Если купленный товар оказался некачественным, его можно вернуть в течение гарантийного срока или срока годности. Исключений нет. Но продавцы, даже видя перед собой сломанную вещь, не всегда хотят возвращать деньги. Что говорит закон о том, как вернуть некачественный товар в магазин.
Гарантийный срок — срок, в течение которого товар обязательно должен быть качественным. Если вещь сломалась, то её можно вернуть — забрать деньги или поменять на другую.
Есть ещё понятие срок годности. Это время, в течение которого использовать товар безопасно. Например, срок годности устанавливается на продукты питания. Если в течение срока годности товар оказался не очень хорошим, то продавец обязан его заменить или вернуть деньги.
На товары длительного пользования кроме гарантийного срока установлен ещё и срок службы (эксплуатации) — время, в течение которого производитель гарантирует работоспособность. Например, на телевизор может быть установлена гарантия 1 год, а срок эксплуатации — 5 лет.
Сломавшийся товар можно вернуть и в течение гарантийного срока, и в течение срока эксплуатации. Редакция «Выберу.ру» написала подробную инструкцию, как сделать возврат товара в том и другом случае: «Как вернуть деньги за некачественный товар, если гарантийный срок закончился».
Алгоритм действий, если купленный товар сломался, а гарантия ещё не вышла:
Алгоритм не нужно нарушать. Например, если вы сразу пойдёте в суд, то исковое заявление у вас не примут — споры сперва решаются в досудебном порядке. Порядок действий одинаков для всех типов товара и требований покупателя. Но есть нюансы.
Когда вы несёте некачественный товар в магазин и заявляете, что он сломан, то у продавца могут возникнуть сомнения, а точно ли это брак или потребитель был неаккуратен. Нельзя же определить на глазок, почему у фотоаппарата объектив перестал автоматически закрываться. Может, песок попал.
Чтобы выяснить, что стало причиной поломки и кто виноват, проводят экспертизу. Её оплачивает продавец или производитель. Но если выяснится, что в поломке виноват покупатель, то ему придётся оплатить расходы и на проверку качества, и на хранение, и на транспортировку.
Если продавец отказывается от проведения экспертизы, вы можете сделать это за свой счёт. Потом магазин вам возместит убытки. Правда, при условии, что дефект — производственный брак или недостаток — возник по вине продавца. Обязательно в письменном виде уведомите продавца о месте, времени и стоимости экспертизы — он вправе участвовать в проверке качества.
Если же экспертизу проводит магазин, то вы тоже можете присутствовать на ней. Заявите о своём желании заранее, чтобы вас пригласили.
Сроки проведения экспертизы будут отличаться в зависимости от требований потребителя.
Ремонт | 45 дней |
Обмен | 20 дней |
Возврат, уменьшение цены | 10 дней |
Случается, что некачественной оказывается еда. Например, по недогляду вы купили просроченную колбасу или котлетки с душком. Не обязательно выкидывать всё это бродячим собакам. Можно вернуть в магазин.
Правила ничем не отличаются от возврата обычного товара:
Продавец может потребовать экспертизу, если дефект неочевиден. Например, вы утверждаете, что вкус сыра странный, горчит. Продавец ничего не замечает. Можно запросить проверку качества или провести её самостоятельно.
При возврате продуктов питания стоит учитывать некоторые нюансы:
Технически сложный товар нельзя вернуть в течение 14 дней, если он не понравился по цвету, комплектации или форме. Например, если вы купили телефон, но в процессе выяснилось, что он слишком большой и держать его неудобно, а других недостатков нет, то деньги не вернут.
Однако если в технике обнаружился недостаток, например, у телефона не работает камера, то в течение 15 дней можно требовать возврат денег или обмен. Срок в 15 дней отсчитывается со следующего за днём покупки дня.
Если 15 дней с момента покупки истекли, то можно требовать ремонт, уменьшение цены, обмен. Вернуть деньги можно только в исключительных случаях:
В данном случае сложно определить, что является существенным недостатком. Судя по судебной практике, к существенным недостаткам можно отнести:
Алгоритм действий такой же, как и при возврате обычного товара, не сложнотехнического: вы обращаетесь к продавцу с претензией, оставляете товар на экспертизу, ждёте результат и решение магазина. Если не согласны, то составляете ещё одну претензию, проводите независимую экспертизу или идёте в суд.
В вопросе обмена и возврата сложнотехнического товара важно доказать, что дефект действительно существенный. Например, если смартфон зависает и проблема решилась сбросом настроек, перепрошивкой или другими простыми манипуляциями, то вернуть деньги не получится.
В возврате и обмене откажут, если:
Если гарантия истекла, а техника сломалась, то её всё равно можно бесплатно отремонтировать. Для этого нужно обращаться не к продавцу, а к производителю или импортёру. Наличие дефекта придётся доказывать самостоятельно. Срок эксплуатации устанавливает производитель. Если он этого не сделал, то по умолчанию срок эксплуатации — 10 лет.
Перечень сложнотехнических товаров установлен правительством:
Для сезонных товаров срок службы исчисляется не с даты покупки, а с даты наступления соответствующего сезона. Причём нужно смотреть не на то, когда выпал или сошёл снег, а что говорит об этом местный закон. Например, в Мурманске зима начинается 1 ноября, а в Краснодаре — 1 декабря.