Если получили в наследство, купили или приняли в дар недвижимость, зарегистрируйте право собственности, чтобы стать владельцем официально. Для этого есть два варианта – оформить всё офлайн или дистанционно с помощью электронной регистрации. Расскажем, как получить свидетельство о праве собственности на квартиру онлайн, что для этого нужно, какие сервисы выбрать и во сколько это обойдётся.
Свидетельство о регистрации права собственности на квартиру – документ, который подтверждает, что конкретный человек (или несколько людей) владеет недвижимостью. Переход этого права происходит в разных сделках с жильём:
Информация обо всех собственниках жилья заносится в реестр, в котором собраны сведения о недвижимости – ЕГРН. Занимается его введением Росреестр. Если не зафиксировать своё право собственности на квартиру или дом, по документам объекты не будут принадлежать вам. Поэтому вы не сможете их продать, подарить, обменять, прописать кого-либо, сделать жильё залогом, например, при получении кредита в банке.
Регистрация права собственности в Росреестре – это внесение записи в ЕГРН. Реестр ведётся в электронном виде, поэтому информация в нём не может исчезнуть или стать доступной третьим лицам.
Росреестр занимается не только регистрацией права собственности. В реестре отражаются обременения, например, когда жильё куплено в ипотеку и находится в залоге у банка, ведётся кадастровый учёт, регистрируется право владения земельными участками и др.
Подтвердить, что собственник есть в этом реестре и действительно владеет недвижимостью, можно с помощью выписки из ЕГРН – это регламентирует ст. 28 закона № 218-ФЗ. Её можно получить сразу после регистрации недвижимости в Росреестре – на бумаге или в электронном формате, причём обе имеют равную юридическую силу. Раньше запрашивать выписку можно было без согласия собственников, например, банк при оформлении залогового кредита мог сам сделать запрос. С 2023 года это запрещено – теперь собственник недвижимости должен дать своё согласие.
Главная особенность электронной регистрации – скорость и возможность сделать всё дистанционно. В стандартной ситуации нужно заранее записаться в МФЦ или Росреестр, собрать оригиналы документов, лично идти на приём. Электронная процедура избавляет от этого – всё можно сделать не выходя из дома.
Электронная регистрация сделок с недвижимостью стартовала в 2019 году. Раньше был только один вариант – обратиться в МФЦ или Росреестр лично. Это не всегда удобно, например, если продавец и покупатель находятся в разных регионах. Электронная регистрация права собственности решает эту проблему – теперь неважно, где находятся участники сделки. Также можно сэкономить время.
Регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество подходит для разных типов сделок – покупки квартиры, дома, в том числе с участком земли, от собственника или на первичном рынке. Используется и при покупке жилья в ипотеку, и за собственные деньги.
Электронная сделка купли-продажи недвижимости наиболее опасна, если в ней не участвует посредник, например, банк: один человек приобретает у другого жильё на вторичном рынке без дополнительных проверок. Чтобы защитить продавцов и покупателей, в 2019 году вступил в силу Закон № 368-ФЗ.
Согласно ему, удалённо зарегистрировать сделку можно только в том случае, если собственник даст письменное согласие. Для этого он должен лично подать заявление в Росреестр на бумажном бланке, в срок до 5 дней на нём проставят отметку. Согласие действует бессрочно (до момента отзыва), в него можно внести один или сразу несколько объектов недвижимости. Такая мера защищает от ситуации, в которой мошенники могут использовать поддельную электронную подпись и от имени владельца продать недвижимость.
Несмотря на усиление мер защиты электронной регистрации сделок, риски всё ещё остаются:
Что должно насторожить при обращении к посредникам:
Сделать электронную регистрацию сделки на 100% безопасной невозможно, для снижения рисков есть два варианта:
Первый на рынке партнёр Росреестра – Сбербанк. В 2016 году он запустил сервис «Электронная регистрация» сначала для вторичного жилья, а через год – для новостроек. К 2024 году им воспользовались почти 2,5 млн клиентов.
