В ноябре—декабре Россия ставила «коронавирусные» антирекорды по смертности и количеству заболевших. Как итог – всплеск интереса к страховке от COViD. От заболевания застраховалось полмиллиона россиян, и число новых застрахованных растёт. Впрочем, как и количество заболевших. Вот только наступивших страховых случаев немного, а получить выплату – непросто. Рассказываем, как оформить полис от «ковида» так, чтобы страховщик не обманул и оплатил лечение.
В конце ноября российские страховщики заработали на «ковидных» страховках 1,6 млрд рублей, рассказали в Центробанке. Выплаты по страховкам едва ли превысили 109 млн рублей. Средняя компенсация составила 48 тыс. рублей, а стоят полисы в среднем 3 000.
Хорошая ли это инвестиция – вложить три тысячи в защиту от вируса? Давайте посчитаем: наступивших страховых случаев – немного, на 24 декабря в России заболели почти 3 млн человек. Заболевший получает по страховке примерно 1,5 тыс. рублей в день на лечение в стационаре. Условия зависят от страховщика. Оплачивают не только лечение, но и лекарства, и нетрудоспособность после болезни.
Казалось бы, чего бояться человеку с «антиковидным» полисом? Оказывается, есть чего, – невыплат по страховому случаю.
Внимательно читайте условия договора: за что платит страховщик – за лечение или гибель пациента? В компании «Абсолют страхование» считают страховыми случаями «смерть, инвалидность, госпитализацию в результате болезни COViD-19». При этом в СК «Согласие» считают причиной для выплат только госпитализацию или смерть клиента.
Диагноз – важный фактор. Например, если страховой случай по полису – «заболевание коронавирусная инфекция COViD-19 – атипичная пневмония нового типа, вызванная штаммов SARS-CoV-2», а у пациента диагноз «U07.1: новая коронавирусная инфекция (подтверждённая)», выплата не положена. Диагноз в справке и заболевание в полисе должны совпадать – страховщик принимает решение о выплате на основании медицинских документов.
Сумма выплат зависит от компании и количества дней госпитализации. Чем дольше пациент находится в больнице, тем больше ему платят. Например, в «Согласии» максимальная компенсация была 45 тыс., средняя – 17,76 тыс. рублей. В день – 0,1% от страховой суммы. В «Абсолют страховании» платят до 1 500 рублей в день.
Гибель пациента – отдельный страховой случай. Если застрахованный умирает, возмещение получают наследники. Размер компенсации тоже зависит от компании и тарифа полиса. Например, в «Согласии» – до 1 млн, в Cherehapa – до 2 млн рублей.
Когда пандемия пришла в Россию, многие страховые компании запустили полисы с защитой от коронавируса. «Выберу.ру» собрал страховые предложения в специальном разделе. Здесь вы найдёте полис для себя и всей семьи. Страховщик оплачивает лечение, расходы на медикаменты и нетрудоспособность. Среди предложений можно выбрать программу, которая подходит вам.
Дело не только в разных диагнозах в полисе и справке от врача. В «Абсолют страховании» не платят деньги, если застрахованный заключил договор с уже диагностированной болезнью. Причина невыплаты разнится от компании к компании. Вот, что рассказали «Выберу.ру» в «Согласии»:
Событие не будет признано страховым в том случае, если лечение проходило в амбулаторном режиме, а диагноз не был подтвержден лабораторными методами. Либо в случае, если заболевание было диагностировано до заключения договора страхования
Логичный вопрос: а что, перед покупкой полиса надо сдавать тест на COViD? Оказывается, не надо. Страховые не проверяют здоровье клиента. Вместо этого есть период ожидания – время, пока полис не действует. В «Абсолют страхование» договор вступит в силу, если клиент заболеет «ковидом» в течение 14 дней после покупки страховки. Две недели – инкубационный период вируса. В «Согласии» срок меньше – 4 дня.
Получается, страховую с коротким периодом ожидания можно обмануть? Почувствовать первые симптомы и срочно оформить полис. А на пятый день сдавать анализы и звонить во все колокола: дескать, заболел. План хитрый, но очень опасный. С «ковидом» шутки плохи, и лучше вызывать врача при первых симптомах, чем покупать полис и надеяться на «халявное» лечение.
Лечение от коронавируса за счёт страховщика – рабочая история. Лучше всего оформлять полис людям с хроническими заболеваниями. Например, диабетом или проблемами с сердцем. Но эти вопросы тоже нужно обсудить со страховщиком. В некоторых компаниях не продают полисы пожилым клиентам и людям с осложнениями по здоровью.
Уточните, какой диагноз считается страховым случаем. Перечисляет ли страховщик выплаты при инвалидности. Госпитализация – обязательное условие или можно лечиться дома? Есть ли компенсация на покупку лекарств?
Расспросите страховщика о возможных причинах отказа и периоде ожидания. Узнайте, какие медицинские документы принимает страховщик. Достаточно только больничного листа, или нужна карта, чеки на покупку лекарств и оплату процедур.