По закону подлости техника ломается, когда её гарантия уже закончилась. Продавцы активно предлагают дополнительную услугу: гарантию на два или три года, чтобы не было столь обидно выкидывать сломавшуюся вещь. Однако по закону можно получить деньги за некачественный товар, даже если гарантия уже закончилась. За дополнительные услуги магазина при этом платить не нужно.
Для начала разберёмся с понятиями, которые будем использовать.
Гарантийный срок — период, в течение которого товар должен выполнять функции, для которых предназначен. Например, холодильник должен морозить, телефон выходить в интернет, принимать и отправлять звонки.
По умолчанию любой недостаток, который возник в течение гарантийного срока, считается заводским. Но продавец или изготовитель могут оспорить брак, если докажут, что вещь неправильно эксплуатировали.
Гарантийный срок на технику устанавливают в один год. На одежду, обувь — меньше. Если продавцом или изготовителем не установлен гарантийный срок, то он составляет 2 года.
Срок службы — период, в течение которого товар длительного пользования обязан работать. Производитель берёт на себя ответственность за существенные недостатки.
Срок службы устанавливает производитель. Если же он этого не сделал, то срок службы обычно составляет 10 лет.
На товар длительного пользования установлен и гарантийный срок, и срок службы. Информацию вы найдёте в гарантийном талоне. Для примера возьмём документы на телевизор Haier.
Обратите внимание, что производитель установил гарантию 1 год, а срок службы — 5 лет. Если в течение этого времени телевизор ломается, то владелец может предъявить претензии и вернуть деньги, либо возместить расходы на ремонт.
Обычно техника с заводскими дефектами изначально ведёт себя странно. Например, у телефона может не срабатывать сенсор, хаотично срабатывать разные функции, хрипеть динамики и т. д. С такими проблемами люди обращаются к продавцу с просьбой провести ремонт. Время, когда телефон пробыл в ремонте, плюсуют к сроку гарантии.
Например, телефон куплен 01.08.2023 года. Он был в ремонте два раза:
Итого в ремонте телефон провёл 30 дней. Гарантия на этот период продлевается. Соответственно, она закачивается не 1.08.2024, а 31.08.2024.
Чтобы доказать, что гарантия из-за ремонта продлилась, сохраняйте документы:
В п. 5 ст. 19 закона «О защите прав потребителей» сказано, что если гарантийный срок установлен менее, чем на 2 года, то претензии и требования всё равно можно предъявлять.
Что можно требовать?
Всё, что перечислено в ст. 18 закона «О защите прав потребителей» можно предъявить по окончании гарантийного срока в течение 2 лет:
Обратите внимание, что когда гарантия заканчивается, вы можете предъявлять все те же требования, что и во время гарантии.
К кому обращаться?
К производителю или продавцу. То есть вы можете идти даже в магазин, где купили товар, и не обязательно искать импортёра или официального представителя производителя в России. В этом отличий от гарантийного срока тоже нет.
Кто проводит экспертизу?
Покупатель должен сам доказать, что дефект возник до передачи товара потребителю. То есть поломка связана с производственным браком.
Это значит, что нужно самостоятельно найти фирму, которая проводит экспертизы и имеет на это лицензию. Проверка будет платной. Если окажется, что дефект действительно производственный, а не связан с неправильной эксплуатацией, то потраченные деньги можно взыскать с продавца.
В этом и есть основное отличие от гарантийного обслуживания, когда экспертизу обязан произвести продавец.
Вернёмся к примеру с телевизором. Срок службы, который установил производитель, — пять лет. Это значит, что если два года уже прошли, но срок службы не вышел, производитель обязан отремонтировать телевизор, если он сломается. Эта обязанность прописана в п. 6 ст. 19 закона «О защите прав потребителей».
Что можно требовать?
Потребитель может требовать только бесплатный ремонт при условии, что дефект возник до передачи товара покупателю. То есть это производственный брак.
Однако стоит оговориться. Закон отводит на ремонт 20 дней. Если производитель не может отремонтировать товар за отведённый срок или дефект неустранимый, то можно выставить другие требования:
Производитель не может самостоятельно продлевать сроки ремонта, даже если уложиться в 20 дней физически невозможно из-за доставки запчастей или других обстоятельств. Но производитель может согласовать с потребителем продление сроков до 45 дней. Если вы согласны ждать, то с вами заключат соглашение о продлении сроков ремонта.
К кому обращаться?
Если два года с момента покупки прошли, то продавец уже не отвечает за товар. Все претензии нужно направлять уполномоченной организации или импортёру. Данные об уполномоченной организации можно найти в документации или на официальном сайте.
Проблема может возникнуть с техникой от фирм, которые ушли из России. Например, Эппл Рус больше не работает. Вам нужно искать импортёра. Учитывая схему параллельного импорта, есть риск, что концов вы не найдёте.
Всё начинается с обращения к продавцу или уполномоченной организации. Не стоит договариваться устно. Сразу идите с написанной претензией, в которой будут:
Все эти пункты должны быть указаны. В противном случае вы не добьётесь качественного ответа на претензию и решения проблемы.
Если у вас не принимают претензию в магазине или вы хотите обратиться в уполномоченную организацию, то можно направить письмо с уведомлением и описью вложений. Даже если ваше письмо не прочитают, в суде вы сможете доказать, что попытались решить проблему мирным путём.
Если не получается решить вопрос с продавцом или уполномоченной организацией, то направляйте иск в суд.
Итак, если гарантийный срок уже закончился, а вещь сломалась, то вы вправе: