Социальные сети превратились в один из основных каналов общения и продолжают увеличивать охват аудитории. Из-за этого растет спрос и на таргетированную рекламу в соцсетях. Расскажем, таргетолог — это кто и чем он занимается.
Профессия таргетолог — сравнительно молодая. Она возникла в связи со стремительным развитием соцсетей, первая из которых появилась в Америке в 1995 году. В России социальные сети стали использовать только в 2000-х гг.
В те времена охват аудитории был не таким большим, поэтому коммерческие организации не проявляли большого интереса к соцсетям как к каналам продвижения товаров и услуг. Но постепенно ситуация изменилась.
В 2021 году социальными сетями пользовалось около 73% россиян. Исследования, проведенные в 2023 году, показали, что их аудитория увеличилась до 86%. Бизнес стал рекламировать продукцию в соцсетях.
Чтобы реклама была эффективной, появились инструменты таргетинга. В переводе с английского «таргет» (target) означает «цель». То есть таргетинговая реклама — это целевая реклама для определенных людей.
Например, с ее появлением стало возможно показывать рекламные объявления:
Сначала таргетированная реклама была простой. Она позволяла сегментировать целевую аудиторию по общим параметрам: полу, возрасту, региону. Но со временем ее возможности выросли. Это и привело к появлению отдельной профессии — таргетолога.
Таргетинг — это совокупность методов продвижения товаров и услуг, ориентированная на четкую целевую аудиторию. Он позволяет показывать рекламу людям, которые соответствуют определенным критериям.
Таргетолог — специалист, использующий инструменты таргетинга для настройки контекстной рекламы в соцсетях. Его главная задача — сделать так, чтобы о компании и ее продукции узнали заинтересованные люди.
С помощью таргетинга можно:
И всё это — с минимальными затратами, обусловленными высокой эффективностью таргетинговых рекламных кампаний.
Многие путают таргетолога и SMM-специалиста, не разобравшись, кто это. Маркетолог по таргетингу настраивает рекламу, а SMM-менеджер — занимается наполнением соцсетей контентом, общением с подписчиками.
Чтобы лучше понять, что это за профессия — таргетолог, следует изучить обязанности этого специалиста. Его работа начинается с анализа бизнеса компании-заказчика. Маркетолог в сфере таргетинга должен всесторонне изучить предложение, которое ему предстоит продвигать.
Затем он определяет целевую аудиторию, выбирает социальные сети, составляет оффер и анализирует эффективность рекламной кампании. Рассмотрим, что делает таргетолог.
Чтобы реклама была максимально эффективной, ее должна видеть только целевая аудитория. Найти подходящих людей можно несколькими способами:
Также хороший эффект дает анализ сайтов конкурентов. С помощью специальных программ, таких как Similarweb, можно отслеживать, какие соцсети дают лучший трафик, определять, кто является основными клиентами компании, и другие параметры.
Определив целевую аудиторию и разработав портрет потенциального клиента, можно подобрать наиболее подходящие для рекламы соцсети. После ухода из России некоторых компаний популярными соцсетями стали:
Каждая из перечисленных социальных сетей может быть более или менее эффективной в зависимости от ниши и характеристик бизнеса.
Оффер — это рекламный креатив, который должен подчеркивать преимущества продвигаемого товара или услуги и вызывать интерес аудитории. От него зависит эффективность рекламной кампании.
Кроме этого, таргетолог должен позаботиться о подготовке страницы, на которую попадает пользователь после того, как кликнет по офферу. Она должна быть хорошо оформлена и содержать информацию, которую рассчитывает получить клиент.
На этом работа таргетолога не заканчивается. Этот специалист должен оценивать эффективность проводимой рекламной кампании — ему необходимо проанализировать количество показов, кликов, их стоимость, динамику заявок. Только так можно понять, достигнут ли нужный от рекламы результат.
Специалист по таргетированной рекламе выполняет важные функции, которые влияют на прибыль компании. Для такой работы необходимо обладать специальными знаниями и навыками.
Soft skills (гибкие навыки) — умения общего характера, связанные с личностными качествами. К ним относятся:
Кроме этого, таргетолог должен быть любознательным и готовым к обучению. Сфера деятельности, в которой он работает, быстро меняется, поэтомиу ему необходимо постоянно совершенствовать знания.
Hard skills (жесткие навыки) — профессиональные знания и компетенции, которые требуются для выполнения должностных обязанностей. Таргетолог должен:
Для создания привлекательных офферов с картинками таргетологу нужно иметь базовые умения работы в графических редакторах, а также навыки разработки цепляющих текстов.
Таргетологи могут работать на фрилансе, в веб-студиях или маркетинговых подразделениях крупных компаний. От варианта занятости зависят возможности карьерного роста и уровень зарплаты.
Сфера e-commerce растет быстрыми темпами. Многие компании переходят в онлайн и используют разные каналы интернет-продаж. Поэтому спрос на маркетологов в сфере таргетинга высокий. На рекрутинговых платформах опубликованы сотни вакансий таргетологов на удаленную и офисную работу.
Найти первоначальную работу проще на условиях найма. Организации часто ищут стажеров, помощников или Junior-таргетологов и готовы брать в штат молодых специалистов.
Раскрутиться на фрилансе сложнее. Многие фирмы боятся доверять рекламный бюджет специалистам без опыта. Поэтому сначала придется вложиться в собственное имя, работая за минимальную оплату и отзывы.
Опытные маркетологи в сфере таргетинга востребованы вне зависимости от варианта занятости. Они могут хорошо зарабатывать и в штате, и на фрилансе.
Сколько зарабатывает таргетолог, зависит от его опыта, варианта занятости и региона. Средние показатели:
Уровень доходов таргетолога на фрилансе зависит от количества проектов, которые он ведет. Единоразовая настройка таргетированной рекламы стоит от 3 до 10 тыс. рублей, запуск и полноценное проведение рекламной кампании — от 20 тыс. рублей.
Количество пользователей соцсетей постоянно растет, появляются новые мессенджеры и площадки для общения. Поэтому профессия таргетолога будет оставаться востребованной долгое время, трансформируясь под влиянием тенденций.
На работу специалистов по таргетингу влияет развитие искусственного интеллекта. Нейросети позволяют автоматизировать и масштабировать рекламные кампании, помогают определять целевую аудиторию и разрабатывать офферы.
Чтобы стать специалистом по таргетинговой рекламе, нужно получить образование. Соответствующие программы подготовки предлагают вузы и онлайн-школы.
Обучение в вузе позволяет получить глубокие знания в сфере маркетинга. Абитуриенты могут выбрать различные направления подготовки:
Срок обучения — от 4 до 5 лет. Для поступления необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и дополнительному предмету: обществознанию, иностранному языку или истории.
Платные курсы дают возможность приобрести профессию в сжатые сроки. Продолжительность обучения — от 3 до 12 месяцев. За это время слушатели изучают профильные дисциплины и отрабатывают навыки, выполняя практические задания.
Платные курсы по таргетингу запускают многие школы. Среди них:
Занятия на таких курсах проводят практикующие специалисты. Уроки проходят в виде вебинаров, мастер-классов и видеолекций. Их записи хранятся в личном кабинете студента и доступны в любое время.
Выпускникам вручают сертификаты и дипломы о получении образования. Многие образовательные центры помогают слушателям с трудоустройством.
Бесплатные курсы подскажут, как научиться азам профессии таргетолога самому. Они позволяют приобрести базовые навыки и определиться с дальнейшей образовательной траекторией. Однако освоить все нужные для работы компетенции не получится.
Бесплатные курсы предлагают многие образовательные центры. Они включают видеолекции и текстовые материалы. Преподаватели знакомят слушателей с особенностями профессии, дают советы по дальнейшему обучению.
Профессия таргетолог имеет преимущества и недостатки. Их нужно учитывать перед началом обучения.
К плюсам профессии относят:
По отзывам таргетологов, эта профессия интересная и динамичная. Она включает выполнение многих функций, в том числе и творческих. Это препятствует профессиональному выгоранию.
Работа специалиста по таргетингу ответственная: связана с расходованием средств и принятием важных решений. Поэтому такая профессия подходит только уверенным в себе и стрессоустойчивым людям.
Еще один минус — необходимость длительного пребывания перед экраном компьютера. Это может привести к проблемам со здоровьем. У таких специалистов может портиться зрение и страдать опорно-двигательный аппарат.