На маркетплейсах встречается пометка "Оригинал" рядом с вещами брендов, которые ушли из России. Значит ли это, что вам привезут настоящие Adidas, H&M, Uniqlo? Можно ли верить маркетплейсам и продавцам? На самом деле — нет. Никто не застрахован от подделки. Мы расскажем, как не купить реплику вместо брендовой вещи, и что делать, если вас всё же обманули.
Чтобы понимать, насколько можно доверять товарам на маркетплейсах, разберёмся, как вообще устроены онлайн-площадки. Если официальный сайт отдельного бренда можно сравнить с фирменным магазином, то маркетплейс — это рынок, на котором торгуют все — как крупные производители, так и мелкие перекупщики. То есть это может быть и Levi's и условная ИП Иванова, которая при этом может продавать вполне легальную продукцию.
Товары может реализовывать и сам маркетплейс. То есть торговая площадка одновременно выступает и агрегатором, и продавцом.
Взаимоотношения покупателей, торговых площадок и продавцов регулируются законом «О защите прав потребителей» и Гражданским кодексом РФ. Это позволяет, например, вернуть неподошедший или бракованный товар.
Чтобы начать торговать на маркетплейсе продавец должен оформить договор с площадкой, зарегистрироваться и предоставить необходимые документы на товар — cертификаты качества и соответствия. Они дают гарантию, что продукция безопасна и ею можно пользоваться.
Для торговли брендовыми вещами от продавцов потребуются дополнительные документы. Например, лицензионный договор, а также дистрибьюторский договор или договор купли-продажи/поставки. Ещё нужны свидетельство на товарный знак и таможенная декларация. Полный список документов может быть шире — его запрашивает каждая торговая площадка.
Тут-то и начинаются хитрости со стороны нечестных на руку продавцов:
По словам руководителя компании Obolea Егора Оболенского, если продавец «покупает» такой сертификат, например, на поддельные кроссовки New Balance, на маркетплейсе они будут выставлены с плашкой «оригинал». Чтобы доказать обратное, придётся инициировать долгие судебные процессы. Практически никто не будет этим заниматься, полагает эксперт.
Поэтому даже метки «оригинал» на карточки продукта не дают покупателю 100% гарантии.
Проконтролировать каждый отправляемый покупателю товар маркетплейс просто физически не способен из-за большого количества продавцов. К примеру, у Wildberries и Ozon на конец 2023 года насчитывалось по 300 000 селлеров на каждую площадку. Тем более, что в некоторых случаях товар отправляется покупателю не со склада маркетплейса, а напрямую от продавца.
Маркетплейсы заинтересованы в том, чтобы на их площадках не продавались неоригинальные товары или вещи плохого качества, ведь это вредит репутации. В то же время онлайн-маркету крайне не хочется расставаться с селлерами, так как с каждого поступает комиссия.
К тому же в борьбе с подделками у онлайн-площадок не так-то и много инструментов. Чаще всего маркетплейсы реагируют на требования правообладателей или жалобы покупателей. Но могут выявлять подделки и по косвенным признакам — по заниженным ценам и негативным отзывам, или производя контрольные закупки.
Если онлайн-площадка выявит контрафакт, то продавцу грозят штрафы, блокировка карточки товара или расторжении договора.
А если информация дойдёт до правоохранителей, то наказание может быть суровее. Контрафактная продукция нарушает права на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты, товарные знаки и другие объекты. За торговлю подделками продавцам грозит административное наказание, а то и тюремное заключение (ст. 14.10 КоАП РФ, ст. 146, 147, 180 УК РФ).
Чтобы выявить подделку ещё до того, как вы оформите заказ, обращайте внимание на следующее:
Цена товара. Если стоимость слишком низкая по сравнению с другими предложениями на рынке, это может быть признаком подделки. Оригинальные брендовые товары редко продаются по сильно заниженным ценам. Особенно без очевидной причины — например, распродажи.
Фото товара. Сравните фотографии товара с изображениями на официальном сайте производителя. Если фотографии низкого качества или они отличаются от официальных изображений, например, логотип на фото выглядит нечётким или не похож на оригинал, то это может указывать на подделку. Это не самый надёжный способ, так как нечестным продавцам ничего не мешает разместить на странице фото оригинального товара. В то же время количество фотографий и их качество поможет отличить серьёзного продавца от торговца подделками.
Описание товара. Обратите внимание на информацию о товаре и производителе. Внимательно изучите текст, которым описывается товар. Продавцы подделок часто небрежно относятся к этой части оформления карточек. Поэтому описание зачастую неполное или неверное — с ошибками в тексте, несоответствием в характеристиках или со странными формулировками.
Репутация продавца. Проверьте рейтинг и отзывы о продавце. Надёжные продавцы обычно имеют высокий рейтинг и большие объёмы продаж. Если у продавца много негативных отзывов, низкие оценки и он недавно зарегистрировался на платформе, это может быть поводом для сомнений. Кроме того, изучите ассортимент конкретного продавца. Если он торгует всем подряд, то лучше поискать другой вариант. Оригинальную продукцию известных брендов, как правило, продают компании, специализирующиеся на одном товарном направлении.
Отзывы покупателей. Ещё больше о товаре вам расскажут те, кто уже смог подержать его в руках, примерить или использовать. Особенно важны комментарии покупателей с фотографиями. Но и полагаться на одни только отзывы не стоит. Так как недобросовестные продавцы могут оставлять фейковые отзывы, чтобы повысить свой рейтинг.
Связь с продавцом. Наконец, попробуйте напрямую связаться с продавцом и задать уточняющие вопросы о товаре. Запросите сертификаты качества или лицензии на продажу определённых товаров. Это можно сделать и через службу поддержки самой площадки. Например, на Wildberries для этого нужно зайти в личный кабинет, выбрать вкладку «Обращение» или «Проверка товара» и создать заявку. Проверить подлинность документов можно на сайте Росаккредитации.
Если продавец уклоняется от ответа, это может быть признаком того, что ему есть что скрывать.
Помните, что маркетплейсы сами продают вещи. С большей вероятностью это оригинальная продукция. Для поиска введите название бренда и выберите нужный магазин в графе «продавец».
Самое простое, что можно сделать, если вы сомневаетесь в оригинальности товара — вернуть его назад продавцу и получить свои деньги обратно. Закон «О защите прав потребителей» даёт право на возврат и обмен покупки товара надлежащего качества в течение 7 дней. В заявке нужно будет указать причину, по которой товар «не подошёл» — по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Учитывайте, что деньги за курьерскую доставку в этом случае не возвращаются. Но если вас не пугают долгие разбирательства, то от продавца можно потребовать возместить все убытки (ст. 18 «О защите прав потребителей»).
Если продавец отказывается, а вы настроены решительно — подавайте в суд. Только придётся провести экспертизу товара, чтобы доказать его несоответствие заявленному качеству. Ведь подделка — это по умолчанию некачественный товар.
Обычно претензию по поводу товара ненадлежащего качества подаётся к продавцу. Но и маркетплейсы тоже несут ответственность как посредники торговли. Торговая площадка отвечает за достоверность представленной информации.
Подробнее о том, как проще всего получить назад свои деньги, читайте в нашем материале «Что делать, если маркетплейс не возвращает деньги за товар».