С приходом Эливиры Набиуллиной на должность главы ЦБ в банковском секторе началась «чистка». Слово «санация» применительно к финансовой организации перестало быть экзотикой. На протяжении многих лет мы видим, как один за другим банки попадают во владения ЦБ и сразу «преображаются», получив деньги со счетов Банка России. Сейчас такая же процедура будет проходить с негосударственными пенсионными фондами.
Владимир Путин подписал закон, по которому Банк России получит право проводить санацию негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
Зампред Банка России Владимир Чистюхин рассказал о необходимости появления закона так:
НПФ могут обладать значительными активами и пассивами, часто они входят в финансовые группы, и наличие такого инструмента позволит предотвратить эффект заражения
Отзыв лицензии у НПФ негативно сказывается не только на самом фонде и его клиентах, но и на компаниях, с которыми он работал. Получается эффект домино — одна костяшка упала и потянула за собой все рядом стоящие. У НПФ таких «костяшек» из финансового мира много — все компании, которые связаны с фондом облигациями, вкладами и иными видами размещения активов.
Основаниями применить меры для предупреждения банкротства станут: увеличение актуарного дефицита (превышение обязательств над активами фонда) в размере более 5% от общей величины обязательств или провал стресс-тестов.
Процедура санации будет подобна той, что проходят банки, — ЦБ выделит деньги проблемному фонду и станет его собственником. Предполагается, что после оздоровления Банк России продаст НПФ с торгов. Однако такого опыта нет даже с банками. Именно по этой причине доля государства в банковском секторе составляет 74% (по состоянию на 1 октября 2020) — ЦБ не может пристроить санированные организации.
А сейчас стоит вспомнить, что вообще происходит в системе пенсионных накоплений. Президент в очередной раз продлил заморозку накопительной части пенсии — работодатели уже несколько лет не делают отчисления на счета НПФ. То есть активы пенсионных фондов не пополняются. Зато с каждым годом всё больше становится получателей выплат. Проще говоря, активы сокращаются, а обязательства наращиваются.
Проректор финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов говорит:
Для НПФ настали сложные времена, и точкой невозврата для них станет 2022 год. Если сейчас ГПП (гарантированный пенсионный продукт) не примут, то НПФ могут и вовсе прекратить свое существование
Есть ли гарантия, что через пару-тройку лет НПФ один за одним не станут кандидатами на санацию?
Эксперты считают, что пока ЦБ не станет пользоваться правом санировать НПФ. «Российская газета» цитирует младшего директора по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Артёма Афонина:
За последние несколько лет общий уровень финансовой устойчивости отрасли существенно вырос. Во многом это произошло за счет усилий Банка России: повысились требования к капиталу, структуре активов, риск-менеджменту. Кроме того, рынок продолжает консолидироваться вокруг крупных финансовых групп, обладающих ресурсами для поддержания устойчивой деятельности фондов
Зампред ЦБ Сергей Швецов ещё в 2019 году говорил, что у регулятора должны быть инструменты на случай кризисных ситуаций. «Понимаете, это как есть армия у страны, не факт, что страна будет воевать, но чем у нее больше армия, тем меньше вероятности, что она будет воевать».