UX-аналитик в своей работе оперирует пользовательским опытом – анализирует, как конечный пользователь взаимодействует с продуктом, например, мобильным приложением или сайтом компании. Благодаря его исследованиям удаётся развивать продукт, в том числе после выхода на рынок.
UX-аналитика – «наука» об улучшении пользовательского интерфейса. Именно с ним взаимодействует пользователь – делает ли перевод через банковское приложение, заказывает товар в интернет-магазине или бронирует авиабилеты на сайте. Если интерфейс будет сложным, вероятность того, что пользователь не зайдёт на сайт или в приложение снова, очень велика. Задача аналитика в этом случае – сделать так, чтобы он был понятным, логичным и доступным.
Но мало просто сделать привлекательный дизайн и улучшить взаимодействие между разными элементами продукта. Задачи UX-аналитика намного разнообразнее – прежде чем предлагать пути развития, нужно проанализировать действия целевой аудитории, придумать идею, воплотить её в прототипах и макетах. Причём эти действия могут повторяться многократно, пока продукт не будет улучшен до максимально возможного уровня.
Основная задача специалиста – анализ пользовательского опыта и поиск вектора развития продукта. Если эти условия выполнены, значит, аналитик помог бизнесу достичь поставленной цели.
Первый этап работы – анализ поведения пользователей. Здесь используются качественные методы, то есть, фактически оценивается качество взаимодействия людей с интерфейсом продукта. На основе этих данных аналитик строит версии – как будут взаимодействовать пользователи с продуктом, когда он выйдет на рынок, какие проблемы могут возникнуть, сможет ли бизнес решить свои проблемы через улучшение продукта.
В рамках анализа могут использоваться такие методы:
Прохождение этих двух этапов даёт основу для дальнейших действий.
Следующий шаг – оформление результатов исследования. Это могут быть карточки, описывающие пользовательский опыт, собирательный образ целевой аудитории, CJM – карта пути пользователя. CJM, например, визуализирует решение проблем пользователя при помощи продукта, причём может быть в двух вариантах – описывать текущую ситуацию или идеальный сценарий.
Специалист должен:
Аналитик должен найти «болевые точки», которые в будущем послужат для составления плана развития.
На следующем шаге специалист генерирует идеи – строит предположения, которые помогут улучшить продукт и удовлетворить запросы целевой аудитории. Их может быть немного, если в целом продукт требует минимальной доработки, но иногда нужно множество идей, особенно для сложных интерфейсов.
Затем строятся прототипы. Каждый специалист делает их так, как ему удобно – например, в виде схем в компьютерной программе или даже в форме зарисовок на бумаге.
Этот шаг необходим для проверки составленных ранее гипотез. Здесь всегда прибегают к услугам реальных пользователей – показывают им доработанный продукт и отмечают, что оказалось лучше, а что – хуже, чем в старой версии, какие проблемы удалось решить, не появились ли новые сложности. С учётом собранной статистики макеты дорабатывают, а для детализации используют, например, Figma. После этого начинается второй круг тестирования, и так до тех пор, пока не будет найдено оптимальное решение.
Ещё один вариант проверки – А/А и A/B-тестирования. А/А означает, что тестировать одинаковый продукт будут две группы, потом сравнивают их результаты. В идеале показатель конверсии должен быть одинаковым в обеих группах. А/В – это проверка двух разных версий прототипа в двух же группах. Такой способ позволяет, например, выбрать лучший вариант элемента на сайте – пользователям из одной группы показывают одну версию формы заказа, в другой группе будет иная форма. Соответственно, лучшей будет считаться та, где больше пользователей совершат целевое действие.
Когда продукт выходит на рынок, аналитик взаимодействует с результатами реальных пользователей. Основные инструменты для проверки на этом этапе – работа с обратной связью и данные метрик. На их основе возможна реализация разных сценариев – незначительные корректировки интерфейса, значительные доработки или просто наблюдение.
В рамках UX-анализа сайта или предложения используют 3 группы исследований:
Разница между исследованием поведения и отношения заключается в том, что в первом случае аналитик проверяет, что делают пользователи, а во втором собирает мнение о продукте. Качественное и количественное исследования тоже отличаются. В первом варианте проверяют данные о поведении или отношении пользователей к продукту, которые получены при наблюдении, а во втором – исходную информацию собирают косвенно, например, при помощи метрик или опросов.
UX/UI-аналитика требует таких системных знаний и навыков:
Важны знания в нескольких областях – веб— и бизнес-аналитика, тестирование продуктов, разработка. Они помогают в работе и дают возможность развиваться.
Обязательные Soft Skills для аналитика:
В своей работе аналитик взаимодействует с большим количеством других специалистов, должен ориентироваться в массивах данных, уметь презентовать результаты и доносить свою мысль.
UX-аналитик, как и аналитик в любой другой сфере, в первую очередь должен уметь изучать действия и потребности целевой аудитории, продукты конкурентов и рынок в целом. Но анализ должен лежать в одной плоскости – пользовательского опыта. Он работает в узкой нише – изучает, как пользователь взаимодействует с продуктом, чтобы найти проблемы и улучшить его.
У таких специалистов много точек соприкосновения – они должны понимать и уметь анализировать действия ЦА, грамотно обрабатывать полученную информацию, генерировать идеи, оформлять результаты так, чтобы они были понятны другим членам команды.
UX-аналитик – востребованная профессия с достаточно высоким уровнем зарплаты. Часть работодателей предлагают работу в офисе, но встречаются и вакансии для удалёнки.
Спрос на этих специалистов растёт с каждым годом – конкуренция в разных нишах вынуждает бизнес уделять внимание улучшению продукта. Конечно, в небольших проектах их функции могут выполнять веб-аналитики или UX-дизайнеры. Но крупные компании обычно привлекают отдельного специалиста.
В этой профессии есть возможности карьерного роста:
Спрос на рынке труда на аналитиков растёт параллельно с увеличением числа приложений и сайтов. Кроме того, на этой позиции можно получить универсальный опыт, который поможет и при переходе в другую область, например, в бизнес-аналитику или тестирование.
Уровень зарплаты напрямую зависит от опыта, знаний, навыков кандидата. Ведущий специалист может рассчитывать на 150–200 тыс. руб., новичок – на 50–80 тыс. руб. Стажёрам или помощникам могут предложить ещё меньше, но и требования будут минимальными.
Есть несколько способов освоения профессии. Можно самостоятельно изучать теорию по бесплатным роликам в YouTube и лекциям, вебинарам, курсам. Для более эффективного обучения под руководством наставников можно записаться на платные онлайн-курсы.
Популярные бесплатные курсы для изучения UX-аналитики:
Практически все бесплатные курсы предполагают, что студент будет осваивать информацию сам, без поддержки преподавателей.
Отдельного направления, посвящённого UX-аналитике, в вузах мало, но есть специальности, которые позволят получить начальные знания и использовать их в дальнейшем для работы или последующего обучения на курсах.
Можно получить образование в ВШЭ, профиль «UX-аналитика и проектирование информационных систем». Продолжительность обучения – 2 года, осуществляется на английском и русском языках, выдаётся диплом.
Популярные платные курсы:
В большинстве оплачиваемых курсов предусмотрена всесторонняя поддержка студента преподавателями, организовываются встречи с экспертами, доступ к материалам неограничен даже после завершения обучения.
Популярные обучающие материалы:
Существует множество других видео на YouTube, посвящённых этой сфере аналитики.
Приведём основные достоинства и недостатки профессии.
Среди главных плюсов:
Профессию нельзя назвать лёгкой – необходимо обладать определенным складом ума, быть нацеленным на конечный результат и уметь доходчиво интерпретировать результаты исследования всей команде.
Основные недостатки профессии:
UX-аналитик в отличие от представителей ряда других digital-профессий не всегда может работать удалённо – некоторые работодатели требуют присутствия в офисе.