Даже самая долгожданная поездка может сорваться из-за обстоятельств, которые мы не способны предусмотреть. Что же делать в этом случае? Неужели деньги, потраченные на билеты, пропадут? Или есть шанс их вернуть? От чего зависит сумма возврата? И что нужно знать, чтобы подготовиться к форс-мажору заранее?
Сдать неиспользуемый билет на поезда РЖД назад можно. Это касается как бумажных билетов (купленных в кассе), так и электронных.
Общие правила возврата денег, уплаченных за проезд в поездах, регулируются Приказом Минтранса от 19.12.2013 N 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом».
Для начала поясним, что цена билета складывается из:
Стоимость билета — это плата за проезд по железной дороге, которая зависит от расстояния (т. е. это стоимость перемещения пассажира).
Стоимость плацкарты — это плата за пользование железнодорожным вагоном и обслуживание пассажира во время поездки (это цена удобства и комфорта).
Доля плацкарты в цене билета зависит от класса комфортности вагона. Так, в общих вагонах, цена плацкарты составляет 5−10% от общей цены проезда. В плацкартных вагонах — до 20% от суммы проездного документа, в купейных — 35−45%, в спальных салонах и СВ или «Люкс» — 60% и 75, соответственно.
В зависимости от времени, когда был сдан билет, возвращается определённая часть плацкарты (может быть полная, 50% или вообще ничего).
При возврате билета на поезд внутрироссийского сообщения пассажир получает:
При возврате билета на поезд международного сообщения (дальнее зарубежье) можно получить полную стоимость проезда (стоимость билета + стоимость плацкарты), если сдать билет не позднее, чем за 6 часов до отправления поезда. В остальных случаях деньги не возвращаются.
При возврате билета на скорые пригородные поезда (если покупались определённые места) правила немного другие:
Во всех этих случаях с пассажира удержат сбор за операцию по возврату денег.
При этом какую-то часть стоимости билета можно вернуть даже если вы опоздали на поезд. В этом случае стоимость билета (без стоимости плацкарты) возвращается:
Несколько лет назад стали продаваться невозвратные билеты, которые обходятся на 10–25% дешевле. Сдать такой билет можно (в течение пяти дней после отправления поезда) только в исключительных случаях:
При сдаче бумажного билета в кассе деньги возвращают наличными. Средства за неиспользованный электронный билет возвращаются на ту же карту, с которой оплачивалась покупка. Сроки зачисления устанавливает платёжная система (от 7-ми до 30-ти календарных дней с момента оформления возврата в личном кабинете).
Если в течение 30 дней деньги на карту не поступили, то нужно обратиться в банк, который выпустил карту.
Если вернуть электронные билеты (на сайте или через приложение) по какой-то причине не получается, то в РЖД советуют обратиться в билетную кассу.
Пассажир может по желанию переоформить билет на поезд, который отправляется раньше (не более 24 часов) того времени, на который покупался билет.
Кроме того, пассажир может прервать поездку. То есть сойти на любой станции, а затем продолжить свой путь на следующем составе. Но допускается лишь одна остановка не более чем на 10 суток. Для этого в течение 3 часов нужно поставить отметку о прерывании поездки в кассе вокзала на вынужденной остановке. Чтобы продолжить путь, придётся доплатить стоимость плацкарты и переоформление билета.
Если на какой-нибудь станции вы вышли покурить и отстали от поезда, то не спешите покупать новый билет или ещё как-то пытаться догнать состав. Нужно сразу идти к начальнику станции. По закону на следующей остановке ваши вещи должны снять с поезда, а вас бесплатно доставить до этой станции следующим поездом и продлить срок действия билета. Платить ни за что не нужно.