На главную страницу
Ипотека онлайн
Самые выгодные предложения банков по ипотеке с онлайн-заявкой
Кредит онлайн
Кредиты на любые цели — расчет выгодных условий и заявка онлайн
ОСАГО онлайн
Пошаговый гид для расчета и оформления
Новостройки
Актуальные предложения по продаже квартир от застройщиков

Как вернуть деньги за некачественный товар, если гарантийный срок закончился

10 сентября 2024 14:02
129
Анастасия Тарасова

По закону подлости техника ломается, когда её гарантия уже закончилась. Продавцы активно предлагают дополнительную услугу: гарантию на два или три года, чтобы не было столь обидно выкидывать сломавшуюся вещь. Однако по закону можно получить деньги за некачественный товар, даже если гарантия уже закончилась. За дополнительные услуги магазина при этом платить не нужно.

Содержание статьи

Для начала разберёмся с понятиями, которые будем использовать.

Гарантийный срок — период, в течение которого товар должен выполнять функции, для которых предназначен. Например, холодильник должен морозить, телефон выходить в интернет, принимать и отправлять звонки.

По умолчанию любой недостаток, который возник в течение гарантийного срока, считается заводским. Но продавец или изготовитель могут оспорить брак, если докажут, что вещь неправильно эксплуатировали.

Внимание: если недостаток в товаре возник во время гарантийного срока, то природу возникновения дефекта должен доказывать продавец или изготовитель, а не потребитель.

Гарантийный срок на технику устанавливают в один год. На одежду, обувь — меньше. Если продавцом или изготовителем не установлен гарантийный срок, то он составляет 2 года.

Срок службы — период, в течение которого товар длительного пользования обязан работать. Производитель берёт на себя ответственность за существенные недостатки.

Срок службы устанавливает производитель. Если же он этого не сделал, то срок службы  обычно составляет 10 лет.

Внимание: если покупатель хочет вернуть деньги за товар, у которого вышел гарантийный срок, а срок службы нет, то доказывать, что дефект возник до передачи товара, он должен сам.

На товар длительного пользования установлен и гарантийный срок, и срок службы. Информацию вы найдёте в гарантийном талоне. Для примера возьмём документы на телевизор Haier.

Обратите внимание, что производитель установил гарантию 1 год, а срок службы — 5 лет. Если в течение этого времени телевизор ломается, то владелец может предъявить претензии и вернуть деньги, либо возместить расходы на ремонт.

Когда гарантия продлевается

Обычно техника с заводскими дефектами изначально ведёт себя странно. Например, у телефона может не срабатывать сенсор, хаотично срабатывать разные функции, хрипеть динамики и т. д. С такими проблемами люди обращаются к продавцу с просьбой провести ремонт. Время, когда телефон пробыл в ремонте, плюсуют к сроку гарантии.

Например, телефон куплен 01.08.2023 года. Он был в ремонте два раза:

Итого в ремонте телефон провёл 30 дней. Гарантия на этот период продлевается. Соответственно, она закачивается не 1.08.2024, а 31.08.2024.

Чтобы доказать, что гарантия из-за ремонта продлилась, сохраняйте документы:

Внимательно смотрите, чтобы в документах были верно указаны технические характеристики техники, ваши данные, были указаны верные даты и стояла печать сервисного центра.

Прошло меньше двух лет с покупки

В п. 5 ст. 19 закона «О защите прав потребителей» сказано, что если гарантийный срок установлен менее, чем на 2 года, то претензии и требования всё равно можно предъявлять.

Что можно требовать?

Всё, что перечислено в ст. 18 закона «О защите прав потребителей» можно предъявить по окончании гарантийного срока в течение 2 лет:

Обратите внимание, что когда гарантия заканчивается, вы можете предъявлять все те же требования, что и во время гарантии.

К кому обращаться?

К производителю или продавцу. То есть вы можете идти даже в магазин, где купили товар, и не обязательно искать импортёра или официального представителя производителя в России. В этом отличий от гарантийного срока тоже нет.

Кто проводит экспертизу?

Покупатель должен сам доказать, что дефект возник до передачи товара потребителю. То есть поломка связана с производственным браком.

Это значит, что нужно самостоятельно найти фирму, которая проводит экспертизы и имеет на это лицензию. Проверка будет платной. Если окажется, что дефект действительно производственный, а не связан с неправильной эксплуатацией, то потраченные деньги можно взыскать с продавца.

В этом и есть основное отличие от гарантийного обслуживания, когда экспертизу обязан произвести продавец.

Прошло больше двух лет с покупки

Вернёмся к примеру с телевизором. Срок службы, который установил производитель, — пять лет. Это значит, что если два года уже прошли, но срок службы не вышел, производитель обязан отремонтировать телевизор, если он сломается. Эта обязанность прописана в п. 6 ст. 19 закона «О защите прав потребителей».

Что можно требовать?

Потребитель может требовать только бесплатный ремонт при условии, что дефект возник до передачи товара покупателю. То есть это производственный брак.

Однако стоит оговориться. Закон отводит на ремонт 20 дней. Если производитель не может отремонтировать товар за отведённый срок или дефект неустранимый, то можно выставить другие требования:

Производитель не может самостоятельно продлевать сроки ремонта, даже если уложиться в 20 дней физически невозможно из-за доставки запчастей или других обстоятельств. Но производитель может согласовать с потребителем продление сроков до 45 дней. Если вы согласны ждать, то с вами заключат соглашение о продлении сроков ремонта.

К кому обращаться?

Если два года с момента покупки прошли, то продавец уже не отвечает за товар. Все претензии нужно направлять уполномоченной организации или импортёру. Данные об уполномоченной организации можно найти в документации или на официальном сайте.

Проблема может возникнуть с техникой от фирм, которые ушли из России. Например, Эппл Рус больше не работает. Вам нужно искать импортёра. Учитывая схему параллельного импорта, есть риск, что концов вы не найдёте.

Что сделать, чтобы вернуть деньги после того, как гарантийный срок закончился

Всё начинается с обращения к продавцу или уполномоченной организации. Не стоит договариваться устно. Сразу идите с написанной претензией, в которой будут:

  1. Ваши контактные данные.
  2. Сведения о купленном товаре.
  3. Суть претензий к товару, описание проблемы.
  4. Требования к продавцу.

Все эти пункты должны быть указаны. В противном случае вы не добьётесь качественного ответа на претензию и решения проблемы.

Если у вас не принимают претензию в магазине или вы хотите обратиться в уполномоченную организацию, то можно направить письмо с уведомлением и описью вложений. Даже если ваше письмо не прочитают, в суде вы сможете доказать, что попытались решить проблему мирным путём.

Если не получается решить вопрос с продавцом или уполномоченной организацией, то направляйте иск в суд.

Итак, если гарантийный срок уже закончился, а вещь сломалась, то вы вправе:

  1. Воспользоваться продлением гарантийного срока, если вещь побывала в ремонте.
  2. В течение 2 лет направлять продавцу претензии, но доказывать, что дефект возник до передачи вам товара.
  3. В течение срока службы обращаться к импортёру или уполномоченной организации с просьбой отремонтировать вещь.
  4. Если вам не смогут отремонтировать товар в течение 20 дней, то можно требовать возврат денег.
Теги: Покупки Суд Судебные разбирательства Юридические процедуры