Каждый день в новостях в новостях появляется информация о закрытии московских аэропортов. Рейсы задерживают. Тысячи пассажиров томятся в ожидании рейса, сидя прямо на полу залов ожидания. Но несколько часов опоздания ради собственной безопасности - не такая большая проблема. Иногда задержка составляет несколько суток: приходится спать в аэропорту и питаться в дорогих кафе. Порой из-за опоздания самолёта люди опаздывают на следующий рейс, поезд или важное мероприятие. Учитывая, что ситуация нетипичная для среднестатистического человека, который путешествует раз в год, пассажиры оказываются в растерянности. С помощью юриста Нелли Гурьяновой «Выбер.ру» составили инструкцию, в которой описываем, что делать, когда рейс задержали: что можно требовать от авиаперевозчика, можно ли получить денежную компенсацию и есть ли способы сократить ожидание.
Для начала стоит напомнить права пассажиров. Они справедливы для пассажиров любого транспорта.
Если рейс задерживается, у пассажира появляются определённые права. Их перечень зависит от длительности ожидания.
Задержка до двух часов.
Задержка более двух часов.
Предыдущими правами тоже можно пользоваться.
Задержка более четырёх часов.
Предыдущие права сохраняются.
Задержка свыше 8 часов днём и 6 часов — ночью.
Предыдущие права сохраняются.
Если представитель авиаперевозчика не вышел лично к пассажирам и не разъяснил им порядок действий, то нужно обращаться на стойку авиакомпании в аэропорту либо к представителю аэропорта. Можно позвонить по контактным телефонам, указанным на билетах перевозчика. Цель пассажира, попавшего в такую ситуацию, – добиться взаимодействия с представителем авиакомпании, ответственной за перевозку. Если найти представителя не удалось и пассажиру не предоставили что-то из положенного ему по закону, то данный факт обязательно нужно зафиксировать любыми способами. Возможно, общение с представителем авиакомпании стоит записать на видео, зафиксировать факты отсутствие предоставленной гостиницы, горячего питания и т. д. Всё это впоследствии может стать доказательствами в досудебном или судебном порядке урегулирования конфликта.
Согласно ст. 120 ВК РФ, авиакомпания должна выплатить пассажиру штраф в размере 25 рублей (25% от минимальной оплаты труда, которая рассчитывается применительно к штрафам и пени) за каждый час задержки рейса, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы. Но на такие выплаты пассажир имеет право только в том случае, если отсутствовали обстоятельства непреодолимой силы, не было неисправностей воздушного судна или иных важных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Выходит, что если рейс задержали из-за метели, компенсацию вам не заплатят. Прилёт беспилотника — тоже не повод выплачивать деньги. А вот если виноват перевозчик, то деньги можно получить. За 10 часов задержки вы получите 250 рублей.
Всё перечисленное выше — общие права пассажиров. Вы ими можете воспользоваться вне зависимости от причины задержки рейса. Но ситуации бывают разные, поэтому разберём частные случаи задержки и алгоритм действий.
Допустим, вы летите с пересадкой или самолёт изменил маршрут и приземлился не в аэропорту назначения. Вы оказались в незнакомом месте, вам сюда вообще не нужно следовать, а перевозчик отказывается вести вас дальше. Да, это редкий случай, но так бывает.
Стоит вспомнить, что вы заключили с авиакомпанией договор, что доказывает билет. По условиям договора авиаперевозчик должен доставить вас в оговорённое место. Данное условие — существенное для этого договора. Если перевозчик бросил вас в промежуточном аэропорту, то это расценивается как односторонний отказ от исполнения условий договора, что недопустимо по закону.
Если вы попали в подобную ситуацию, можете решить проблему одним из двух вариантов:
Допустим, вы ещё дома, авиаперевозчик отравляет сообщение о задержке рейса. Либо вы сами заглянули в онлайн-табло и узнали, что рейс вылетает не по расписанию. Для вас задержка критична — вы опаздываете на поезд, конференцию, встречу, поэтому и лететь с задержкой нет смысла.
Вы можете вернуть билет. Это право основано на п. 2 ст. 108 ВК РФ, где «задержка отправления воздушного судна» указана как основание для вынужденного отказа пассажира от полёта.
Длительность задержки не важна. Даже опоздание на час — повод вернуть билет. Важно — успеть вернуть билет до начала регистрации.
Как правило, авиакомпании предлагают пассажирам альтернативные варианты перелётов. Если предложения не подходят, надо уведомить авиакомпанию о принятом решении. Что здесь важно помнить: пассажир должен явно и однозначно уведомить об отказе от полёта. Нужно направить письменное сообщение, оставить подписанное на бумаге заявление с доказательствами его приёма представителем авиакомпании. То есть в случае спора у пассажира должно остаться доказательство того, что он уведомил авиакомпанию о своём решении и требовании возврата стоимости билета. Если пассажир просто ушёл из аэропорта, то таким своим действием он фактически отказался от договора перевозки по собственной инициативе без права на получение стоимости билета. Есть подобная судебная практика, где даётся оценка таким действиям пассажира.
Итак, если вы узнали о задержке или отмене рейса заранее, то порядок действий следующий:
Важно: вам должны вернуть полную стоимость билета.
Ситуации, когда задержка рейса чревата последствиями, не редкости. Например, из-за опоздания самолёта вы можете опоздать на мероприятие, следующий рейс, поезд, на лечение, нарушить условие путёвки и т. д.
Авиакомпания обязана возместить причинённый ущерб. На практике перевозчик редко выполняет требования добровольно. Придётся судиться. Заручитесь доказательствами.
Билет подтверждает, что заключён договор на перевозку, соответственно, к отношениям между гражданином и авиакомпанией применяются нормы закона о защите прав потребителей. Согласно этим правилам, пассажиру нужно доказать документально, что из-за задержки рейса у него возникли убытки (пропала экскурсия, лечение, мероприятие, пришлось оплачивать такси или покупать другой билет и т. д.).
Пассажир в течение шести месяцев с даты задержки или отмены внутрироссийского рейса должен предъявить авиакомпании письменную претензию, приложив к ней копии документов, из которых видно, какой размер ущерба причинён пассажиру, обосновать, что этот ущерб причинён из-за задержки или отмены рейса. Передать претензию можно авиакомпании в аэропорту вылета или аэропорту прилёта в официальном представительстве.
Если добровольно авиакомпания не возместит ущерб, то следующий шаг — обращение в суд.
К размеру ущерба можно добавить требования о возмещении морального вреда. Это право также вытекает из норм закона о защите прав потребителей. Единого подхода к размеру возмещения нет. Его определяет и обосновывает заявитель, указывая на степень причинённых моральных страданий, на последствия стресса и т. д. Далее конкретный размер и возможность компенсации морального вреда определяет уже суд, оценивая доводы обеих сторон. Судебная практика очень разная.
Итак, если из-за задержки рейса у вас есть финансовые потери, алгоритм действий такой:
Если российский пассажир заключает договор перевозки с иностранной авиакомпанией, то их взаимоотношения регулируются нормами международного права, в частности, Регламентом Европейского Парламента и Совета Европейского Союза № 261/2004 от 11 февраля 2004 г. об установлении общих правил в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейса и об отмене Регламента (ЕЭС) № 295/91. Правила этого документа действуют на территории Евросоюза. Надо сказать, что в принципе все правила перевозок пассажиров авиатранспортом идентичны, поэтому пассажиры иностранных компаний имеют примерно аналогичные права в зоне действия международных норм в случае пребывания в аэропорту дольше предусмотренного билетом времени, а также право на компенсацию. Отличие только в размерах и правилах выплаты этих компенсаций.
Размер компенсации зависит от:
Что касается азиатских перевозчиков, то единых условий договора перевозки по Азии и единых правил компенсации задержек рейсов нет. А это означает, что нужно руководствоваться правилами перевозчика или законодательством страны перевозчика.
Взаимодействие между русским пассажиром и иностранным перевозчиком может показаться очень сложным. Но современные технологии позволяют преодолеть языковой барьер и понять хотя бы базовые условия перевозок и порядок компенсаций.
Советы для пассажиров, летающих по миру иностранными авиакомпаниями, такие:
Общие моменты взаимодействия с авиакомпаниями и советы пассажирам: