Рассчитывать только на государство в вопросе пенсионных накоплений как играть в русскую рулетку, поэтому люди дальновидные предпочитают создавать накопления. Впрочем, государство и этот вопрос берёт под контроль. Со следующего года начнёт работать программа долгосрочных сбережений (ПДС), с помощью которых можно откладывать на старость. Государство обязуется не только давать стимулирующие прибавки к накоплениям, но и инвестировать деньги, чтобы люди не теряли сбережения на инфляции. «Выберу.ру» посчитали три варианта пенсионных накоплений, чтобы выяснить, как безбедно жить в старости. Мы для расчёта взяли варианты сбережения с государством, индивидуально и совмещая оба способа.
Часть третья: три модели пенсионных накоплений
Авторы «Выберу.ру» провели большое исследование, чтобы выяснить, какие цели преследует государство, запуская программу ПДС, что будущие пенсионеры получат, вкладывая деньги в новую программу, какие есть несостыковки. Также мы ответим на главный вопрос: выгодно ли становиться участником программы? Сегодня мы публикуем третью часть часть.
Первая часть: «Накопить на пенсию или спонсировать государство: в чем смысл программы долгосрочных сбережений?»
Вторая часть: «Программа пенсионных накоплений: выгодно переводить деньги из НПФ или нет?»
Вообще, история негосударственных пенсионных фондов — это обширная тема отдельного исследования, которым я не готов заниматься. Мне очевидно одно: ребята из связки НПФ-УК не ставят свою шкуру на кон, не отвечают перед инвесторами (будущими пенсионерами) за слабые результаты портфеля ценных бумаг, могут законным образом годами игнорировать их интересы. А как говорил известный трейдер Нассим Талеб, «тех, кто ничем не рискует, нельзя допускать к принятию решений». Я думаю, в предложенной схеме ПДС агентская проблема за 15 лет способна не просто сильно исказить прогнозируемый результат для каждого отдельного участника программы, но и погубить её. Та же самая агентская проблема существует и в системе управления накопительной частью пенсии, но в ней у будущего пенсионера хотя бы есть гарантированная на случай плохого управления или досрочного перевода из одного фонда в другой «несгораемая» сумма взносов, а также возможность инвестировать будущую пенсию, не прибегая к услугам НПФ, по связке «Соцфонд России — управляющая компания». Такое решение в прошлые годы позволяло экономить на сумме комиссий.
Имеет смысл взять данные Банка России и посмотреть на результаты управления, комиссии, налогообложение прибыли, наложенные государством ограничения и срок жизни НПФов. Данные ниже — самая важная часть для оценки перспектив участия в ПДС.
1. Результаты управления накопительными пенсиями в прошлом откровенно удручают. Как резюмировал в своём отчёте за IV квартал 2022 года ЦБ РФ, «доходности инвестирования всех пенсионных портфелей в 2022 году выросли год к году, но остались ниже инфляции». И действительно, при официальной инфляции 11,9% в 2022 году НПФ размещали пенсионные накопления россиян столь эффективно, что продемонстрировали доходность 5,1%. Но, может быть, это просто год был такой, неудачный для фондов? А давайте посмотрим на сайте Банка России, что было за последние десять лет.
Пять из десяти лет доходность пенсионных накоплений НПФ была ниже официального уровня инфляции. Также из этого графика видно, что НПФ не готовы реагировать на рост инфляции (обратите внимание, какой провал доходности у них в 2014—2015 и 2021−2022 годах). Я предполагаю, это происходит в том числе из-за того, что в своих портфелях НПФы держат много облигаций с постоянным рублёвым купоном, доходность которых (и без того низкая) трагически падает в период роста инфляции и процентных ставок.
Объективности ради нужно заметить, что у менеджеров НПФ и УК есть причины не держать значительную часть пенсионных резервов и накоплений в акциях. Во-первых, к тому, чтобы составить портфель преимущественно из облигаций подталкивает сама модель регулярных выплат будущих накопительных пенсий. Во-вторых, акции волатильны, прогнозировать доход по ним сложнее, а менеджеры, чей горизонт планирования по объективным причинам короче 15 лет, видимо, не хотели бы из-за временной просадки в акциях показывать ЦБ и собственникам фондов по итогам года убыток. Последние два года мы видим, что они предпочитают показывать номинальную прибыль, однако катастрофически проигрывают инфляции. Возможно, пора всё же повнимательнее оценить состав портфелей и систему оценки работы НПФ. Игнорирование проблемы постепенно дискредитирует всю систему долгосрочных сбережений.
2. Влияние ограничений со стороны государства на доходность управляющих компаний, которым СФР и НПФ поручали инвестировать пенсионные накопления (и которые скоро будут инвестировать долгосрочные сбережения), на мой взгляд, преувеличено. Действительно, перечень разрешённых активов устанавливается Банком России, а Правительство РФ вправе со своей стороны определять максимальные доли различных классов активов и вводить дополнительные ограничения. Теоретически государство всегда имело (и имеет сейчас) возможность обязать управляющие компании и НПФ инвестировать деньги будущих пенсионеров только в государственные ценные бумаги, однако на практике законодательные рамки никогда не были такими жёсткими и последовательно расширялись. Например, управляющие в 2004 году могли инвестировать в акции российских эмитентов до 40%, в 2005 — до 45%, в 2006 — до 55%, а с 2007 — до 60% портфеля пенсионных накоплений. Даже если учесть прочие ограничения (например, с 2017 года при включении в портфели акций российских акционерных обществ, НПФ должны были ограничиваться теми, что входили в первый котировальный список, либо в индекс Мосбиржи, либо принадлежали высокотехнологичным компаниям из второго котировального списка с рыночной капитализацией эмитента не менее 6 млрд рублей), управляющие могли формировать портфели с такой долей акций, которая позволяла бы показывать лучшие результаты, чем они показывали последние десять лет. Акции на длинном горизонте способны обгонять инфляцию, но управляющие предпочитают облигации.
3. Состав пенсионного портфеля. Вот, например, в каких активах держали пенсионные накопления НПФ по итогам 2020, 2021 и 2022 годов.
Как видите, процент пенсионных накоплений, который НПФы инвестируют в облигации, традиционно велик — облигации суммарно составляют более 85% их портфелей. Также можно заметить, что в условиях инфляции последних двух лет фонды нарастили долю государственных ОФЗ и снизили долю акций (которая и без того смехотворно мала). Думаю, не последнюю роль в этом сыграла агентская проблема, а также предположу, что учет риска повышения процентных ставок по-прежнему мало беспокоит управляющих при формировании портфеля.
Если у вас есть накопительная часть пенсии, и вы хотите знать, в какие классы активов её инвестируют, найдите на официальном сайте НПФ, каким управляющим он доверил её, а затем на сайтах УК прочтите их инвестиционные декларации. Заодно полюбопытствуйте, с какой доходностью последние пять лет инвестировали вашу накопительную пенсию (её можно считать ежегодно на основании отчётов на «Госуслугах»).
Ключевой вопрос в этой ситуации: во что НПФ и УК будут инвестировать сбережения новой программы следующие 15 лет. Ответить точно на него пока невозможно. Лично я, с учётом данных прошлых лет и заявлений из финансового блока правительства, не испытываю оптимизма по данному поводу.
4. Плата за управление. «В долгосрочном периоде тирания сложных затрат сильнее магии сложных процентов» — писал Джон Богл в «Руководстве разумного инвестора». Одна из проблем ПДС как раз в том, что инвестор (будущий пенсионер) не имеет возможности снизить тиранию комиссий в течение 15 лет, а это достаточно долго, чтобы попрощаться с мечтой о том, как сложный процент вознесёт до небес сумму пенсионных накоплений.
И фонды, и управляющие компании получают вознаграждение за управление нашими накопительными пенсиями. Как и в классической модели доверительного управления здесь есть плата за управление (взимается при любом результате) и плата за успех (взимается с прибыли — при её наличии). Но есть и установленные законом ограничения. Например, доверительный управляющий (тот человек, которому НПФ доверил управлять вашими деньгами) может ежегодно получать в качестве вознаграждения более 10% величины доходов от инвестирования. А суммарные ежегодные расходы Соцфонда России по оплате необходимых расходов управляющих компаний не могут превышать 1,1% средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющих компаний по соответствующим договора. Но гораздо интересное — это как считается вознаграждение негосударственных пенсионных фондов.
Сейчас вознаграждение НПФ за управление пенсионными накоплениями сейчас включает в себя постоянную часть вознаграждения (0,75 процента от средней стоимости чистых активов за отчётный год — эта сумма выплачивается независимо от результата инвестиций, фонд получит её даже при абсолютно провальных результатах) и переменную часть вознаграждения (за успех выплачивается не более 25% дохода от инвестирования в год от суммы, оставшейся после выплат управляющей компании и специализированному депозитарию, который учитывает активы. Успех, как вы могли догадаться, считается по номинальной стоимости в рублях, без учёта инфляции). Эксперты писали, что в средние ежегодные расходы на связку НПФ-УК в прошлые годы выходили на уровне 1,5% от суммы пенсионных накоплений, а это дороже, чем 1,1% за связку СФР-УК. Это «средняя температура по больнице». В теории каждый НПФ мог бы установить более низкую плату за успех, просто мне о такой практике неизвестно.
С 2024 года планка максимально допустимого вознаграждения НПФ за успехи в деле управления нашими накопительными пенсиями будет снижена на 5%. А с 2027 года ещё на 5%.
Вознаграждение НПФ за управление деньгами ПДС и за успех будут считаться иначе. Постоянная плата за управление составит 0,6% в год от суммы активов в 2024−26 годах, и 0,5% в последующие годы. А вот плата за успех, рассчитываемая с дохода от инвестирования средств ПДС после оплаты УК и депозитария, будет состоять из двух переменных частей: базовой (не более 20% от расчётной величины дохода НПФ) и дополнительной (не более 25% от разницы между расчётной величиной дохода и превышающим её доходом, если такой случится).
Обратите также внимание, что связка СФР-УК в новой программе долгосрочных сбережений не предусмотрена. То есть, в отличие от системы накопительных пенсий, НПФы по новой программе своё вознаграждение заберут в любой ситуации.
Попробуем смоделировать ситуацию. Возьмём условного россиянина и посчитаем, выгодно ли ему вступить в ПДС. Предположим, что до возраста 60/55 и начала выплат ему — независимо от того, вступит в программу своей накопительной пенсией или не вступит — ещё 15 лет (кстати, я специально не учитывал в расчётах пол, так что они применимы и для мужчин, и для женщин). Предположим также, что сейчас у этого россиянина уже сформирована накопительная часть пенсия в размере 200 тысяч рублей (округлим цифру). Кроме того, он работает и имеет ежемесячный налогооблагаемый доход в диапазоне от 80 до 150 тысяч рублей (что позволяет ему претендовать на налоговые вычеты и софинансирование со стороны государства в размере 1 рубль на каждые 2 рубля взносов.
Предположим, наш россиянин решил передать накопительную часть пенсии в ПДС, а также ежегодно вносить в программу столько денег, сколько нужно для получения максимально возможного государственного софинансирования и налоговых вычетов (которые хоть и указаны в таблице отдельным столбцом, но рефинансируются и в расчётах участвуют как часть 400-тысячного взноса следующего года). При этом будем считать, что ежегодно за управление он платит НПФ 1,5% от суммы активов, а ежегодная инфляция и доходность портфеля равны средним значения за последние десять лет — 7,12% и 6,51% соответственно. На выходе получим приблизительное представление о том, сколько денег (в сегодняшних рублях с их покупательной способностью) получит участник ПДС. Цифры округлим до целых значений.
Годы | Взносы в ПДС | в т. ч. за счёт налогового вычета | Государственное софинансирование | Результат инвестирования | ||
---|---|---|---|---|---|---|
при средней доходности 6,51% | после вычета вознаграждения НПФ 1,5% | итого с учётом инфляции 7,12% | ||||
1-й год | 600 000 | 0 | 0 | 639 060 | 629 471 | 584 653 |
2-й год | 400 000 | 52 000 | 36 000 | 1 087 098 | 1 070 792 | 994 552 |
3-й год | 400 000 | 52 000 | 36 000 | 1 523 681 | 1 500 826 | 1 393 967 |
4-й год | 400 000 | 52 000 | 36 000 | 1 949 098 | 1 919 862 | 1 783 168 |
5-й год | 400 000 | 52 000 | 0 | 2 325 292 | 2 290 413 | 2 127 336 |
6-й год | 400 000 | 52 000 | 0 | 2 691 866 | 2 651 488 | 2 462 702 |
7-й год | 400 000 | 52 000 | 0 | 3 049 064 | 3 003 328 | 2 789 491 |
8-й год | 400 000 | 52 000 | 0 | 3 397 127 | 3 346 170 | 3 107 923 |
9-й год | 400 000 | 52 000 | 0 | 3 736 389 | 3 680 245 | 3 418 212 |
10-й год | 400 000 | 52 000 | 0 | 4 066 778 | 4 005 776 | 3 720 575 |
11-й год | 400 000 | 52 000 | 0 | 4 388 824 | 4 322 992 | 4 015 195 |
12-й год | 400 000 | 52 000 | 0 | 4 702 624 | 4 632 085 | 4 302 281 |
13-й год | 400 000 | 52 000 | 0 | 5 008 399 | 4 933 273 | 4 582 024 |
14-й год | 400 000 | 52 000 | 0 | 5 306 354 | 5 226 759 | 4 854 614 |
15-й год | 400 000 | 52 000 | 0 | 5 596 689 | 5 512 739 | 5 120 232 |
16-й год | 0 | 52 000 | 0 |
Получается, что при реализации первого сценария у нашего россиянина будет:
Общая сумма выплат в течение 15 лет с учётом инфляции и без учёта страховой пенсии = 5 172 232 рубля.
Представим, что накопительную часть пенсии в размере 200 тысяч рублей наш россиянин никуда не передаёт, не пополняет, а инвестирует по связке СФР-УК с той же средней доходностью 6,51% и платой за управление в пределах 1,1% от суммы.
Годы | Накопительная часть пенсии | Результат инвестирования | ||
---|---|---|---|---|
при средней доходности 6,51% | после вычета расходов СФР 1,1% | итого с учётом инфляции 7,12% | ||
1-й год | 200 000 | 213 020 | 210 677 | 195 677 |
2-й год | 208 416 | 206 123 | 191 447 | |
3-й год | 203 910 | 201 667 | 187 308 | |
4-й год | 199 502 | 197 307 | 183 259 | |
5-й год | 195 189 | 193 042 | 179 297 | |
6-й год | 190 969 | 188 868 | 175 421 | |
7-й год | 186 841 | 184 786 | 171 629 | |
8-й год | 182 802 | 180 791 | 167 919 | |
9-й год | 178 851 | 176 884 | 164 290 | |
10-й год | 174 985 | 173 060 | 160 738 | |
11-й год | 171 202 | 169 319 | 157 264 | |
12-й год | 167 502 | 165 660 | 153 865 | |
13-й год | 163 882 | 162 079 | 150 539 | |
14-й год | 160 339 | 158 575 | 147 285 | |
15-й год | 156 873 | 155 147 | 144 101 |
Итак, накопительная пенсия в реальном выражении с учётом инфляции за 15 лет сократилась более чем на четверть. Тем не менее, наш россиянин (независимо от страховой пенсии по возрасту) ежемесячно в течение 10 лет сможет получать сумму, эквивалентную нынешним 1200 рублям 84 копейкам.
В ПДС по второму сценарию наш россиянин инвестирует по 400 000 рублей только три года непосредственно перед достижением возраста 60/55 для получения максимального софинансирования и налогового вычета, а предыдущие 12 лет получает и реинвестирует в составе следующего взноса налоговые вычеты по брокерскому ИИС первого типа. На ИИС инвестор теоретически может получить любую доходность, но мы возьмём для расчётов на 15 лет скромные 10% годовых после вычета налога с купонного дохода, брокерских и депозитарных комиссий — такая доходность на дату подготовки этой статьи сопоставима с доходностью банковских вкладов, а на брокерском счёте ИИС достижима даже для неквалифицированных инвесторов с минимальным опытом, которые покупают ОФЗ (например, на дату подготовки этой статьи ОФЗ 26243 с погашением в 2038 году продаются с доходностью 11,07% и текущей доходностью купона 10,56%), а также, весьма вероятно, корпоративные облигации, у которых доходность выше.
Годы | Взносы на брокерский ИИС−1 | Взносы в ПДС | в т. ч. за счёт налогового вычета | Гос. софинансирование | Результат инвестирования | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
при средней доходности ИИС 10% | ИИС с учётом инфляции 7,12% | при средней доходности ПДС 6,51% | после вычета вознаграждения НПФ 1,5% | ПДС с учётом инфляции 7,12% | |||||
1-й год | 400 000 | 0 | 0 | 0 | 440 000 | 408 762 | 0 | 0 | 0 |
2-й год | 400 000 | 0 | 52 000 | 0 | 889 539 | 826 203 | 0 | 0 | 0 |
3-й год | 400 000 | 0 | 52 000 | 0 | 1 348 823 | 1 252 787 | 0 | 0 | 0 |
4-й год | 400 000 | 0 | 52 000 | 0 | 1 818 066 | 1 688 620 | 0 | 0 | 0 |
5-й год | 400 000 | 0 | 52 000 | 0 | 2 297 482 | 2 133 901 | 0 | 0 | 0 |
6-й год | 400 000 | 0 | 52 000 | 0 | 2 787 291 | 2 588 836 | 0 | 0 | 0 |
7-й год | 400 000 | 0 | 52 000 | 0 | 3 287 720 | 3 053 634 | 0 | 0 | 0 |
8-й год | 400 000 | 0 | 52 000 | 0 | 3 798 997 | 3 528 508 | 0 | 0 | 0 |
9-й год | 400 000 | 0 | 52 000 | 0 | 4 321 359 | 4 013 678 | 0 | 0 | 0 |
10-й год | 400 000 | 0 | 52 000 | 0 | 3 972 310 | 3 689 482 | 0 | 0 | 0 |
11-й год | 400 000 | 0 | 52 000 | 0 | 4 498 430 | 4 178 142 | 0 | 0 | 0 |
12-й год | 400 000 | 0 | 52 000 | 0 | 5 035 956 | 4 677 396 | 0 | 0 | 0 |
13-й год | 0 | 400 000 | 52 000 | 0 | 5 145 136 | 4 778 802 | 426 040 | 419 649 | 389 770 |
14-й год | 0 | 400 000 | 52 000 | 36 000 | 5 256 682 | 4 882 406 | 841 184 | 828 566 | 769 572 |
15-й год | 0 | 400 000 | 52 000 | 36 000 | 5 370 647 | 4 988 257 | 1 245 711 | 1 227 025 | 1 139 661 |
16-й год | 0 | 0 | 52 000 | 36 000 | 1 175 661 |
Итак, при реализации второго сценария через 15 лет наш россиянин будет иметь на ИИС сбережения, эквивалентные нынешней сумме 4 998 257 рублей, эти деньги он сможет при желании снять со счёта единовременно. И ещё 1175 661 рубль он накопит в рамках ПДС, и дополнительно сможет ежемесячно в течение 10 лет получать сумму, эквивалентную нынешним 9 797 рублей 18 копеек.
Таким образом, при реализации второго сценария у нашего россиянина будет:
Общая сумма выплат в течение 15 лет с учётом инфляции и без учёта страховой пенсии = 6 370 019 рублей.
Теперь попробуем совсем исключить из планов ПДС и 15 лет формировать капитал без государственного софинансирования. Расчёт накопительной части пенсии повторять не буду, он такой же, как в сценарии № 2.
Годы | Взносы на брокерский ИИС−1 | в т. ч. за счёт налогового вычета | Результат инвестирования | |
---|---|---|---|---|
при средней доходности 10% | с учётом инфляции 7,12% | |||
1-й год | 400 000 | 0 | 440 000 | 408 762 |
2-й год | 400 000 | 52 000 | 889 539 | 826 203 |
3-й год | 400 000 | 52 000 | 1 348 823 | 1 252 787 |
4-й год | 400 000 | 52 000 | 1 818 066 | 1 688 620 |
5-й год | 400 000 | 52 000 | 2 297 482 | 2 133 901 |
6-й год | 400 000 | 52 000 | 2 787 291 | 2 588 836 |
7-й год | 400 000 | 52 000 | 3 287 720 | 3 053 634 |
8-й год | 400 000 | 52 000 | 3 798 997 | 3 528 508 |
9-й год | 400 000 | 52 000 | 4 321 359 | 4 013 678 |
10-й год | 400 000 | 52 000 | 3 972 310 | 3 689 482 |
11-й год | 400 000 | 52 000 | 4 498 430 | 4 178 142 |
12-й год | 400 000 | 52 000 | 5 035 956 | 4 677 396 |
13-й год | 400 000 | 52 000 | 5 585 136 | 5 187 474 |
14-й год | 400 000 | 52 000 | 6 146 221 | 5 708 610 |
15-й год | 400 000 | 52 000 | 6 719 471 | 6 241 045 |
16-й год | 0 | 52 000 |
Итак, при реализации третьего сценария у нашего россиянина будет:
Общая сумма выплат в течение 15 лет с учётом инфляции и без учёта страховой пенсии = 6 437 146 рублей.
| Модель 1 | Модель 2 | Модель 3 |
---|---|---|---|
Вошло денег, в том числе | 6 308 000 | 6 308 000 | 6 200 000 |
…внесено собственных средств | 5 220 000 | 5 220 000 | 5 220 000 |
…внесено средств накопительной части пенсии | 200 000 | 200 000 | 200 000 |
…внесено средств за счёт возврата НДФЛ налоговыми вычетами | 780 000 | 780 000 | 780 000 |
…внесено средств государственного софинансирования | 108 000 | 108 000 | 0 |
Вышло денег с учётом инфляции, в том числе | 5 172 232 | 6 370 019 | 6 437 146 |
…единовременно | 52 000 | 5 050 257 | 6 293 045 |
…равными ежемесячными платежами в течение 10 лет | 5 120 232 | 1 319 768 | 144 101 |
Результат (с учётом инфляции за время внесения денег, без учёта инфляции за время получения денег) | - 1 135 768 | + 62 019 | + 237 146 |