С 22 августа 2021 года российские автомобилисты смогут покупать полисы ОСАГО без диагностической карты транспортного средства. Такой закон приняла Госдума. При этом плюсы автолюбителей могут затормозить отрасль техосмотра.
Госдума в основном чтении одобрила поправки, которые «отвяжут» покупку полиса «автогражданки» от наличия диагностической карты, выдаваемой автовладельцам после прохождения технического осмотра. Так что до 1 марта 2022 года почти всех водителей легковых авто де-факто освободили от техосмотра.
Так сложилось, что фактически единственным, кто проверял наличие диагностической карты, были страховые компании. По закону они не имели права продавать полис «автогражданки» автомобилю, не прошедшему технический осмотр. Страховщики просили законодателей отвязать полис ОСАГО от техосмотра, поскольку внедрение новых правил может вызвать дефицит диагностических карт и, как следствие, коллапс на рынке страхования гражданской ответственности автомобилистов.
Послабления будут действовать только до 1 марта 2022 года, поскольку с этого дня вступит в силу штраф за отсутствие «рабочей» диагностической карты. Камеры на дорогах будут проверять её наличие и автоматически штрафовать при отсутствии таковой, но не более одного раза в день. Размер штрафа составит 2 тысячи рублей.
Таким образом, до указанного дня россияне смогут совершенно безнаказанно не проводить технический осмотр своих «новеньких» легковых автомобилей. Проверять некому.
Остаётся только риск «двойной» платы за ДТП в случае неисправности автомобиля — стоимость полиса ОСАГО + оплата причинённого ущерба. Согласно закону об «автогражданке», страховщик имеет право взыскать с автовладельца сумму, которую он выплатил пострадавшему, если авария произошла из-за неисправности транспортного средства, не прошедшего вовремя технический осмотр.
В итоге получается, что если внимательно следить за состоянием автомобиля, то можно и не проходить технический осмотр. Это ничем не грозит. Поэтому в таких условиях на станции обслуживания заедут разве что самые законопослушные автомобилисты. Это, в свою очередь, приведёт к тому, что пункты технического обслуживания, не работающие с автобусами, грузовиками и такси, практически лишатся клиентов. Тем самым под угрозой исчезновения окажется вся отрасль проверки автомобилей.
Впрочем, есть у поправок ещё один «жирный» плюс. Они позволят искоренить рынок «серых» диагностических карт. Об этом заявил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, пишет «Парламентская газета».