В 2023 году количество самозанятых в России превысило 6,5 млн человек. Подключить этот налоговый режим можно без визита в ФНС. Для тех, кто выбрал НПД, разработан специальный онлайн-сервис «Мой налог» – личный кабинет для самозанятых на сайте ФНС и приложение для смартфонов.
Личный кабинет самозанятого можно зарегистрировать на сайте налоговой службы либо в приложении. Для этого потребуются только паспорт и ИНН. При выборе этого налогового режима не обязательно обращаться лично в ФНС, заполнять заявку, предъявлять оригиналы документов и платить госпошлину – и регистрация, и дальнейший процесс взаимодействия с налоговыми органами происходят в режиме онлайн.
Для регистрации самозанятого потребуется ИНН. Узнать его можно двумя способами:
Чтобы зарегистрировать личный кабинет налогоплательщика для физических лиц – самозанятых:
Сразу после введения данных в ЛК НПД информация поступает в налоговую, где регистрируется новый налогоплательщик-физлицо.
Личный кабинет НПД можно зарегистрировать сразу в приложении и сделать это по своему паспорту. Необходимо:
Регистрируя со смартфона личный кабинет налогоплательщика–самозанятого, нужно учитывать работу камеры на устройстве. При низком качестве селфи и фото паспорта они могут не пройти проверку с первого раза. В этом случае процедуру нужно повторить.
Выполнить вход в личный кабинет «Мой налог» для самозанятых можно несколькими способами – путём авторизации через учётную запись на Госуслугах, указанием разового кода из SMS и по логину и паролю.
Для авторизации по логину и паролю:
Чтобы не указывать данные при каждом входе, поставьте галочку в окне «Запомнить меня» – информация сохранится в браузере.
Ещё один способ входа – с помощью учётной записи на Госуслугах:
Аналогично можно выполнить вход по номеру телефона. Для этого необходимо:
«Управлять» самозанятостью можно со смартфона, установив приложение. Это полноценный аналог личного кабинета на сайте налоговой службы. Он предоставляет возможность взаимодействовать с ФНС удалённо. Приложение позволяет не только зарегистрироваться, но и формировать чеки, счета, принимать оплату, привязывать и отвязывать карты, оплачивать налоги и делать справки.
Чтобы установить приложение на iPhone:
Приложение должно выглядеть так:
Для установки приложения на устройства с Андроид:
Также возможна установка из Rustore.
Основные функции профиля налогоплательщика профессионального дохода – приём оплаты, формирование справок и перечисление налогов. Все эти опции доступны в дистанционном режиме на сайте в личном кабинете и в приложении. Кроме того, здесь можно получать уведомления от налоговых органов, например, по задолженностям, формировать статистику, электронные чеки для клиентов.
Самозанятые платят 4%, если работают с физлицами, и 6%, когда принимают оплату от юрлиц. Но в приложении и ЛК отражаются все налоги гражданина, подлежащие оплате.
Контролировать, правильно ли начисляются налоги, оплачены ли они в полном объёме, существует ли задолженность или переплата, штрафы, можно из своего аккаунта:
Ниже есть блок «Дополнительные сведения», который состоит из двух разделов:
Кроме того, чтобы посмотреть доход, можно воспользоваться разделом «Выручка». Здесь будет отражаться сумма средств, которую самозанятый принял от клиентов, период можно выставить самостоятельно с помощью фильтров. В этом же блоке необходимо добавлять продажу – указывать сумму поступлений от клиента.
Если хотите посмотреть отчётность не за текущий месяц, а за другой период, можно использовать раздел «Статистика». Она формируется по двум типам операций – доходы с разбивкой на поступления от физических и юридических лиц и налоги с разбивкой на оплаченные (аннулированные) и неоплаченные. Фильтр можно выставить по региону ведения деятельности и периоду, за который формируется детализация.
И приложение, и профиль на официальном сайте позволяют налогоплательщикам выставлять счета заказчикам и покупателям. По общему правилу это необходимо сделать в момент расчёта – при зачислении на карту или передаче наличных средств.
Для выставления счёта нужно:
Счета формируются в pdf-формате – их можно отправить клиенту в виде ссылки любым удобным способом.
Самозанятый обязан формировать чек, как только получает оплату от клиента. Сделать это можно так:
Клиент получает чек как ссылку на документ, при необходимости может его сохранить и распечатать. Кроме того, вы можете скопировать его в виде изображения, а также сохранять на своём устройстве.
Чеки можно аннулировать, например, если покупатель отказался от товара и вы возвращаете ему деньги. Кроме того, такой способ можно использовать для удаления неправильно оформленных продаж.
Для оформления необходимо:
Сумма дохода, подлежащая налогообложению, будет пересчитана автоматически. Дополнительно оповещать ФНС о ситуации не нужно.
Если чек аннулируется из-за ошибочного заполнения данных, например, неверного введения реквизитов компании, после процедуры необходимо создать новый, чтобы правильная сумма отразилась в доходах. В противном случае у налоговой службы могут возникнуть вопросы.
Ограничений по времени для удаления чеков нет – самозанятые могут делать это в день формирования или спустя время. Нужно учитывать, что налог рассчитывается ежемесячно. Если до момента расчёта не исправить ошибку, сумма по «неправильному» чеку будет учтена в общий доход, соответственно, с неё уплачивают налог.
Ещё одна удобная функция профиля самозанятого на сайте и в приложении позволяет уплатить начисленные налоги. Расчёты проводить не нужно – максимально до 12 числа месяца, следующего за отчётным, уведомление от ФНС придёт в профиль налогоплательщика. Заплатить нужно не позднее 28 числа. В некоторых случаях налог списывается автоматически, если подключается соответствующий сервис банка с автоплатежом. Для самозанятых налоговый период равен одному месяцу, поэтому платежи необходимо выполнять ежемесячно.
Чтобы провести операцию уплаты через приложение или ЛК:
Дата оплаты также указана в этом разделе ниже суммы налога. Если образуется задолженность, она суммируется с тем, что начислено за отчётный период.
Прекратить действие режима НПД и сняться с учёта можно дистанционно, используя профиль на сайте или мобильное приложение. В режиме онлайн это можно сделать так:
Когда самозанятость будет закрыта, налогоплательщик получает соответствующее уведомление в своём кабинете. При этом доступ к профилю сохраняется, например, для того, чтобы в будущем погасить задолженность или при необходимости восстановить налоговый режим.
В приложении редко случаются технические сбои, но периодически проводятся работы и отсутствует доступ. Одна из причин, почему оно может не работать, – включённый VPN.
Что можно предпринять:
Если не помните пароль, который создали для входа при регистрации, можно использовать другие способы авторизации:
Когда войдёте другим способом, перейдите в блок с настройками и поменяйте пароль.