Отопительный сезон уже начался, и суммы в квитанциях порой ужасают. Но что-то не во всех комнатах тепло. А в некоторых квартирах батареи так и не потеплели. Что делать, если теплосети уже выставляют оплату по тарифу, а вы вынуждены ходить по дому в меховых тапках?
Для начала разберёмся, какая температура должна быть в квартире. Есть комфортный градус тепла. И для каждого он свой. Кому-то холодно и при 28, а кто-то распахивает окна, когда в комнате 18. Но пожаловаться на то, что вам холодно, допустимо только если тепловой режим ниже норматива.
Перерыв в услуге не должен превышать 24 часов. Если батареи холодные дольше – уже есть повод для перерасчёта. Кроме того, частое отсутствие или низкие температуры (например, каждые выходные) – тоже повод пересчитать платежи.
Сама ресурсоснабжающая организация это не сделает. Добровольного перерасчёта или выплаты компенсации еще никто не дождался.
Для того, чтобы получить причитающееся, придется вплотную заняться этим вопросом.
Вызовите УК. Именно она обязана составить акт, в котором отразит несоответствие температуры в квартире нормативам. Зафиксируйте свое обращение. Если звоните диспетчеру, спросите номер вашей заявки и запишите (на случай, если придется жаловаться дальше или подавать в суд). Делайте это каждый день, пока наблюдаете у себя холодные батареи. И записывайте номера всех поданных заявок.
Дождитесь представителей компании. Лучше, если замеры будут делать при вас. Не оставляйте один на один с проверяющими несовершеннолетних подростков или престарелых родителей. Нередко контролеры приносят неисправные градусники или украдкой кладут их на батареи.
Также тепловики часто сначала добавляют градус в батареи, а приходят с замерами на следующий день, когда в доме уже стало тепло. Тогда по результатам замеров получают соответствие нормативам.
Подайте претензию. Кто ведает вопросами начисления, тот и будет адресатом обращения. Если дом переведен на прямые расчеты с поставщиком теплоэнергии, то жалобу направляйте ему. При начислении платы через посредника – УК – пишите все письма этой конторе.
Потребуйте перерасчет, указав периоды отсутствия тепла в доме. Чем четче и подробнее вы все изложите, тем выше вероятность, что все посчитают до копеечки. Забудете указать хоть один период отсутствия тепла (если их было несколько в отчетном месяце), то же самое сделает и поставщик – забудет за эти дни пересчитать тариф.
Если ваши заявки игнорируются, продолжайте жаловаться дальше. Лучше направить жалобу сразу по двум адресам: в прокуратуру и жилищную инспекцию. Разбираться будет инспекция, а прокуратура возьмет вопрос на контроль и не даст «спустить дело на тормозах».
В случае длительного отсутствия отопления, а также слишком частого отключения тепла, можно требовать компенсации. Но для того, чтобы взыскать этот ущерб, придется обращаться в суд. Длиться дело будет не меньше двух месяцев. Самое досадное – это размер компенсации. Российские суды при назначении компенсации морального вреда очень редко выходят за рамки 10 тысяч рублей. А по делам, связанным с правами потребителя коммунальных услуг, присуждают и того меньше. Например, 500 – 1000 рублей.
Если дом в хороших надежных «руках» добросовестной УК, а в подвале установлена измерительная аппаратура, перерасчеты производятся практически автоматически, без участия жильцов. УК сама отслеживает понижение норматива и требует от ресурсоснабжающей организации перерасчета сразу для всех жителей дома.
Там же, где этого нет, собственникам и нанимателям приходится каждый раз проходить длинный путь по вышеописанной схеме, чтобы хотя бы не платить за тепло, которого в их трубах не было.