Навыки работника условно делят на «жёсткие» и «гибкие». Последние не относятся к профессиональным, скорее, характеризуют личные качества. В статье поговорим о soft skills – поймем, что это простыми словами и где востребовано.
Soft skill учитывали при приеме в штат всегда – ещё до того, как это стало трендом. Вопросами эмоционального интеллекта начали интересоваться 100 лет назад. Американский педагог и психолог Эдвард Ли Торндайк описал его как «способность понимать людей, умение обращаться и взаимодействовать с ними».
Эту модель взял за основу Дэвид Векслер. В 1939 году он создал концепцию, представив, что с успехом в жизни могут быть связаны не только профессиональные навыки, но и чувства, настроение. А через 11 лет появилась пирамида Маслоу, где потребности в самовыражении и реализации оказались на вершине.
Одна из самых известных моделей эмоционального интеллекта разработана Д. Гоулманом. Она объединяет личностные характеристики человека и его когнитивные способности. Включает четыре компонента – самосознание, самоконтроль, социальную чуткость и управление отношениями.
Термин, обозначающий такие навыки, появился в конце 60-х годов прошлого века в армейской среде. Так называли социальные навыки, которые не имели непосредственного отношения, например, к владению оружием и ведению боя. Сюда включили умение управлять группами людей, мотивировать солдат, брать ответственность.
Софт скиллс – гибкие навыки, не связанные с конкретной профессией, но с личностью. Они нужны практически в любой работе за некоторыми исключениями. Большая же часть современных профессий предполагает наличие как минимум нескольких.
Многие стремятся развивать у себя софт скиллс, а что это такое, понимают не до конца. Это же касается и работодателей – не каждый может чётко сформулировать, что это такое и какие soft skills нужны претенденту на определённую должность.
Кстати, у многих людей soft skills развиты изначально – человек может обладать «врождёнными» коммуникативными навыками, проактивностью, чуткостью, умением концентрироваться.
Мягкие скилы сами по себе не гарантируют резкий подъём по карьерной лестнице. Они – дополнение к hard skills. Этим термином называют профессиональные навыки, специализацию сотрудника, которая важна для выполнения штатных задач.
Hard skills – это умение водить авто, владение иностранным языком, способность написать код или нарисовать картину. Soft skills – устойчивость к стрессу, склонность к командной работе, умение убеждать, решать конфликты, выстраивать контакты и адаптироваться к изменениям.
Soft skills важны для всех, кто хочет наладить взаимоотношения в коллективе и трудиться в комфортных условиях. При выборе тех навыков, которые надо прокачивать, важно отталкиваться от особенностей профессии, отрасли в целом, формата работы – например, для удалёнки нужно меньшее количество софт скиллс.
Согласно исследованию, проведённому 10 лет назад Университетом Восточного Кентукки, топ−10 мягких навыков выглядит так:
эмпатия, дружелюбие, самоконтроль при общении; честность; позитивность; умение приспосабливаться; коммуникативность; исполнительность и ответственность; трудолюбие; вежливость; инициативность; обучаемость.
Это обобщённые примеры soft skills. Перечень может меняться в зависимости от определённой компании или коллектива, формата деятельности, занимаемой должности.
Концепция 4К – это четыре софт скилз, каждый из них начинается на букву «К»:
креатив; коллаборация; критическое мышление; коммуникативность.
Система придумана в России и является сокращённой версией Давосской десятки гибких навыков. Впервые она была представлена на конференции «Тенденции развития образования» в 2017 году.
Даже перевод термина soft skills показывает, что эти навыки не относятся напрямую к профессиональным, поэтому их прокачивание важно не только для развития карьеры, но и для жизни в целом.
Основная польза прокачки:
навыки коммуникации помогают влиться в коллектив; развитое критическое мышление помогает успешнее выполнять рабочие задачи; адаптивность необходима для быстрого приспособления к изменениям, например, при смене компании или даже вида деятельности; инициативность и трудолюбие часто служат основой карьерного роста; вежливость и эмпатия делают из вас приятного человека, с которым хочется работать в одном коллективе.
Даже профессионалам с огромным опытом гибкие навыки необходимы. Исследования показывают, что иногда работодателям они важнее: многие современные профессии можно освоить за срок от нескольких недель до года, а развитие любых soft skills – непрерывный процесс.
Есть спрос на softskills от работодателей, есть и предложения по развитию этих навыков – платные курсы, школы, тренинги. Но можно обойтись и бесплатными методами.
Развивать мягкие навыки можно во время командных игр:
Настольные наподобие «Мафии» или «Монополии». Во время игры приходится идти на компромиссы, договариваться, брать на себя ответственность за сложные решения, контролировать эмоции. Спортивное ориентирование – развивает не только эмоциональный интеллект, но и помогает поддерживать форму. Здесь принцип тот же – развивается способность моментально принимать решения, руководить командой или, наоборот, подчиняться лидеру, приходить на помощь, чувствовать других людей и быстро думать. Квесты – развивают стрессоустойчивость, способность быстро находить решения и креативно мыслить. Когда команда оказывается в сложной ситуации, каждый участник принимает ту или иную роль, но решение нужно находить сообща.
Таких игр намного больше. Везде, где участвуют минимум два человека, есть возможность развивать мягкие навыки в игровой форме.
Занятия могут проходить офлайн или онлайн, в основном в группах. Курсы рассчитаны на разные возрастные группы – есть занятия для детей, подростков, взрослых.
Особенность такого формата:
перед началом обучения проводят подготовку – тестирование, позволяющее выявить слабые и сильные стороны студента; программы индивидуализированы – их формируют с учётом возраста, профессии; есть обратная связь от преподавателей и наставников; много практики, во время которой лучше осваивают теорию.
Существуют узкоспециализированные курсы и тренинги, например, по развитию определённого набора soft skil, необходимых в работе, – тайм-менеджмента, искусства переговоров.
Улучшить навыки по книгам можно в том числе в дополнение к другим методам или взять их за основу.
Топ−3 книг:
«Думай медленно, решай быстро» Д. Канемана; «Джедайские техники: Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо» М. Дорофеева; «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса» Д. Аллена.
Топ−3 книг:
«Креативность. Используй нестандартные решения каждый день» М. Атавара; «Кради как художник» О. Клеона; «Гениальность на заказ» М. Леви.
Топ−3 книг:
«Тонкое искусство Пофигизма. Парадоксальный способ быть счастливым» М. Мэнсона; «Как преодолеть тревогу и стресс» Д. Карнеги; «Управление стрессом. Как найти дополнительные 10 часов в неделю» Д. Льюиса.
Топ−3 книг:
«Конфликт – это подарок. Как направить энергию разногласий в мирное русло» Н. Региера; «Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно» П. МакГи; «Как разговаривать с кем угодно» М. Роудза.
При составлении списка soft skills, которые требуют развития, учтите:
тип сообщества – в digital гибкие навыки ценятся больше, чем, например, на стройке или заводе; особенности работы – развитые soft skills особенно важны, если вы работаете с людьми, а не документами; формат работы – в штате или на фрилансе, в офисе или удаленно; необходимость карьерного роста – развивать эмоциональный интеллект важно, если хотите достичь большего.
Для примера можно взять успешного коллегу, работающего в вашей компании на равной должности. Присмотритесь к нему – как он ведёт себя с подчинёнными и начальством, как общается с клиентами. Это может послужить ориентиром.
Единой методики оценки софт скилл не существует. Кроме того, у каждого работодателя могут быть свои требования к уровню гибких навыков. Но для самопроверки можно использовать различные психологические тесты – ответы помогут выявить, насколько развиты ваши soft skills. Подойдет и обратная связь от окружающих – коллег, друзей.
Работодатели могут оценивать сотрудников с помощью таких методов:
тесты – ответы на заранее заготовленные вопросы; центры оценки – к опросникам добавляют интервью со специалистом, деловые игры и др.; собеседование с проективными вопросами – имеет психологическую подоплёку; оценка на практике – разбор конкретного кейса; PARLA – оценка личного опыта соискателя; метод 360 градусов – «отзывы» о сотруднике от его окружения, в том числе клиентов, коллег; адаптивное сравнение и тестирование. Трактовка результатов может быть разной, поскольку точных критериев оценки soft skills не существует.