Сайты, вывески и этикетки привлекают внимание зрителей не только яркими картинками, но и красивыми, удобными для чтения текстами. За создание вторых и отвечает типографика. Правильно подобранный шрифт является важным дополнением образа. А ошибки при его выборе могут перечеркнуть все впечатление. Представляем вам полное руководство по типографике, из которого вы узнаете о видах шрифтов, их элементах, правилах использования и способах изучения.
Типографика — наука о шрифтах и технологиях оформления текстов. С ее помощью набор предложений превращается в красиво оформленную, удобную для восприятия текстовую информацию.
Один и тот же текст, может восприниматься совершенно по-разному. Именно типографика делает его привлекательным. Например, предложение «Привет всем, как выбрать шрифт?» может выглядеть так:
Или по-другому:
Несмотря на то что в первом случае используется более крупный шрифт, читать предложения не так удобно, как во втором примере. Задача типографики заключается в том, чтобы подобрать оптимальный вариант оформления.
Типографика используется везде, где есть изображение слов или текстов: на сайтах, в журналах, на вывесках, этикетках товаров, в мобильных приложениях. С ее помощью создаются заголовки, надписи, подписи к фотографиям.
Она выполняет множество функций:
Текстовое полотно без акцентов и выделения абзацев выглядит отталкивающе. Такую страницу вряд ли дочитают до конца. Чтобы избежать подобного, и придумана типографика.
Шрифтовой дизайнер — специалист, который занимается разработкой внешнего вида букв и символов. В его обязанности входит:
Специалисты по типографическому дизайну трудятся в специализированных шрифтовых студиях. Это компании, которые создают новые шрифты для общего пользования и выполняют корпоративные заказы разных брендов. Также дизайнер может устроиться в издательства, СМИ, веб-студии, рекламные агентства.
Искусство типографики зародилось в Европе, примерно в XI веке. В те времена книги писали от руки, используя готический стиль, который сейчас называют Blackletter. Буквы этого шрифта украшали изгибы и декоративные линии. Его минусом была длительность оформления. На написание одной книги могло уходить несколько лет.
Революция в типографике произошла в XV в., когда немец Иоганн Гутенберг разработал первый в мире печатный станок. Изначально пресс работал с единственным для того времени шрифтом — Blackletter. Однако стиль оказался неудобным для данного способа печати — буквы располагались слишком кучно.
Поэтому уже в 1470 году появилась новая гарнитура Jenson. Она была названа по фамилии изобретателя — французского типографа Николаса Дженсона. Его стиль шрифта был основан на римской письменности и решал проблему легкости чтения.
Следующими вехами в развитии типографики стали:
Еще одна революция в типографике произошла в XX веке, когда появились компьютеры. Разработка шрифтов по большей части перешла в цифровой формат, а сами буквы и символы разрабатывались с целью лучшего восприятия на мониторе.
Дизайнеры и программисты столкнулись с серьезной проблемой — несоответствием стилей на разных компьютерах. Текст, написанный одним шрифтом, мог совершенно иначе отображаться на устройстве пользователя или вовсе превращался в абракадабру. Решить ее удалось лишь в XXI веке, когда специалисты смогли интегрировать на веб-страницы произвольные шрифты.
Прежде чем рассмотреть виды шрифтов и их классификацию, нужно узнать, что такое гарнитура шрифта и изучить основные понятия:
Кегль и гарнитура — важные характеристики всех видов шрифтов. Они определяют внешний вид букв и символов.
Наборный — основной тип написания шрифтов. Такие шрифты используют для наборного текста: в художественных книгах, статьях, лонгридах, блогах, чатах. Все, что напечатано на компьютере, относится к этому виду.
Примеры наиболее распространенных наборных шрифтов: Arial, Times New Roman, Open Sans, Roboto Condensed, Source Sans Pro, Noto Sans. Их особенность — хорошая разборчивость и удобство для чтения.
Наборные шрифты имеют свою классификацию. Они делятся на антиквенные, гротескные и акцидентные. Различные типы шрифтов имеют свои особенности.
Антиквенные шрифты (антиква) — виды и типы шрифтов с засечками. Засечки — это декоративные линии на концах букв и цифр. Предположительно они появились благодаря писцам, которые украшали буквенные символы небольшими штрихами. Позже эти элементы стали использовать для наборного типа шрифтов в типографском дизайне.
Начертание антиквенных шрифтов менялось со временем. Первоначально они сохраняли эффект рукописного написания: были вычурными и изогнутыми. В более поздних гарнитурах засечки стали прямее.
Прорыв в антиквенной стилистике сделали в XVIII веке французские типографы Д. Бодони и Ф. Дидо. Они создали элементы, на которых основываются многие современные гарнитуры. Их разработки до сих применяют в типографиях.
Самая известная антиква — Times New Roman. Ее придумали в 1931 году английский типограф С. Морисон и дизайнер В. Ландерт. Они разработали этот шрифт для журнала, но он стал таким популярным, что компания Microsoft встроила его в Microsoft Word. Другие популярные антиквенные гарнитуры: Bodoni, Sitka, Georgia.
Гротескные гарнитуры не имеют засечек. Они более лаконичные, четкие и простые. Первый такой шрифт создали в 1816 году. Его разработчиком стал дизайнер У. Кезлон IV. А свое название вся шрифтовая группа получила позже, по наименованию Seven Lines Grotesque, выпущенного в 1832 году.
Шрифт Akzidenz-Grotesk, который считается основоположником современных гротескных гарнитур, создали в конце XIX века. Он был разработан для оформления рекламы и использовался в заголовках.
Длительное время гротески не пользовались популярностью. Широко их стали применять только после Второй мировой войны. Дизайнеры хотели отойти от всего довоенного и найти более современный стиль написания букв.
Один из самых распространенных гротесков — Helvetica, появился в 1957 году. Его создал дизайнер М. Миденгер. Шрифт стал так популярен, что его начали применять не только в рекламе, но и в книгопечатании и для производства городских указателей.
В середине XX века появилась новая группа шрифтов, которую назвали неогротески. Ее автором стал А.Фрутигер. Он создал шрифтовую систему Univers, которая включала 21 комплект шрифтов, отличающихся по контрастности и ширине.
Особенности неогротесков:
Какие существуют типы гротескных шрифтов в современности? Самыми популярными из них являются Arial, Open Sans, Monserrat, Futura Pt.
Акцидентные — декоративные шрифты, которые используют для привлечения внимания читателя к какой-либо части текста. Часто ими прописывают заголовки, применяют в рекламе и для создания логотипов.
Акцидентные гарнитуры могут выглядеть как рукописные, иметь различные элементы и украшения. Иногда они украшаются гравировкой, изображениями и другими привлекающими внимание акцентами.
Самыми известными акцидентными шрифтами считаются Palace Script, Pitcrew, Miratrix, Moniqa, Flicker. Читать текст, написанный такими буквами, неудобно. Поэтому их используют очень осторожно.
Леттеринг — ручная творческая прорисовка текста. Каждая надпись, созданная в данной технике, уникальна. Самый распространенный пример леттеринга — надписи мелом на досках в магазинах, ресторанах и кафе.
Леттеринг используют, чтобы привлечь внимание. Его применяют на плакатах, вывесках, при создании логотипов и этикеток товаров.
Мода на данную технику появилась недавно, но сама технология существует уже давно. Ее использовали в середине XIX века художники А. Муха и А. Тулуз-Лотрек для создания рисованных рекламных плакатов.
Из более близких примеров — логотипы компаний Coca-Cola и Disney. Они созданы с помощью леттеринга и являются неповторимыми. Их невозможно подделать, используя стандартные гарнитуры.
Разные виды и типы шрифтов применяют для своих целей. Чаще всего можно увидеть гротеск и антикву. Другие разновидности используют для создания акцентов.
Дизайн различных видов шрифтов разрабатывают в шрифтовых студиях. На их сайтах можно посмотреть образцы гарнитур, скачать понравившиеся стили или купить их. Часть услуг такие компании предоставляют бесплатно, а за какие-то нужно платить.
Paratype — самая крупная отечественная компания, которая работает в типографике с 1999 года. На ее сайте можно найти шрифты всех видов, всего — более 5 тысяч гарнитур. Все они русифицированы и могут использоваться для русскоязычных проектов.
Кроме этого, агентство выпускает свой журнал. Он будет интересен дизайнерам и всем, кто интересуется оформлением текстов. В печатном издании можно найти интересную информацию о типографике.
Letterhead — еще одна типографическая компания, основателями которой являются россияне Ю. Гордон и В. Голыженков. Студия работает с 1998 года. За это время она создала несколько тысяч шрифтов.
Студия разрабатывает шрифты на заказ. Среди клиентов организации — журнал Cosmopolitan, авиакомпания Аэрофлот, фирма Bork и другие компании.
На сайте компании Brownfox Type можно заказать разработку собственного шрифта или купить уже созданные гарнитуры. Сервис позволяет бесплатно скачать пробную версию понравившегося начертания с ограниченным количеством знаков.
Клиентами организации являются такие компании, как сервис Дом.ру, Сбербанк, Третьяковская галерея, Связной, телеканал Культура.
Студия Type.today и tomorrow — сравнительно молодая. Она появилась в 2016 году. Сервис включает две площадки:
Также на сайте компании представлен раздел «Журнал». В нем можно почитать статьи об использовании типографики и узнать о шрифтах, ставших классикой.
Adobe Fonts — шрифтовой магазин крупнейшей цифровой компании Adobe. Здесь можно найти много шрифтов, созданных ведущими мировыми дизайнерами. На сайте представлена интересная информация и рекомендации по работе со шрифтами.
Подписчики на любые сервисы Adobe получают доступ к библиотеке и имеют возможность бесплатно скачивать понравившиеся гарнитуры.
Pangram Pangram — канадская студия, специализирующаяся на создании шрифтов. Для каждой гарнитуры на сайте имеется своя страница. На ней можно узнать историю создания и использования шрифта, даны рекомендации по его применению.
В разделе Font in Use можно познакомиться с примерами использования шрифтов студии. Гарнитуры можно скачать бесплатно. Но для применения их в коммерческих целях следует покупать лицензию.
OH no Type — американская компания, основателем и единственным сотрудником которой является дизайнер Д. Эдмондсон. На его сайте шрифты для личного пользования можно скачивать бесплатно.
Сервис содержит большой перечень классических и экспериментальных гарнитур. Некоторые шрифты дополнены пояснениями и фотографиями с примерами их применения.
Параметры типографики — это те показатели, которые позволяют отличить один шрифт от другого. С их помощью гарнитура приобретает характер. Она может быть изящной, воздушной, аскетичной, брутальной.
Интерлиньяж представляет собой расстояние между нижними (базовыми) линиями строк, расположенных друг под другом. От этого показателя зависит плотность и читабельность текста. Если интерлиньяжный размер маленький, прочитать информацию сложно.
В веб-дизайне и типографике применяют следующие правила, касающиеся интерлиньяжа:
Опытные графические дизайнеры могут определять нужный размер интерлиньяжа на глаз. Но для начинающего специалиста лучше придерживаться расчетного метода.
Трекинг — межбуквенное расстояние или интервал, между двумя ближайшими буквами. В текстовых и графических редакторах трекинг можно как увеличивать, так и уменьшать.
Уменьшение трекинга повышает плотность букв и делает строку темнее, увеличение — разряжает текст и делает его светлее. Положительный трекинг обычно используют для слов из заглавных букв, противодействуя их сливаемости.
Кернинг — расстояние между буквами. Но его применяют не ко всему тексту, а к отдельным символам в отдельных словах. Часто такой прием используют для выделения буквы, которая начинает главу на странице.
Трекинг и кернинг могут применяться совместно, дополняя друг друга. Решение об использовании этих параметров принимает дизайнер.
Насыщенность — толщина и яркость букв и знаков. В одной гарнитуре могут встречаться шрифты разной насыщенности. Этот показатель имеет следующие распространенные варианты:
Жирные способы начертания обычно используются в заголовках и подзаголовках. Для простого текста чаще всего применяют обычный шрифт.
