На главную страницу
Ипотека онлайн
Самые выгодные предложения банков по ипотеке с онлайн-заявкой
Кредит онлайн
Кредиты на любые цели — расчет выгодных условий и заявка онлайн
ОСАГО онлайн
Пошаговый гид для расчета и оформления
Новостройки
Актуальные предложения по продаже квартир от застройщиков

Опоздал на поезд? РЖД не вернёт деньги, если сдать билет не по правилам

23 декабря 2024 12:10
18
Наталия Пластинина

В отпуск и каникулы все поездки приходится планировать заранее: покупать билеты, бронировать жильё. Непредвиденные обстоятельства могут помешать поездке. Даже если поезд уже уехал без вас, часть денег за билет можно вернуть. Но нужно действовать быстро и соблюдать порядок возврата.

Содержание статьи

При опоздании на поезд можно вернуть часть денег за билет. Фото: freepik.com

В каких ситуациях возвращают деньги

Практически все знают, что можно вернуть билет, если ехать никуда не нужно: изменились планы, кто-то заболел и т. д. Менее известный вариант возврата билета, когда вы опоздали на поезд. Даже если поезд уже ушёл, можно сделать возврат (п. 151 «Правил перевозок»).

Впрочем, есть определённые правила. Если их не соблюсти, РЖД ничего не вернёт.

Правила действуют только на поезда дальнего следования – те, что в пути больше 150 км. Онлайн это можно сделать только до того, как поезд тронется с вокзала и если не проходили электронную регистрацию. Во всех остальных случаях возврат оформляется только офлайн на вокзале станции отправления.

Билеты по невозвратным тарифам вернуть нельзя ни до поездки, ни в случае, когда она не состоялась.

Правило № 1: подать заявление на возврат денег нужно успеть в ограниченные сроки. Вообще ничего не вернут, если сделать это позднее 12 часов после отправления поезда. Если причиной отказа от поездки стала болезнь или травма, то можно заявить о возврате в течение 5 дней.

Правило № 2: подать заявление на возврат в нужном формате.

Ж/д билеты покупают разными способами:

Способ возврата зависит от того, как вы его купили и когда вернули. Если действовать не по инструкции, то деньги не получите.

Вы передумали заранее, а поезд еще не ушел?

По правилам офлайн-возврата, обращаться за возвратом денег за билет нужно в кассу места отправления (ст. 151 Правил перевозок).

Здесь многие могут допустить ошибку. Купить железнодорожный билет можно онлайн, через приложение РЖД, сайты-посредники. Но проблема в том, что билет в электронном виде сохраняется только в приложении. Если же он куплен через сайт, то его лишь присылают на электронную почту. Вернуть же его можно только в кассу станции отправления. Если нарушить это правило, РЖД никаких денег не вернёт.

Недавний судебный спор пассажира и РЖД закончился не в пользу пассажира. Тот опоздал на поезд, но добрался до пункта назначения самолётом. Помня о том, что у него есть всего 12 часов, чтобы сдать неиспользованный билет, он приехал на вокзал города, куда прибыл. Но в кассе билет не приняли и отправили в кассу по месту отправления поезда.

Пассажир счёл, что правила РЖД нарушают его права потребителя и подал в суд. Он требовал признать спорный пункт 151 правил недействительным, а не просто вернуть ему деньги за билет.

Суд встал на сторону РЖД, указав, что никаких прав пассажира правила не нарушают. Все пассажиры имеют право отказаться от поездки и вернуть деньги за билет. Но они должны соблюдать порядок, установленный РЖД (см. решение Верховного суда РФ по делу N АКПИ23−816).

Таким образом, если вы не смогли попасть на свой поезд, вы можете вернуть деньги за билет в течение 12 часов (при болезни или несчастном случае – в течение 5 суток).

Сколько РЖД вернет денег за неиспользованный билет

Даже если пассажир вернул билет вовремя, то РЖД вернёт только часть стоимости билета .

Эта сумма прямо зависит от того, когда вы вернули билет.

Правило № 3: чем позднее вы вернете билет, тем меньше получите денег обратно.

Цена билета состоит из нескольких частей::

Если опоздал на поезд, РЖД вернёт только  «стоимость билета» (см. верхнюю строчку разбивки тарифа). Фото: «Выберу.ру»

Обратите внимание на скриншот билета. Пассажир не покупал дополнительные услуги, не страховался, не пользовался посредниками, поэтому заплатил только за:

Билет стоил 6 632,30 (вместе с НДС).

Теперь на этом примере покажем, какие суммы вернутся пассажиру, если он сдал билет заранее, за пару часов до отправления или уже после того, как поезд отправился с вокзала без него. НДС считать не будем, чтобы не путаться.

1 вариант: пассажир сдал билет:

РЖД вернёт всю сумму билета, кроме сбора за резервирование мест в поезде дальнего следования и комиссию посредника (п. 149 Правил, ч. 3 ст. 83 Устава ж/д транспорта). У нас в примере этих сборов нет, поэтому пассажир получит обратно 6 632,30 рублей.

2 вариант: пассажир сдал билет:

РЖД возвращает сумму по графе «билет» – 4 260,10 рублей, а также 50% плацкарты:

4 260,10+(2 372,20/2)=5 446,2 рублей.

Сбор за резерв места и комиссия посредника также не вернётся (п. 150 Правил, ч. 3 ст. 83 Устава ж/д транспорта).

3 вариант: пассажир вернул билет уже после того, как поезд уехал.

РЖД вернёт только стоимость платы за пользование железной дорогой (смотрите графу «билет») 4 260,10 рублей. Все остальные сборы при возврате билета, если опоздал или вообще не поехал, вернуть не получится. Более того, РЖД возьмет ещё и специальный сбор за возврат билета — 3,20 рублей за 1 место.

Помните главное: если опоздал, вернуть билет можно только в кассу вокзала. Онлайн этого уже сделать нельзя.
Теги: Железнодорожные билеты Туризм Общество Экономика Финансы Инструкции

Статьи и новости по теме: