Обычная авария – один водитель выехал на «красный» и врезался в другого на перекрёстке. Повреждения есть, пострадавших – нет, виновник признаёт – был не прав. Оформляем европротокол и подаём заявление в страховую. Дальше должно быть просто: денежная компенсация ущерба или направление на ремонт. Но страховщик думает в том числе о своих интересах, а не только о клиенте. Один подписанный в страховой документ может обернуться годовыми судебными разбирательствами. Рассказываем, можно ли оспорить решение страховщика и избежать проблемной ситуации.
Когда пострадавший клиент обращается к страховщику, ему предлагают подписать соглашение об урегулировании убытков. Согласно п. 12 ст. 12 закона «Об ОСАГО» экспертиза не проводится, если застрахованный согласен с суммой компенсации или условиями ремонта. Чтобы документ вступил в силу, его должны подписать обе стороны.
По идее, соглашение поможет быстро и безболезненно получить выплату или или отправить авто на ремонт. Но по тому же закону «Об ОСАГО» это соглашение необязательное.
Обратите внимание: страховщик должен указать в соглашении полную сумму компенсации. В таком случае вы не получите больше той суммы, которая указана в соглашении. То есть, ущерб может быть на 85 тыс., а выплата по документам – 25 тыс. рублей.
Не подписывайте соглашение, если размер компенсации вас не устраивает. В противном случае, оспорить решение страховщика будет практически невозможно.
В чём подвох соглашения об урегулировании убытков? Разберём пример. Водитель открыл дверь на стоянке, а её снёс неадекватный автомобилист. Страховая предлагает деньги: 20 тыс. рублей компенсации ущерба. Напомним, по закону «Об ОСАГО" экспертизу не назначают, если обе стороны согласны с суммой ущерба. Есть водители, которые предпочитают выплату направлению на ремонт, и в итоге остаются в минусе. Выясняется, что ремонт двери и затраты на работу стоят 40 тыс. рублей. Но соглашение уже подписано, страховая выплатила 20 тыс. – берите и чините сами.
Такой случай рассматривал Выборгский районный суд Санкт-Петербурга. В автомобиль россиянки въехал троллейбус. Водитель признал вину, у обоих участников был оформлен полис ОСАГО. Страховая направила авто пострадавшей на ремонт. Но суд не признал водителя троллейбуса виновным. Воспользовавшись ситуацией, страховщик изменил решение с ремонта на выплату. Но женщина подписала соглашение об урегулировании убытков на сумму 28 тыс. рублей. А по экспертизе ремонт стоил 86 тысяч.
Апелляционный и кассационный суды отклонили иски пострадавшей. На сторону женщины встал Верховный суд и решил, что россиянке не рассказали всей правды о соглашении. Пункт 1 ст. 178 Гражданского кодекса РФ признаёт сделку недействительной, если одну из сторон ввели в заблуждение.
Если вы не согласны с суммой компенсации или условиями ремонта, не подписывайте соглашение об урегулировании убытков. Решить вопрос можно в досудебном порядке, подав претензию страховщику.
С подписанным соглашением об урегулировании убытков требовать доплату можно только через суд. К сожалению, Фемида чаще встаёт на сторону страховщика – мол, взрослые люди заключают сделки в здравом уме. Поэтому будьте аккуратны и внимательны с документами.