Выравнивание — положения текста относительно краев страницы. Так, строчки можно выровнять по центру, по ширине, по правому или по левому краю. Чаще всего используются варианты «по ширине» и «по левому краю». Первый — в книгопечатании, второй — для верстки интернет страниц.
Работая над выравниванием, следует избегать висячих предлогов, то есть предлогов, которые стоят в конце строки и относятся к слову, расположенному в начале следующей строки. Избавиться от них можно с помощью переноса или увеличения трекинга.
Чтобы текст выглядел эстетично, веб-дизайнеры используют специальные правила его оформления. Рассмотрим основные.
Все содержание страницы должно подчиняться определенной структуре, иметь заголовки и подзаголовки, раскрывающие суть контента, соответствовать следующий схеме:
Для привлечения внимания к этим элементам используют различные способы выделения слов: увеличение, подчеркивание, изменение цвета и насыщенности. Шрифты в рамках одного проекта не должны меняться.
Выравнивание по левому краю является самым удобным для восприятия. Исследования показывают, что такой текст читается быстрее и больше привлекает внимание. Поэтому этот способ используют все веб-дизайнеры.
Выравнивание по ширине применяется в печатной продукции. Для оформления интернет-страниц оно не подходит, поскольку такой текст сложнее читается. При этом скорость чтения падает на 11%.
Выравнивание по центру делают редко. Так поступают для привлечения внимания. Например, при оформлении заголовков или цитат. Выравнивать таким способом можно предложения, которые в общей сложности занимают не более 3 строчек.
Длина строки или как ее называют в типографике — мера, напрямую влияет на удобочитаемость контента. Оптимальной считается длина в 60 символов. Она позволяет читателю сохранить концентрацию внимания.
Если размер строки будет больше, пользователь не сможет сфокусироваться на читаемых данных. При более короткой длине читателю будет неудобно следить за текстом: ему придется слишком часто переводить взгляд.
Индивидуальная гарнитура, разработанная специально для проекта, способна выделить его из ряда других и привлечь внимание. Но иногда такой способ не оправдан. Читатели привыкли к стандартным шрифтам и могут сложнее воспринимать непривычные образы.
Кроме этого, нужно следить за количеством разных шрифтов на одной странице. Их должно быть не больше 3. Иначе контент будет выглядеть неаккуратно.
Текст, написанный с нажатым капслоком, воспринимается слишком агрессивным. Он сильно отвлекает и ухудшает читабельность контента.
В интернет сообществе капслок приравнивается к крику. Читателю неприятно воспринимать информацию, которую подают в виде крика. Это считается неуважительным. Поэтому капс следует использовать только в редких случаях, для расстановки акцентов.
Многие начинающие веб-дизайнеры забывают пользоваться интерлиньяжем. А между тем этот инструмент позволяет разрядить текстовую страницу и сделать ее более удобной для читателя. Он способствует формированию правильного ритма чтения и запоминаемости информации.
На величину интерлиньяжа влияют различные факторы:
По правилам, чем больше кегль, тем меньше должен быть интерлиньяж. Обычно его устанавливают на 2−5 пт больше, чем высота букв. В любом случае дизайнер подбирает этот показатель таким образом, чтобы между строчками было достаточно пространства для чтения.
Цвет — эффективный способ выделения слов. Он способен привлечь и акцентировать внимание на той или иной фразе. Но при выборе цветов следует придерживаться своих правил:
Для отдельных элементов подходят строго определенные цвета. Та, ссылки всегда окрашивают синим. Этот цвет оптимален для восприятия и его различают даже дальтоники. Если использовать другой, человек с такой особенностью не заметит выделение.
Использование символов и знаков препинания — целая наука. Дизайнер должен разбираться, какой символ и в каком виде нужно использовать в каждой конкретной ситуации.
Например, есть группа коммерческих символов, которые применяют для указания зарегистрированного товарного знака, и в качестве знака охраны авторских прав. Они должны быть небольшого размера и ставятся в конце логотипа. Если логотип написан без засечек, на символах их тоже не должно быть.
