На главную страницу
Ипотека онлайн
Самые выгодные предложения банков по ипотеке с онлайн-заявкой
Кредит онлайн
Кредиты на любые цели — расчет выгодных условий и заявка онлайн
ОСАГО онлайн
Пошаговый гид для расчета и оформления
Новостройки
Актуальные предложения по продаже квартир от застройщиков

Как с самозанятого взыскать деньги за некачественную работу

17 октября 2024 12:37
8
Нелли Гурьянова

Закон «О защите прав потребителей» написан задолго до того, как появился налоговый режим самозанятость. Получилось, что люди делают и продают товары, оказывают услуги, но закон никак не регулирует их отношения с потребителем. Можно подумать, что с самозанятого, который продал вам некачественный товар или плохо выполнил услугу, нельзя наказать штрафом или неустойкой.

Самозанятость – относительно недавний режим уплаты налогов и легализации бизнеса. Плательщики НПД могут продавать только товары собственного производства и оказывать не все услуги. Однако работы и товары принимает конечный потребитель. Его права должны быть защищены.

Как самозанятого призвать к ответственности, если работа некачественная. Фото: freepik.com

В последнее время появились разъяснения разных ведомств и судебная практика, которые говорят о том, что закон о защите прав потребителей всё же должен применяться в отношениях с самозанятыми. Например, такие комментарии в этом году дал Роспотребнадзор.

Судебная практика по большей части склоняется к признанию права клиента на защиту по закону (например, апелляционное определение Советского районного суда г. Омска Омской области от 11.10.2022 по делу N 11−155/2022).

Однако в основу решения кладётся результат исследования – а велась ли деятельность регулярно, с систематическим получением дохода, предлагались ли аналогичные услуги другим клиентам, установлены ли фиксированные цены и т. д.

Если эти факты установлены, то исполнитель, продавец или изготовитель не вправе заявлять, что он не зарегистрирован как ИП, и на этом основании должен быть освобождён от ответственности.

Надо понимать, что судебная практика в России не является основополагающей для принятия решений по конкретным делам − у нас не прецедентное право. Кроме того, вещь это весьма непостоянная. Ситуация складывается так, что успех применения закона о защите прав потребителя при взаимодействии как с частниками, так и с самозанятым будет зависеть от конкретных обстоятельств дела: регулярности услуг, доказательств, характера договора, условий договора и множества других нюансов.

А если не получилось?

Судья, рассматривающий конкретное дело, может сослаться на то, что в законе о «Защите прав потребителей» перечислены только компании и ИП, и отказать в признании пострадавшего потребителем. То есть с исполнителя или продавца не станут ничего взыскивать, поскольку закон о защите прав потребителей к нему неприменим. Получается, что ответственности у физических лиц или самозанятых и нет никакой?

Заключая договор с физическим лицом или самозанятым, желательно предусмотреть последствия некачественного производства товара, выполнения работ или услуг в самом договоре. Пропишите пени, штрафы, возврат денег, каким образом устанавливается факт некачественности и другие обстоятельства. Если ответственность будет прописана в договоре, то потребитель в данном случае будет защищён пусть не законом № 2200-I, но гражданско-правовыми нормами в целом. Обязательства мастера, допустившего некачественность или брак, возникают в данном случае из условий сделки, договора. Значит, заставить исполнить эти обязательства можно через суд.

Выводы можно сделать следующие:

Теги: Законы Суд Судебные разбирательства Юридические процедуры Самозанятые