Если с тонкостями получения постоянной прописки и тем, какие бонусы она даёт, знакомы многие, то что такое временная прописка и какая от неё польза, мало кто знает. Разберёмся, как сделать временную прописку и для чего она нужна. Также рассмотрим, как делается временная регистрация через «Госуслуги», какие есть особенности её оформления для иностранцев.
Существует два вида регистрации:
Есть и ещё один вид регистрации – постановка на учёт по месту пребывания иностранного гражданина. Этот документ похож на временную прописку россиянина, но между ними есть разница. Чем они отличаются, рассмотрим далее.
Оформить постоянную прописку можно не всегда, так как у человека может не быть собственного жилья или места, где можно прописаться. В российском законодательстве говорится о праве каждого россиянина на жилплощадь, государство создаёт различные льготные программы. Однако ответственность за приобретение собственных квадратных метров лежит на гражданине.
По закону никаких санкций за отсутствие постоянной регистрации на россиянина наложить не могут. Но без неё он лишится многих привилегий и прав. Например, без регистрации трудно получить кредит в банке или записать ребёнка в школу.
Временная регистрация нужна, если вы живёте не по месту постоянной прописки более трёх лет. Это может быть в случаях переезда по следующим причинам:
Временная регистрация даёт гражданину право на получение пенсии по месту пребывания, обращение в медицинские учреждения, прикрепление к поликлинике, получение детских пособий и другие государственные услуги.
Есть ситуации, когда вы долгое время живёте в другом месте, но временную прописку можно не делать.
Перечислим самые популярные случаи, когда можно обойтись без временной прописки. Такое возможно, если гражданин живёт:
Последнее правило касается также Санкт-Петербурга и Ленобласти, Севастополя и Крыма, что прописано в статье 19.15.1 КоАП РФ.
По законам России срок временной регистрации не ограничен.
При необходимости прописку можно продлить. Для этого нужно будет повторно подать заявление и получить согласие владельца недвижимости.
Процедура, как оформить временную регистрацию, не очень сложная. Главное – получить согласие владельца жилплощади, где вы собираетесь жить. Кроме того, следует собрать необходимый пакет документов.
Какие документы нужны для временной регистрации:
Есть несколько способов оформить такую прописку: в МФЦ, паспортном столе управляющей компании дома, где вы собираетесь жить, и через портал госуслуг.
В многофункциональный центр нужно прийти вместе с собственником квартиры. В МФЦ нужно написать заявление о временной регистрации, согласие должен подписать владелец. Если собственников несколько, то прийти нужно всем. Каждый должен явиться с паспортом и документами на квартиру.
Если временную регистрацию решили делать через управляющую компанию, то для написания заявления тоже нужны все владельцы квадратных метров. Процедура та же, что и при личном обращении в МФЦ. Понадобятся правоустанавливающие документы, договор аренды и паспорта.
На портале «Госуслуги» оформить временную регистрацию просто. Для этого не нужно никуда ходить, всё можно сделать из дома.
Пошаговая инструкция, как сделать временную регистрацию на госуслугах:
Далее собственник жилья должен подтвердить согласие на временную регистрацию. Если он не авторизован на портале, то ему нужно это сделать заранее.
Регистрацию подготовят в течение восьми рабочих дней с даты получения согласия владельца квартиры. Электронный вариант свидетельства придёт в личный кабинет на портал госуслуг. Если в заявлении вы указали бумажный вариант, то нужно будет записаться в отделение МВД. Так как на руках уже будет электронное свидетельство, второе заявление подавать не потребуется.
Существует две формы регистрации иностранцев: по месту жительства (это и есть временная прописка) и миграционный учёт по месту пребывания.
Регистрацию по месту жительства дают иностранным гостям с ВНЖ и РВП, то есть с видом на жительство и разрешением на временное проживание. Все иностранцы, которые планируют жить в России более 90 суток, должны встать на учёт в Федеральной миграционной службе (ФМС).
Исключения делают для высококвалифицированных специалистов и тех, кто имеет постоянную регистрацию в России, но покинул местность не более чем на 30 дней.
Если же иностранец приехал в Россию на срок менее 30 суток, то вставать на миграционный учёт или регистрироваться иным способом не нужно.
Иностранцы должны регистрироваться в том месте, где они живут. Нельзя получить регистрацию по одному адресу, а жить по другому. Российское законодательство не запрещает регистрировать зарубежных гостей по адресу офиса, если они там живут. Также иностранным владельцам недвижимости разрешили регистрировать других иностранцев в своих домах.
Если же иностранец временно снимает жильё, то он обязан встать на миграционный учёт при личном обращении в ФМС и представить согласие арендодателя.
Если нужно прописать ребёнка, то могут возникнуть трудности. Например, личное обращение понадобится в таких случаях:
Есть и бонусы. Например, если у родителей несовершеннолетнего до 14-летнего возраста есть временная регистрация в арендованной квартире, то они могут сделать прописку без согласия арендодателя.
Прописать ребёнка не получится, если у собственника нет подтверждённой учётной записи на портале госуслуг либо он не даёт согласия на регистрацию удалённо по тем или иным причинам.
Временную прописку невозможно сделать:
Российское законодательство даёт возможность получить временную регистрацию сроком до пяти лет в апартаментах гостиничного типа. При этом постоянная регистрация в этом сегменте всё равно невозможна.
Если человек не сделает временную прописку, то ему могут назначить штраф, размер которого зависит от региона проживания. Оформить такую прописку в интересах гражданина, так как с ней можно получить больше государственных услуг.
Санкции в отношении иностранца могут быть жёстче. Штрафы варьируются от 2 до 7 тысяч рублей в зависимости от региона проживания. Также иностранного гражданина могут депортировать. Кроме того, денежная санкция коснётся и арендодателя – россиянина, который сдавал жилплощадь.