Реальная стоимость одной валюты по отношению к другой не совпадает с действующими валютными курсами. Чтобы её определить, используют концепцию паритета покупательной способности (ППС). Рассмотрим ППС в экономике: что это такое и какую информацию он может дать обыкновенным гражданам.
Паритет покупательной способности отражает соотношение валют разных стран, рассчитанное по их покупательной способности. При этом в учёт берут аналогичный набор товаров или услуг.
Термин состоит из нескольких понятий:
Чтобы понять смысл паритета покупательной способности, нужно взять стоимость товара в России и сравнить её с ценой на такой же товар в другой стране, например, в Америке. Разделив одну цену на другую, получим реальный курс валюты.
Допустим, в России хлеб стоит 60 рублей, а в Америке — 4 доллара. Если брать за основу этот продукт и предположение о паритете покупательной способности, справедливый курс валюты должен составлять 15 рублей за один доллар.
Зная этот показатель, можно сравнить зарплаты россиянина и американца. Допустим, россиянин получает 80 тыс. рублей, а американец — 3 тыс. долларов. Если сравнить зарплаты по текущему обменному валютному курсу, наш соотечественник зарабатывает меньше — около 900 долларов. Но с учётом паритета покупательной способности его доход составляет более 5,3 тыс. долларов.
Такая разница показывает, что биржевой курс не способен отражать реальной картины, поскольку из-за разной покупательной способности валют на одну и ту же сумму можно приобрести разное количество товаров.
Мы привели утрированный пример, который учитывает цены только на один продукт. При использовании показателя в экономических целях осуществляют сопоставление стоимости потребительских корзин, состоящих из набора товаров и услуг.
Концепция паритета покупательной способности строится на предположении о том, что номинальные курсы валют должны выравниваться таким образом, чтобы одни и те же товары в разных странах стоили одинаково, в какой бы валюте их стоимость ни пересчитывали.
Данный теоретический подход основан на принципах свободного международного экономического рынка, где не существует барьеров в виде пошлин и других финансовых ограничений.
Но в реальности такие условия не обеспечиваются. В каждой стране действуют свои рыночные законы, на цены влияют инфляция и другие факторы. Поэтому паритет покупательной способности не достигается.
ППС — показатель, который используют для экономических сопоставлений. Он отражает доступность товаров в разных странах и позволяет сделать выводы об уровне жизни населения соответствующих государств.
Кроме того, финансовые аналитики обращаются к показателю ППС для прогнозирования долгосрочных курсов валют. Они изучают статистику, прогнозы аналитических агентств и учитывают соотношение валют, рассчитанное в соответствии с принципами паритета.
ВВП имеет расшифровку «валовый внутренний продукт» и обозначает объём товаров и услуг, которые были произведены в государстве за отчётный период. Этот показатель считается одним из самых информативных. Он позволяет оценить уровень развития экономики и определить место страны среди остальных.
Для сопоставления мировых экономик применяют 2 метода:
Оба способа действующие. Но второй учитывает стоимость жизни в разных государствах и даёт более реальную картину.
Индекс покупательной способности часто путают с ППС. Но это разные показатели. Индекс покупательной способности отражает, какой объём товаров и услуг можно купить внутри страны. С его помощью:
Для расчёта показателя используют формулу: ИПС = 1 ÷ Индекс потребительских цен. Его значение показывает покупательную способность денег.
Текущий курс валюты — цена, по которой в настоящее время можно купить или продать валюту. Это практический показатель, который используют банки. На него ориентируются граждане, заинтересованные в приобретении валюты другой страны.
Паритет покупательной способности отражает справедливый валютный курс, скорректированный на основе покупательной способности денег сравниваемых стран. Его применяют в аналитических целях.
Результаты анализа паритета покупательной способности не отражают полную картину. В сравнении участвует только определённый набор товаров и услуг. При этом не учитываются их качество и дополнительные издержки, связанные с приобретением.
Поэтому расчёты с применением подходов ППС следует осуществлять комплексно, то есть вместе с другими показателями, отражающими состояние экономики.