Сейчас работает отдельный сервис для покупки квартиры или дома с участком на вторичном рынке для покупателей и продавцов физлиц. Он называется «Регистрация и расчёты» и помогает зарегистрировать переход права собственности дешевле – от 3900 руб. без учёта пошлины.
УКЭП – усиленная квалифицированная электронная подпись, которая заменяет обычную подпись, если процедура происходит онлайн. Это специальный файл, где шифруют информацию о владельце подписи. Он хранится на флешке или в облаке, а в подтверждение того, что человек получил УКЭП, ему выдают сертификат.
Это наиболее защищённый вид электронной подписи, который практически невозможно подделать. Специальный шифр выдают только при проверке личности в удостоверяющих центрах. Если хотите использовать эту подпись для электронной регистрации сделки с недвижимостью, получить её можно в удостоверяющем центре от Росреестра.
Полностью удалённо оформить электронную подпись нельзя. Но можно создать личный кабинет на сайте удостоверяющего центра и подать заявление на выпуск онлайн. После этого нужно лично обратиться с документами в центр, подтвердить личность и забрать флешку с подписью. Также её получают в виде файла, который придёт в личный кабинет заявителя.
Если в сделках с недвижимостью обращаетесь к посредникам, уточните, предоставляют ли они помощь в получении УКЭП. Такую услугу предлагают некоторые банки и застройщики.
Подать заявление на регистрацию права собственности можно:
Можно обратиться к популярным посредникам:
Обратиться в банк для регистрации можно не только в случае, если берёте жильё в ипотеку – он может стать посредником, если покупка совершается на вторичном рынке без заёмных средств.
Процедура самостоятельной электронной регистрации на сайте Росреестра:
Право собственности регистрируется за 8 рабочих дней после оплаты госпошлины. Выписка из ЕГРН в электронном формате придёт на почту. Статус заявки можно отслеживать в разделе «Мои заявки» на сайте Росреестра. Сначала будет статус «На проверке», затем «Ожидает оплаты», после чего перейдёт в работу, последний статус – «Документы готовы».
Обычно переход прав собственности при электронной сделке длится до 7 рабочих дней. В крупных городах получить выписку из ЕГРН можно в день подачи заявки.
Причины задержки процесса:
Если обращаетесь к посреднику, он сразу уведомляет о задержке и её причинах, а в большинстве случаев устраняет проблему самостоятельно.
Нужно собрать такие документы из списка:
Могут потребоваться дополнительные документы, например, договор залога.
Если подаёте заявку на сайте Росреестра, нужно заплатить:
Дороже обойдётся обращение к нотариусу или к посредникам – банкам, застройщикам, агентствам недвижимости. Например, в Сбербанке услуга стоит 9–12 тыс. руб. в зависимости от вида объекта и региона, но сюда входят сопровождение клиента, изготовление электронной подписи и госпошлина.
Если обращаетесь к нотариусу, он подготовит заявление, направит в Росреестр. УКЭП не нужна, достаточно подписи нотариуса. К нему обязательно обратиться, если в сделке фигурирует жильё в долевой собственности (ст. 42 Закона № 218-ФЗ) или среди её участников – недееспособное лицо или ребёнок (ст. 54 закона № 218-ФЗ).
Электронное оформление недоступно для альтернативных сделок, например, если покупатель одновременно продаёт свою квартиру и вырученными деньгами платит за новую.
Регистрация прав собственности в электронном формате имеет свои плюсы и минусы.
Главные преимущества:
Электронная регистрация удобна в первую очередь тем, кто покупает жильё в другом регионе.
Главные недостатки:
У банков могут быть дополнительные ограничения при регистрации прав на жилые помещения в электронном виде. Например, в Сбербанке таким способом нельзя зарегистрировать право собственности при получении военной ипотеки, если в сделке более шести покупателей или пяти продавцов, хотя бы один из них – нерезидент РФ, застройщик запретил регистрироваться в электронном виде.