Когда-то без техосмотра нельзя было получить даже ОСАГО, но с 2021 года большинство водителей забыли про диагностические карты. Однако расслабляться рано: техосмотр все еще нужен в ряде случаев. Разбираемся, кому придётся его проходить и во сколько это обойдётся.
Технический осмотр автомобиля (ТО) – процедура проверки состояния транспортного средства (ТС): грузовика, легкового авто, мотоцикла, спецтехники и другие. В машине проверяют те детали, которые напрямую отвечают за безопасность водителя и пассажира.
После проверки водителю выдают диагностическую карту, в которой указаны недочёты. В дальнейшем карта нужна для ремонта и оформления ОСАГО. После ремонта нужно повторно пройти ТО и получить обновлённую карту, где будет указано, что поломки устранили. Сейчас её выдают в электронном виде и передают в официальную базу ГИБДД ЕАИСТО.
Также важно не путать техобслуживания с техосмотром. Хотя обе процедуры обозначают одинаковой аббревиатурой – ТО, обслуживание не регламентируется, в то время как для техосмотра есть отдельный закон – № 170-ФЗ. Кроме этого, это две разных процедуры по сути. Первая нужна для того, чтобы машина просто работала и это частная процедура. Вторая — государственная проверка безопасности машины.
Бытует мнение, что сейчас техосмотр уже не обязательно проходить. Это правда, но лишь отчасти. Обязательный техосмотр отменили в 2021 году но не для всех. В 2025 году техосмотр не нужно проходить если:
Для всех остальных категорий транспорта периодический техосмотр по-прежнему обязателен.
Для оформления страховки ОСАГО стандартно нужны только паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, а также паспорт (ПТС) и свидетельство о регистрации (СТС). Это касается и электронных страховых полисов, и обычных, на бумаге. Правило распространяется на легковые авто, которые владельцы используют в личных целях, а также на коммерческий транспорт, которым владеют юрлица. Более подробно об оформлении страховки мы рассказали в этой статье.
ОСАГО выдаётся без проверки технического состояния транспортного средства. То есть, техосмотр не нужен. Но никто не запрещает перед покупкой страховки пройти ТО, даже если по закону это не нужно.
Компания, где вы покупаете полис, не проверяет, был ли водитель на станции техосмотра, есть ли данные диагностической карты в общей базе и др. Соответственно и отказать вам в покупке ОСАГО не могут.
Диагностическую карта нужна в нескольких случаях. Первый – это регистрация в ГИБДД:
Вторая ситуация, когда нужно пройти техосмотр, – использование ТС предпринимателями и юрлицами в коммерческих целях, например:
Если игнорировать ТО для неотменённого транспорта, можно получить штраф. Штрафы удерживают, если карты нет у водителей такси, грузовиков и других авто, которые используются в коммерческих целях. Водителю выпишут 2 000 рублей (пункт 1.1 статьи 12.5 КоАП), малому предприятию 25 000 рублей. В остальных случаях штраф составит 50 000 рублей.
Проверить состояние машины могут на любой станции техосмотра (СТО), но получить диагностическую карту можно только у фирм с аккредитацией. Выбрать их можно в реестре РСА, указав в строке поиска свой город.
На пункте техосмотра проводят проверку автомобилей согласно Постановлению Правительства РФ № 1434. Проверять будут визуально и замерять показания специальными приборами. Сейчас есть такие обязательные этапы:
На пункте технического осмотра также проверят другие элементы – ремни безопасности, системы обогрева лобового стекла, аккумулятора и др. Также проверят и конструкцию авто. Практически любое изменение в конструкции авто нужно оформлять в ГИБДД. Поэтому если этого не сделать, операторы технического обслуживания могут вам отказать.
Периодичность проведения технического осмотра – от 6 месяцев до 2 лет в зависимости от категории ТС и статуса владельца. Это прописано в статье 15 ФЗ−170 «О техосмотре».
Легковые, категории В, используются для коммерции:
Легковые, категории В, используются для такси:
Грузовые, категория C, используются для коммерческих целей, а также ТС со спецсигналами и автобусы массой до 3,5 тонн:
Для этих же видов транспорта, но массой от 3,5 тонн:
ТС для перевозки опасных грузов:
Прицепы и полуприцепы массой свыше 3,5 тонн, которые принадлежат юрлицам:
Цена техосмотра рассчитывается согласно приказу ФАС. Сумму регулярно индексируют, но в 2025 году приказа не было. Поэтому регионы имеют право сами повысить стоимость, но не меньше уровня инфляции.
Средняя цена за техосмотр будет 1 098 рублей. Выше цены в Москве и Санкт-Петербурге. Самый высокий тариф в Норильске – здесь владельцу авто придётся заплатить 5 000 рублей.
Что нужно для прохождения техосмотра – список обязательных документов:
Операторы не вправе проверять выдачу полиса ОСАГО, каско, требовать другие документы или отказывать, если вместо автовладельца обращается представитель.
Чтобы машина прошла техосмотр, необходимо:
Что нужно запомнить:
На СТО иногда приходится обращаться повторно, за каждый раз нужно оплачивать услуги диагностики.
Диагностическая карта оформляется только при личном обращении на СТО и после проверки авто. Сделать её онлайн нельзя. Для покупки ОСАГО она необязательна.
Автовладелец может получить страховую выплату вне зависимости от того, оформлял ли он диагностическую карту. Страховщик выплачивает компенсацию потерпевшим после ДТП, но в некоторых случаях вправе требовать возмещения убытков.
Получать диагностическую карту, иметь при себе и предоставлять сотрудникам ГИБДД на бумаге нет необходимости. Сейчас есть запись в электронном реестре – её достаточно для подтверждения пройденной диагностики.
Все сведения о прохождении транспортными средствами техосмотра собраны в онлайн-базе ЕАИСТО. Для проверки нужно заполнить поля формы: указать госномер авто (буквы, регион, цифры), ввести 17-значный VIN автомобиля, номер кузова, рамы, 15-значный номер диагностической карты. После этого нажмите «Проверить». Сервис предназначен для проверки легитимности полученных диагностических карт, но необходимо учитывать, что система может работать с перебоями, а после проведения ТО до появления карты в базе может пройти некоторое время (обычно не более одного дня).