Глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что не все финансовые продукты имеют ценность для потребителей. В частности, многие страховые полисы, по сути, абсолютно бесполезны. Поэтому она предложила скорректировать их так, чтобы под страховые случаи подпадали реальные жизненные ситуации.
В качестве примера Набиуллина привела страхование жизни и здоровья заёмщиков, а также банковских карт и мобильной техники. В 2020 году общая сумма выплат застрахованным ипотечным заёмщикам составила всего 10% от собранных премий.
То есть, ипотечные заёмщики в совокупности заплатили страховым компаниям, например, 10 млрд рублей, но получили в качестве выплат всего 1 млрд рублей.
В страховании заёмщиков, которые оформили автокредит и потребительский заём, этот показатель составил всего 5%. Уровень выплат в страховании банковских карт и мобильных устройств ещё ниже — 4% и 1% соответственно.
При этом в других странах показатель выплат по аналогичным видам страхования в разы выше.
Возникает вопрос: зачем вообще нужны такие страховки, зачем люди за них должны платить? Мы, конечно, понимаем, что уровень выплат — не единственный критерий потребительской ценности. Но всё же это индикатор того, что не всё здесь в порядке», — сказала глава ЦБ
В связи с этим Центробанк планирует регулировать рынок по следующим ориентирам:
По словам Набиуллиной, это «будет способствовать здоровой конкуренции на рынке» и росту доверия к финансовым организациям. Пока же компании клиентоориентированны только на словах и «регулярно злоупотребляют доверием клиентов». Так что ЦБ «приходится постоянно ужесточать требования к продуктам, продажам, обслуживанию» через Госдуму.
Это не нравится рынку, который считает, что так блокируются даже хорошие продукты. Но у ЦБ нет другого выхода, кроме как «бить по хвостам» всех подряд:
Мы сами тоже не слишком счастливы от того, что приходится постоянно закручивать гайки, потому что так мы просто бьём по хвостам. Только в последнюю сессию Госдумы было принято 12 законов, связанных с защитой прав потребителей финансовых услуг. И это ненормально, что у нас нет сейчас другого пути, кроме такого постоянного наращивания контролирующих полномочий