«Расскажите о себе», — просит рекрутёр на собеседовании. — «Я увлекаюсь боксом, балетом, со мной живут три кошки: Буся, Муся и Мурка, а ещё я мечтаю переехать в Таиланд, заниматься сёрфингом и никогда больше не работать», — отвечает честный и откровенный соискатель. Да, мы утрируем, но просьба рекрутёра рассказать о себе и правда может поставить в тупик: какого ответа он ждёт, что сказать, чтобы взяли на работу, о чём лучше не говорить?
Что говорить на собеседовании о себе? Фото: freepik.comЕсли вы волнуетесь перед собеседованием, то заранее будьте готовы к просьбе рассказать о себе: составьте план речи или саму речь, отрепетируйте, потренируйте перед кем-нибудь из близких.
Придерживайтесь таких правил:
- Не говорите о личном. Количество браков, отношение к религии, скорее всего, не интересует (и не должны интересовать) работодателя, так как эти сведения ничего не говорят о вас как о профессионале.
- Говорите о своих навыках, достижениях. Помните, что цель собеседования — выявить, насколько ваш опыт и знания подходят компании-работодателю, а также — как соотносятся ваши морально-этические ценности с корпоративными ценностями компании, какова ваша мотивация, самооценка.
- Старайтесь унять волнение. Рекрутёр может оценивать то, как вы держитесь в незнакомой обстановке, быстро ли справляетесь со стрессом, насколько вы находчивы.
- Не затягивайте рассказ. Достаточно 2,5−3 минуты, чтобы охватить основные вехи вашей карьеры и рассказать о мотивации, навыках, успехах.
- Структурируйте рассказ. Не нужно прыгать с пятого на десятое. Рассказали об одном аспекте — перешли к другому.
Мы даём несколько планов, с помощью которых можно подготовить рассказ о себе.
Прошлое, настоящее, будущее
Очень простой план, который последовательно описывает, с чего вы начали карьеру, через что прошли и к чему двигаетесь.
Придерживаясь такого плана, легко рассказать о мотивации к работе, о достижениях, успехах, прошлых местах работы и ожиданиях от нового работодателя.
План рассказа о себе:
1. Прошлое. Рассказ должен ответить на вопрос «Как я пришёл в профессию». Вы можете упомянуть об образовании, том, что вас вдохновило, или о поворотном моменте жизни, который привёл вас в профессию.
2. Настоящее. Рассказывайте о последнем месте работы или о последних проектах. Попутно можно рассказать о том, чего вы достигли, чем гордитесь, чему научились.
3. Будущее. Отвечайте на вопрос «Чего я жду от нового места работы и от карьеры в целом». Не стоит говорить о том, что вы выгорели и работаете, только чтобы платить ипотеку. Нужно рассказать именно о планах развиваться в профессии. Если этого нет, то расскажите, чего ждёте от работодателя: высокой зарплаты, стабильного графика работы, отсутствие командировок и прочее.
Успех, сильные стороны, ситуация
Построить рассказ по этому плану несколько сложнее, так как придётся покопаться в себе, вспомнить, чего вы достигли на прошлом месте работы, и не стесняться представить себя в ярком свете. Нужно уметь держать баланс и оценивать себя объективно, чтобы рассказ не выглядел хвастовством.
План рассказа о себе:
- Успех. Расскажите о том, чем вы занимаетесь и чего достигли на последнем месте работы. Например, привлекли N новых клиентов, увеличили продажи на N% и т. д. Важно представлять цифры, а не только оценочные заявления. Вместо «я привлёк много новых клиентов» говорите «за последний год я привёл в компанию 100 крупных корпоративных клиентов, в числе которых …».
- Сильные стороны. Расскажите о качествах, которые вам помогают достигать успехов в карьере. Не нужно говорить шаблонами типа «умение работать в команде». Лучше приведите конкретные примеры. Например, «я изучать психологию продаж, что помогает мне вести переговоры».
- Ситуация. Чего вы ждёте от смены работы, почему покинули предыдущее место, какие для вас существуют ценности.
Ситуация, задача, действие, результат
Этот метод рассказа о себе напоминает кейс или, если выразиться иначе, описание рабочей задачи, которую вы успешно решили. Через частный случай, пример, вы показываете, что умеете, как решаете задачи, взаимодействуете с коллегами и двигаетесь к результату.
Эт схема рассказа о себе подходит тем, у кого работа связана с выполнением проектов. Например, разработчики, дизайнеры, юристы.
План рассказа о себе:
- Ситуация. Опишите ситуацию, с которой столкнулись. Например, к вам обратился клиент, которому требовалось юридическое сопровождение сделки по покупке квартиры, которая месяц назад была получена в наследство.
- Задача. Опишите, что вам предстояло сделать. Например, первым делом вам нужно было выяснить, нет ли других наследников.
- Действие. Что вы предприняли, чтобы решить задачу. Например, нашли наследственное дело, встретились с нотариусом, который его вёл, опросили соседей, чтобы узнать, какие родственники были у умершего.
- Результат. Чего вы добились своими действиями, чему научились. Например, вы нашли ещё одного наследника, который мог бы заявить права на продаваемую квартиру, и рекомендовали клиенту отказаться от сделки из-за больших рисков. Как альтернативу предложили доработать договор.
Сложность в том, что на примере одного случая сложно описать большой опыт работы, раскрыть мотивацию и рассказать об ожиданиях от нового места работы.
Однако этот план подойдёт тем, у кого небольшой опыт работы и не о чем рассказывать, зато есть успешно завершённый проект или с блеском решённая рабочая задача.
О чём ещё можно говорить, когда просят рассказать о себе
- Образование — как основное, так и дополнительное. Если есть высшее образование, то о нём стоит сказать. Названия топовых вузов говорят сами за себя, и о них можно долго не рассказывать, если учёба не отмечена особыми достижениями. Если же вуз не очень известный, можно сказать, что вы получили от обучения, какие навыки, знания приобрели, как вам это помогает в работе. Бывает, что полученное образование нерелевантно вакансии, на которую вы претендуете. В этом случае стоит сказать, как полученные знания вы используете в работе. Если же вы вообще забыли о своём вузе как о страшном сне, то говорите о дополнительном образовании: топовых курсах, конференциях, прочитанных книгах. Но не стоит перечислять всё «от и до». Сосредоточьтесь или на наиболее важных вехах образования, или на последних курсах.
- Увлечения, которые помогают в работе. Работодателю в большинстве случаев неинтересно, чем вы занимаетесь в свободное время. Но есть хобби, которые напрямую связаны с профессией. Например, если копирайтер ведёт собственный блог и проект этот успешен, то стоит о нём рассказать, ведь это демонстрирует профессионализм и увлечённость своим делом.
- Включайте в рассказ цифры, которые описывают ваш вклад в бизнес на прошлом месте. Это покажет работодателю, что вы глубоко погружены в то дело, которым занимаетесь, можете проанализировать свою работу, найти сильные места и презентовать их.
- Не обесценивайте вклад прошлого работодателя в ваше развитие. Некрасиво ругать прошлого работодателя и жаловаться на отсутствие выходных, маленькую зарплату, изматывающие командировки. Рекрутёр в первую очередь посчитает, что вы невежливы и потом станете также негативно отзываться об их фирме, портить имидж. Лучше расскажите о том, чему вы научились в компании, что вам там нравилось.