Согласно опубликованным на днях данным ЦБ, рост портфеля российских МФО ускорился. На конец I квартала он составлял 472 млрд руб., увеличившись на 24% за год и на 7% за три месяца. Причиной тренда как регулятор, так и сами МФО видят высокий потребительский спрос со стороны населения и бизнеса. Откуда он берется, «Выберу.ру» спросил крупнейших участников отрасли.
По мнению экспертов, изменения вызваны, в первую очередь, резким ростом технологической базы крупнейших МФО. Переломным моментом стала пандемия и последовавший скачок популярности дистанционного кредитования.
Результатом технологической гонки стало изменение портрета нынешних заёмщиков МФО. Основное пополнение произошло за счёт так называемых «банковских» клиентов (людей, обладающих качественной кредитной историей, ранее использовавших исключительно банковские продукты), молодёжи и малого бизнеса.
Таким образом, сегодня среднестатистический клиент МФО — это человек, который имеет доступ к самым разным финансовым инструментам и умеет пользоваться ими осознанно и ответственно, — подчеркивают эксперты. Тренд почувствовали не только сами микрофинансисты. Банки, такие как Альфа-банк, Т-банк, Ак Барс, Банк Уралсиб, Совкомбанк и многие другие, а также крупные онлайн-ритейлеры (например, Ozon и Wildberries) создают связанные МФО.
Мотивация заёмщиков, пользующихся микрозаймами, при выборе кредиторов тоже изменилась. Так, по данным опроса, который Summit Group («ДоброЗайм») проводила в текущем году, если раньше основным фактором при принятии решения о том, где взять ссуду, была цена (ставка), то сейчас, в условиях унификации ставок, выбор делается в пользу быстроты и развитости сервисов. Среди других важных факторов участники опроса выделили: «проверенность кредитора» (59%), скорость одобрения и зачисления денежных средств (51%), возможность и удобство досрочного погашения займа (46%); удобство графика платежей — 34%.
Развитие цифровых сервисов привело в сегмент новых клиентов. Однако сейчас происходит обратная ситуация, — отмечают опрошенные «Выберу.ру» эксперты. Клиенты, привыкшие к высокому уровню сервиса, теперь «подтягивают» самих кредиторов.
По мнению самих микрофинансистов, рост рынка продолжится. Вместе с тем, большинство опрошенных экспертов ожидают замедления темпов на фоне ужесточения регулирования и сокращения количества МФО за счёт небольших региональных компаний, не выдерживающих конкурентной борьбы с крупными кредиторами. В пресс-службе СРО «МиР» подчеркнули, что именно регулирование и развитие технологических сервисов останутся основными драйверами отрасли.
По мнению представителя пресс-службы СРО:
Рынок микрофинансирования постоянно находится в процессе трансформации, изменений подходов. В том числе по причине новых законодательных инициатив. Чтобы сохранить рентабельность, бизнес вынужден постоянно перестраивать модели и подстраиваться под новые реалии. Поэтому, даже не смотря на положительную динамику по итогам I и, вероятного, II кварталов, совершенно очевидно, что период бурного роста остался в прошлом. В ближайшем будущем есть вероятность, что мы увидим более явный процесс консолидации рынка, который будет происходить за счёт «исхода» компаний, не готовых к конкурентной борьбе в сфере цифровых технологий и онлайн-кредитования. Таким образом, и рост рынка будет происходить именно при участии наиболее высокотехнологичных МФО. Кроме того, определенный вклад в рост рынка внесут банковские МФО, где пока ещё есть органический рост за счёт «перенаправления» клиентов из банковского потока
Таким образом, заёмщики МФО могут ожидать появления на рынке ещё большего количества новых видов займов и клиентских сервисов, удовлетворяющих спросу, — заключают микрофинансисты.