Дефис — знак, который используют для разделения частей одного слова. Он короче тире. Дефис применяют в таких словах, как:
Тире — знак пунктуации, который заменяет пропущенное слово. Он длиннее дефиса в 2 раза и используется следующим образом:
Дефис не выделяется пробелами, а тире — выделяется. Чтобы поставить тире, можно использовать сочетание клавиш Ctrl+Alt+«-».
Кавычки бывают в виде елочек и лапок. В русском языке распространен первый вариант, а в английском — второй. Если встречается цитата внутри цитируемого текста, в России ее выделяют лапками, а в Америке — одинарными лапками.
Меняется и начертание этих символов. Так, елочки могут по высоте совпадать с размерами букв или быть меньше их. Вторая разновидность часто используется в акцидентных гарнитурах.
В предложениях не должно быть лишних пробелов. Так, пробелы не ставятся перед знаками препинания: запятыми, точками, восклицательными знаками. Математические знаки сопровождаются пробелами только между двумя цифрами. Если они стоят около одной цифры, пробел не нужен (например, +8).
Если на странице будут присутствовать лишние пробелы, он будет смотреться неаккуратно и не профессионально. Читать такую информацию непривычно и неудобно.
Если курсив можно не использовать, лучше так и делать. Такое начертание сложнее воспринимается человеком и подходит только для выделения отдельных фрагментов текста: цитат, определений.
При встрече с большим объемом курсива мотивация читателя падает. Скорее всего, он не дочитает такой текст до конца. Помимо этого, такое начертание не воспринимают люди с дислексией.
Редактура и проверка информации на достоверность не входит в задачи дизайнера. Тем не менее профессионалы всегда обращают внимание на правдивость и точность публикуемых материалов.
Размещение недостоверной информации может свести на нет все усилия специалиста. Он вкладывает в проект свои силы, а читатели не станут использовать тот материал, который он опубликовал.
Типографику изучают как отдельное направление на специализированных курсах или в рамках освоения программ по графическому дизайну. Второй вариант — более распространен, поскольку позволяет приобрести разносторонние навыки.
Платные курсы по дизайну — оптимальный вариант, который дает возможность освоить профессию за несколько месяцев, делая акцент на практической подготовке. — от 6 до 18 месяцев.
Удобнее всего учиться на онлайн-курсах, которые позволяют заниматься в любое время и из любого места. Слушателям открывается доступ к личным кабинетам, через которые они заходят на вебинары, просматривают видеозаписи, общаются в чате и выполняют задания.
Изучение материалов проходит под контролем преподавателей, которые помогают разобраться в сложных вопросах, понять теорию, исправляют ошибки и дают рекомендации. По окончании занятий выпускникам выдают документы, подтверждающие обучение.
В современном мире освоить практически любую специальность можно самостоятельно, используя ресурсы интернета. На YouTube можно найти полезные лекции, видеоуроки и мастер-классы по шрифтовому дизайну, например, «Шрифтовой видеоблог».
Однако этот способ лучше использовать в дополнение к классической учебе. Он не позволяет получать материал структурированно. Кроме того, для его применения нужно иметь сильную мотивацию и самоорганизацию.
Бесплатные курсы по дизайну и типографике — еще один способ погрузиться в науку. Он подходит для тех, кто делает свои первые шаги в специальности, позволяет получить базовые знания и познакомиться с профессией.
В интернете можно найти следующие курсы:
Все они состоят из 6−18 видеоуроков, в процессе которых зрители знакомятся с особенностями типографики, узнают о шрифтах, учатся их использовать.
Обучение в вузе —самое длительное и разностороннее. За 4 года изучения дизайна студенты знакомятся не только с типографикой, но и остальными направлениями профессии. Плюсы этого варианта:
Однако этот способ имеет и минусы. Так, помимо профессиональных дисциплин приходится изучать общеобразовательные науки: историю, иностранный язык и др. Кроме этого, некоторые учебные заведения не удаляют должного внимания практической подготовке.
Графическому дизайну и типографике посвящено множество блогов, статей и книг. Все это — эффективные способы обогащать свои знания и получать актуальную информацию. Они позволяют получить рекомендации и советы от специалистов, которые работают в данной сфере, отследить современные тренды и тенденции.