С 29 августа, как решил Центробанк, автовладельцы смогут приобрести «автогражданку», не предъявляя документы о техосмотре. Многие уже решили, что диагностическая карта не нужна вовсе, по крайней мере, до 1 марта 2022 года, пока не начнут автоматически штрафовать за её отсутствие. Как выяснила редакция «Выберу.ру», отсутствие техосмотра грозит куда бОльшими финансовыми расходами, чем его покупка.
Закон о том, что страховые компании должны продавать ОСАГО без техосмотра, вступит в силу 22 августа текущего года. Но Центробанк решил отсрочить изменения на неделю и только вчера опубликовал указание с новыми правилами продажи «автогражданки». Оно вступит в силу через 10 дней с момента официальной публикации, то есть 29 августа.
С этого дня страховщики обязаны продавать полисы ОСАГО даже тем, у кого нет техосмотра. При этом никто не отменял обязанность проводить технический осмотр раз в два года после того, как машинке «стукнет» четыре годика. Но проверять и штрафовать никто не будет до 1 марта 2022 года. Только после этой даты появится автоматическая фиксация и наказание в виде 2 тысяч рублей, но не чаще одного раза в день.
Казалось бы, такие изменения позволяют не проходить техосмотр, как минимум, до того момента, пока не начнут штрафовать. Но, увы, отсутствие диагностической карты грозит последствиями, которые могут в разы превысить стоимость её получения.
Несмотря на то, что ОСАГО «отвяжут» от техосмотра, у страховых компаний останется право регресса к водителям без диагностической карты. То есть, если такой автовладелец попал в ДТП, после которого страховщику пришлось выплачивать ущерб, то он может через суд взыскать с него выплаченную страховку.
Как пояснила директор судебно-правового департамента страховой компании «Согласие» Анна Полина-Сташевская:
Страховая компания и до 29 августа, и после 29 августа будет иметь право регрессного требования к лицу, причинившему вред, в размере выплаченного потерпевшему страхового возмещения, если на момент наступления страхового случая истёк срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса, либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истёк срок действия диагностической карты
Руководитель отдела по взысканию суброгации СК «Абсолют Страхование» Александра Доронкина добавила, что право страховщиков на регресс при отсутствии техосмотра регламентируется пунктом «и» части 1 статьи 14 закона «Об ОСАГО». Вступающие в силу поправки о правилах продажи «автогражданки» не затрагивают эту норму.
Наши читатели опасаются, что такие новшества приведут к тому, что страховые компании начнут чаще выставлять автовладельцам регресс из-за отсутствия техосмотра.
Стоит отметить, что даже когда ОСАГО было привязано к техосмотру, автолюбители часто попадали в аварии, не имея диагностической карты. По данным СК «Абсолют Страхование», более трети всех регрессивных требований приходится на тех, у кого истёк срок действия технического осмотра — 36%. Столько же — на тех, кто не был включён в страховку.
Куда реже россияне попадают в аварии в пьяном виде (4%), оставляют место происшествия (9%) и не имеют водительских прав (3%).
Общая доля регресса по отношению к страховым выплатам составляет всего 3%. То есть, компании выплатили автолюбителям, например, 100 млн рублей в совокупности, а взыскали с них всего 3 млн рублей.
Средняя сумма, которую страховщики взыскивают с автовладельцев, — 82 тысячи рублей. Так что намного дешевле вовремя пройти техосмотр, чем потом компенсировать причинённый ущерб.
Отчасти высокую долю регресса тех, у кого нет диагностической карты, можно объяснить процветающим рынком «серого» техосмотра. Часто владельцы автомобилей вместо того, чтобы пройти реальный технический осмотр, покупают диагностическую карту через интернет. В большинстве случаев такой техосмотр признаётся недействительным. Именно против таких уловок и направлены изменения в правилах продажи ОСАГО. Власти полагают, что если «автогражданку» отвязать от техосмотра, то россияне перестанут покупать «серые» диагностические карты.