Пересечение двойной сплошной линии, делящей потоки движения ТС, считается грубым нарушением. За это могут даже лишить водительского удостоверения, но существуют ситуации, когда пересечение сплошной линии разметки не будет караться штрафами.
Любой манёвр ТС, при котором хотя бы одно колесо оказывается за границей сплошной, по общим правилам является нарушением. Например:
ПДД обязывает каждого водителя, независимо от того, каким автомобилем он управляет, ехать в пределах занятой полосы. Сотрудники ГИБДД расценят как пересечение любое действие водителя, которое привело к наезду и заезду за линию хотя бы одним колесом.
Однако нарушение может быть неосознанным. В некоторых ситуациях водители не могут контролировать движение по сплошным:
У некоторых нарушений нет исключений. Например, обгон через двойную сплошную запрещён, даже когда впереди движется тихоходное ТС, но оно не имеет «треугольника» сзади. Однако дорожные работы, глубокие ямы или другие непреодолимые препятствия по своей полосе не оставляют выбора – приходится пересекать разметку, даже когда это запрещено ПДД.
Чаще всего водители игнорируют правила, когда необходимо объехать препятствие на своей стороне, обогнать идущее впереди ТС, повернуть или развернуться.
Выезд на встречку, в частности – с проездом сплошной, считается одним из наиболее распространённых нарушений. Этот манёвр опасен для водителя и остальных на дороге. Иногда при этом водители ещё и не обращают внимания на знак «Обгон запрещён», совершая двойное нарушение.
Важно помнить, что под термином «обгон» подразумевается многокомпонентный манёвр, где водитель совершает два перестроения автомобиля и обязательно оказывается на встречной полосе, но возвращается на свою. Если перестроения на встречку не произошло, манёвр называется опережением. Обгон по встречной полосе запрещён и в том случае, если она одна, и по двойной.
Если в полосе, где движется водитель, есть препятствие, пересечение сплошной может быть вынужденным. Это наиболее спорные ситуации, по которым собрано много судебной практики. Представим, что, двигаясь по дороге, водитель видит упавшее дерево и двойную сплошную справа от себя. У него есть два варианта действий – объехать через сплошную или по обочине, где может и не быть условий для проезда. Здесь он вынужденно нарушит ПДД, при этом ответственность с него не снимается – возможен штраф за пересечение сплошной, как и в остальных случаях.
Необходимо чётко знать понятие «препятствие», которое вынуждает водителя совершать объезд через разделительную сплошную. Например, попавший в ДТП автомобиль на аварийке и с выставленным знаком будет считаться таковым, а транспорт, который стоит для высадки пассажиров, – нет. Во втором случае пересечение сплошной при объезде не будет вынужденным.
Если не установлен разрешающий знак, и поворот, и разворот через сплошные запрещён ПДД. Иногда случается противоречивая ситуация – установлены знаки места или зоны для разворота, при этом есть сплошная. Приоритет будет у знаков, а не у разметки, манёвр не будет считаться правонарушением.
Сумма штрафа зависит от варианта нарушения. В некоторых случаях допускается лишение водителя прав.
Штраф за сплошную линию предусмотрен в таких случаях:
От вида нарушения зависит и сумма штрафа за двойную сплошную:
Тип нарушения с пересечением сплошной | Сумма штрафа, руб. |
Обгон | 5000 или лишение прав сроком до полугода (при повторном нарушении – лишение прав на срок до 12 месяцев) |
Объезд препятствия с выездом на встречку | До 1500 |
Поворот/разворот | До 1500 |
Выезд на полосу общественного транспорта | 1500 (3000 – для Москвы и Санкт-Петербурга) |
Иные ситуации | 500 (или предупреждение) |
Размер штрафа определён ст. 12.15 КоАП РФ. Она устанавливает максимальную сумму в 5000 руб. и предельный срок лишения прав – 1 год. Однако эта норма действует только при обгоне – манёвра, при котором ТС выехало на встречную полосу и пересекло сплошную линию. Если совершён объезд препятствия, разворот, поворот или выезд на полосы для общественного транспорта, действуют исключительно штрафы.
И одинарная, и двойная линии служат для разделения полос движения. Также используются, например, для обозначения стоп-линии перед местом, где необходимо уступить дорогу, и в ряде других случаев. Одинарная называется разметкой 1.1, а двойная – 1.3.
Существуют следующие виды разметки:
Одинарная разметка разделяет встречные или попутные полосы, а двойная – исключительно встречные. Кроме того, двойная не может использоваться, например, для обозначения стоп-линии.
Основное назначение двойной сплошной – облегчить водителям визуальное разделение проезжей части на полосы. Например, если их четыре или больше, отметить все одинарной сплошной нельзя – не будет видно разграничения на встречное и попутное движение. Одинарная может сменяться двойной, например, там, где увеличивается их количество за счёт полос разгона и торможения.
Жёлтую сплошную в ПДД обозначают 1.4. Такая горизонтальная разметка наносится с края проезжей части или поверх бордюра и запрещает и остановку, и стоянку ТС. Часто рядом с ней ставят знак 3.27.
Эта разметка относится к постоянной, а не временной. Если рядом с ней не установлены знаки, запрещающие остановку или стоянку, то зона действия ограничена только местом, где эта линия нарисована. Если она совмещена со знаками, действие не ограничивается местом, где заканчивается линия – оно завершается на ближайшем перекрёстке, в конце населённых пунктов или за пределами парковки, также может использовать отменяющий ограничения знак.
Штраф за пересечение сплошной линии может быть и в том случае, если нарушение зафиксировал сотрудник ГИБДД, и когда это сделала камера. Во втором случае фиксация происходит при помощи фото и видео, на которых отражаются марка, номер машины и другая информация. Относится это и к мобильным, и к стационарным типам камер.
Не считается нарушением наезд или пересечение одной или двух сплошных, когда:
Если водителю удастся доказать, что он пересёк линию, чтобы не допустить аварии, наказаний не будет.
Если уверены в том, что не совершали нарушения, можно оспорить штраф. Однако это нужно доказать:
Водитель вправе требовать предоставления инспектором доказательств. Можно поискать свидетелей, если они были.
Самая сложная ситуация, если ни инспектор, ни водитель не сняли нарушение с помощью фото или видео, а свидетели не присутствовали. В таком случае слово остаётся за судьёй, и нередки ситуации прекращения дела из-за недоказанности факта нарушения.
Штраф оплачивается несколькими способами:
При оплате можно сэкономить до половины суммы штрафа, если внести её не позднее 20 суток от вынесения постановления.