Техосмотр в 2025 году: правила, кто должен проходить, нужно ли для ОСАГО

17 марта 2025 16:30
4942
Екатерина Линник

Когда-то без техосмотра нельзя было получить даже ОСАГО, но с 2021 года большинство водителей забыли про диагностические карты. Однако расслабляться рано: техосмотр все еще нужен в ряде случаев. Разбираемся, кому придётся его проходить и во сколько это обойдётся.

Содержание статьи

Нужно ли проходить техосмотр в 2025 году? Фото: нейросеть

Зачем нужен техосмотр автомобиля

Технический осмотр автомобиля (ТО) – процедура проверки состояния транспортного средства (ТС): грузовика, легкового авто, мотоцикла, спецтехники и другие. В машине проверяют те детали, которые напрямую отвечают за безопасность водителя и пассажира.

После проверки водителю выдают диагностическую карту, в которой указаны недочёты. В дальнейшем карта нужна для ремонта и оформления ОСАГО. После ремонта нужно повторно пройти ТО и получить обновлённую карту, где будет указано, что поломки устранили. Сейчас её выдают в электронном виде и передают в официальную базу ГИБДД ЕАИСТО.

Также важно не путать техобслуживания с техосмотром. Хотя обе процедуры обозначают одинаковой аббревиатурой – ТО, обслуживание не регламентируется, в то время как для техосмотра есть отдельный закон – № 170-ФЗ. Кроме этого, это две разных процедуры по сути. Первая нужна для того, чтобы машина просто работала и это частная процедура. Вторая — государственная проверка безопасности машины.

Обязателен ли техосмотр? 

Бытует мнение, что сейчас техосмотр уже не обязательно проходить. Это правда, но лишь отчасти. Обязательный техосмотр отменили в 2021 году но не для всех. В 2025 году техосмотр не нужно проходить если:

  1. Вы физлицо и владеете легковым авто или мотоциклом не старше 4 лет (транспорт используете в личных целях).
  2. Вы владеете легковой машиной, мотоциклом, прицепом, грузовиком не старше 4 лет и массой до 3,5 тонн.
  3. Вы владеете транспортом старше 4 лет, но у вас есть уникальная диагностическая карта.

Для всех остальных категорий транспорта периодический техосмотр по-прежнему обязателен.

Нужен ли техосмотр для ОСАГО

Для оформления страховки ОСАГО стандартно нужны только паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, а также паспорт (ПТС) и свидетельство о регистрации (СТС). Это касается и электронных страховых полисов, и обычных, на бумаге. Правило распространяется на легковые авто, которые владельцы используют в личных целях, а также на коммерческий транспорт, которым владеют юрлица. Более подробно об оформлении страховки мы рассказали в этой статье.

ОСАГО выдаётся без проверки технического состояния транспортного средства. То есть, техосмотр не нужен. Но никто не запрещает перед покупкой страховки пройти ТО, даже если по закону это не нужно.

Компания, где вы покупаете полис, не проверяет, был ли водитель на станции техосмотра, есть ли данные диагностической карты в общей базе и др. Соответственно и отказать вам в покупке ОСАГО не могут.

Однако, если случится ДТП и у виновника не будет диагностической карты, страховая выплатит ущерб, но может заявить право на регрессию. То есть, на возврат всей суммы, которую они заплатили пострадавшему.

В каких случаях нужно проходить техосмотр

Диагностическую карта нужна в нескольких случаях. Первый – это регистрация в ГИБДД:

Вторая ситуация, когда нужно пройти техосмотр, – использование ТС предпринимателями и юрлицами в коммерческих целях, например:

Если игнорировать ТО для неотменённого транспорта, можно получить штраф. Штрафы удерживают, если карты нет у водителей такси, грузовиков и других авто, которые используются в коммерческих целях. Водителю выпишут 2 000 рублей (пункт 1.1 статьи 12.5 КоАП), малому предприятию 25 000 рублей. В остальных случаях штраф составит 50 000 рублей.

Что проверяют на техосмотре?

Можно ли пройти техосмотр с трещиной на лобовом стекле? Фото: нейросеть

Проверить состояние машины могут на любой станции техосмотра (СТО), но получить диагностическую карту можно только у фирм с аккредитацией. Выбрать их можно в реестре РСА, указав в строке поиска свой город.

На пункте техосмотра проводят проверку автомобилей согласно Постановлению Правительства РФ № 1434. Проверять будут визуально и замерять показания специальными приборами. Сейчас есть такие обязательные этапы:

  1. Проверка документов. У ТС обязательно должны быть паспорт, свидетельство о регистрации, у владельца транспортного средства – документ, который удостоверяет личность. Реальные данные авто должны совпадать с теми, что указаны в ПТС/СТС.
  2. Проверка тормозной системы. Будут проверять состояние, барабаны, диски, колодки, целостность шлангов, а также стоп-сигналы и ручник.
  3. Проверка рулевого управления. Согласно ПДД, максимальное значение люфта не должно превышать 10° для легковых машин.
  4. Проверка световых приборов. Должны работать стоп-сигналы, фонари, фары. Также специалисты проверят, соответствуют ли лампы требованиям.
  5. Проверка исправности стеклоомывателей и стеклоочистителей.
  6. Проверка двигателя. Специалисты могут отказаться выдать диагностическую карту, если есть подтёки топлива, нарушена целостность бензобака.
  7. Проверка колёс. Проверяют целостность шин и дисков. Передние и задние должны быть одного размера и с одинаковым рисунком протектора.
  8. Оценка стёкол. На целостность проверяют только лобовое – оно должно быть без сколов и трещин. Тонировку проверяют на лобовом и передних боковых – светопропускная способность должна составлять минимально 70%.

На пункте технического осмотра также проверят другие элементы – ремни безопасности, системы обогрева лобового стекла, аккумулятора и др. Также проверят и конструкцию авто. Практически любое изменение в конструкции авто нужно оформлять в ГИБДД. Поэтому если этого не сделать, операторы технического обслуживания могут вам отказать.

Обязательную аптечку, аварийные знаки и огнетушитель на ТО теперь не проверяют. Это обязательно только для автобусов.

Как часто надо проходить техосмотр?

Периодичность проведения технического осмотра – от 6 месяцев до 2 лет в зависимости от категории ТС и статуса владельца. Это прописано в статье 15 ФЗ−170 «О техосмотре».

Легковые, категории В, используются для коммерции: 

Легковые, категории В, используются для такси: 

Грузовые, категория C, используются для коммерческих целей, а также ТС со спецсигналами и автобусы массой до 3,5 тонн:

Для этих же видов транспорта, но массой от 3,5 тонн: 

ТС для перевозки опасных грузов:

Прицепы и полуприцепы массой свыше 3,5 тонн, которые принадлежат юрлицам:

Возраст авто определяется по дате изготовления, которая указана в ПТС. При этом реальный стаж езды не учитывается. Даже если у машины минимальный пробег — осмотр обязателен.

Стоимость техосмотра в 2025 году

Цена техосмотра рассчитывается согласно приказу ФАС. Сумму регулярно индексируют, но в 2025 году приказа не было. Поэтому регионы имеют право сами повысить стоимость, но не меньше уровня инфляции.

Средняя цена за техосмотр будет 1 098 рублей. Выше цены в Москве и Санкт-Петербурге. Самый высокий тариф в Норильске – здесь владельцу авто придётся заплатить 5 000 рублей.

Документы для прохождения ТО

Что нужно для прохождения техосмотра – список обязательных документов:

Операторы не вправе проверять выдачу полиса ОСАГО, каско, требовать другие документы или отказывать, если вместо автовладельца обращается представитель.

Как оформить диагностическую карту?

Чтобы машина прошла техосмотр, необходимо:

  1. Выбрать оператора для проведения техосмотра онлайн. Пункт можно найти на сайте РСА. Можно выбрать любой, а не только тот, где зарегистрирован автомобиль или собственник.
  2. Собрать необходимые документы. СТС может быть в электронном формате.
  3. Приехать на пункт ТО. Перед этим авто можно проверить самостоятельно, чтобы выявить хотя бы минимум повреждений. Возможно, некоторые из них можно устранить без ремонта.
  4. Получить диагностическую карту. Она оформляется по результатам проверки, а данные заносят в ЕАИСТО. Можно попросить дубликат на бумаге. Карту оформят в любом случае, даже если выявлены дефекты, но они будут перечислены в документе. После устранения проблем водитель снова обращается на СТО, где проверяют наличие или отсутствие изъянов и оформляют новую карту.
Покупка карты без проведения техосмотра грозит сотрудникам и руководителям станций ТО штрафом в 5 000−300 000 рублей. При повторном нарушении размер штрафа составит уже 500 000 рублей, а СТО исключат из реестра операторов. Для водителей штрафов нет, но незаконно оформленные карты аннулируют и выводят из реестра.

Короткие итоги

Что нужно запомнить:

На СТО иногда приходится обращаться повторно, за каждый раз нужно оплачивать услуги диагностики.

Популярные вопросы

Можно ли сделать диагностическую карту для ОСАГО онлайн?

Диагностическая карта оформляется только при личном обращении на СТО и после проверки авто. Сделать её онлайн нельзя. Для покупки ОСАГО она необязательна.

Будет ли выплата, если нет техосмотра?

Автовладелец может получить страховую выплату вне зависимости от того, оформлял ли он диагностическую карту. Страховщик выплачивает компенсацию потерпевшим после ДТП, но в некоторых случаях вправе требовать возмещения убытков.

Нужно ли возить с собой диагностическую карту?

Получать диагностическую карту, иметь при себе и предоставлять сотрудникам ГИБДД на бумаге нет необходимости. Сейчас есть запись в электронном реестре – её достаточно для подтверждения пройденной диагностики.

Как проверить, проходила ли машина ТО?

Все сведения о прохождении транспортными средствами техосмотра собраны в онлайн-базе ЕАИСТО. Для проверки нужно заполнить поля формы: указать госномер авто (буквы, регион, цифры), ввести 17-значный VIN автомобиля, номер кузова, рамы, 15-значный номер диагностической карты. После этого нажмите «Проверить». Сервис предназначен для проверки легитимности полученных диагностических карт, но необходимо учитывать, что система может работать с перебоями, а после проведения ТО до появления карты в базе может пройти некоторое время (обычно не более одного дня).

Теги: Автострахование ОСАГО Авто Водители Техосмотр

Статьи и новости по теме: