Если застройщик сделал некачественный ремонт, не стоит сильно переживать: компания не выполнила обязательства, значит, ей придётся за это отвечать. Можно потребовать устранить недостатки, взыскать компенсацию за некачественный ремонт или даже отказаться от квартиры, вернуть жильё застройщику и получить деньги обратно. Разбираемся, как принимать квартиру в новостройке, если она с недостатками, и в итоге добиться соблюдения своих интересов.
Проще всего разбираться с некачественным ремонтом от застройщика на этапе приёмки квартиры в новостройке. Поэтому важно отнестись к процессу максимально ответственно. Прежде всего, смотрим, соответствует ли квартира проекту.
При желании можно также измерить высоту и длину стен. После того, как вы проверили квартиру на соответствие плану, следует убедиться, что всё работает, как надо. Обязательно проверьте:
Наконец, важно проверить ремонт в квартире визуально, особенно, если её сдают в чистовой отделке.
Если в течение этого срока застройщик устранил не все замечания, придётся решать проблему с некачественным ремонтом дальше.
Даже если на приёмке вы просмотрели какие-то недочёты, или, например, дело было летом, а с наступлением отопительного сезона потекли радиаторы, застройщик всё равно обязан устранить недостатки. Портал «Мир квартир» цитирует адвоката Андрея Комиссарова:
Тот факт, что после подписания акта приёма-передачи вся ответственность за содержание и состояние квартиры в полном объёме переходит к покупателю, еще не означает, что в случае обнаружения новых дефектов собственник должен устранять их самостоятельно. Если речь идет о новостройке, согласно 7 статье Федерального Закона 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве», на объект долевого строительства распространяется гарантия на срок не менее пяти лет. На технологическое и инженерное оборудование — не менее трёх лет
О пятилетнем сроке, в течение которого можно жаловаться застройщику на дефекты, говорится ещё и в статье 29 Закона «О защите прав потребителей». Гарантия начинается с момента передачи квартиры.
Если дефект обнаружился после подписания акта приёмки, но в гарантийный срок, то порядок действий такой же, как если застройщик не устранил нарушения в первый раз. Сначала направляем ему претензию, желательно с заключением экспертов, затем, если он не отвечает на требования, идём в суд и уже там просим либо устранить нарушения, либо выплатить компенсацию, либо расторгнуть ДДУ.
Экспертизу можно проводить на любом этапе общения с застройщиком. В идеале можно прийти со специалистом прямо на приёмку, чтобы точно ничего не упустить. Практика такова, что эксперт практически всегда найдёт дефекты, в том числе такие, о которых обычный человек даже не догадывается. Например:
Однако редко кто приходит на приёмку со специалистом. Экспертизу обычно привлекают позже, если застройщик игнорирует жалобы на некачественный ремонт. Особенно экспертиза важна в двух случаях.
В крупных городах цены на строительно-техническую экспертизу квартиры начинаются от 5 000 рублей. Эта процедура не всегда быстрая и может занимать до нескольких дней. Цены и сроки серьёзно отличаются в разных регионах.
Если договориться с застройщиком не удалось, можно обратиться в суд. Для суда нужно собрать документы: ДДУ, заключения экспертизы, претензии застройщику о некачественном ремонте с его пометкой о том, что он их принял. В исковом заявлении нужно прописать требования, что именно вы хотите. Они могут быть такими же, как в претензии застройщику, но раз уж дело дошло до суда, стоит дополнить их компенсацией расходов на экспертизу и моральный вред.
Отказаться от квартиры и вернуть её застройщику можно, только если в ней не просто некачественный ремонт, а существенные недостатки. К ним относятся:
Если в квартире есть существенные недостатки и это подтверждено заключением экспертизы, можно направить застройщику уведомление об одностороннем расторжении ДДУ. К нему нужно приложить заключение экспертизы. Документы следует либо передать застройщику, как претензию, с отметкой о дате и номере входящего, либо отправить заказным письмом с описью и уведомлением о получении.
Затем надо обратиться в Росреестр через МФЦ и зарегистрировать расторжение договора. Подавая заявление о расторжении ДДУ, приложите копию уведомления вместе с описью вложения и квитанцией об отправке письма.
Если девелопер согласится расторгнуть ДДУ, он должен вернуть деньги в течение 20 рабочих дней со дня расторжения согласно ст. 9 закона об участии в долевом строительстве. Если нет — придётся обращаться в суд.
Некачественный ремонт, особенно в квартирах с чистовой отделкой — достаточно распространённая проблема. Чтобы избежать её или, по крайней мере, не бегать по судам, нужно ответственно выбирать застройщика. Как это сделать и на что обратить внимание, читайте в нашем материале.