто платят меньше, чем сотрудникам в штате, не оплачивают больничные, отпуска. О цене обычно договариваются сразу, а премии, как правило, отсутствуют.
Обучиться SMM можно на курсах, самостоятельно с помощью бесплатных уроков. Но на первом этапе найти работу непросто – нет портфолио, опыта минимум.
Начинающий SMM-менеджер может предлагать свои услуги бесплатно – это позволит получить опыт, отзывы и добавить проекты в портфолио. Можно продвигать и собственную группу в соцсетях. Это двойная польза – позволяет набраться опыта и иметь наглядный пример своей работы для будущих заказчиков.
Ещё один вариант для новичков – неоплачиваемые стажировки, которые предлагают в том числе крупные компании. Такая работа позволит набраться опыта в SMM, иметь в портфолио реальные кейсы и подтянуть знания. Иногда стажировки оплачиваются, но минимально.
Необязательно работать с реальной компанией, чтобы продвигать аккаунт в соцсетях. Чтобы сформировать портфолио, новичок может оформить группу выдуманного бренда, привлечь аудиторию, собрать статистику и оформить кейс, который можно использовать для будущих клиентов. Также параллельно нужно осваивать рабочие инструменты – фоторедакторы, CMS (Content Management Systems) и др.
Выпускники онлайн-школ часто получают помощь в трудоустройстве:
Как правило, это доступно только лучшим студентам, иногда нужно успешно сдать итоговый проект. Некоторые школы дают гарантии трудоустройства, например, Skillbox, «Нетология».
Новичкам сложно сразу попасть в штат крупной компании или даже в известное агентство, поэтому на первых порах обычно ищут разовую работу.
Самые популярные:
Самые популярные группы ВК, посвящённые SMM:
Самые крупные площадки для самостоятельного поиска работы:
Среди digital-специалистов одними из самых востребованных считаются SMM-менеджеры, но что это за профессия, становится понятно только после начала работы. Это специальность, требующая коммуникабельности, внимательности, насмотренности, организованности.
Основные плюсы профессии:
Спрос на таких специалистов сохраняется уже несколько лет и постоянно растёт, даже новичок сможет найти работу.
Минусы профессии:
Теоретической базы для успешной работы недостаточно. Только на практике специалист может научиться вести соцсети компании так, что они будут приводить новых клиентов и увеличивать продажи.