С начала года в Центробанк поступило почти 700 жалоб на то, что страховые компании расторгают договоры «автогражданки» без видимых на то причин. Это в пять раз больше, чем в прошлом году. ЦБ утверждает, что жалобы обоснованы. Страховщики уверены, что действуют в рамках закона. Кто из них прав?
С января по июль 2021 года Центробанк получил 690 обращений автовладельцев, которые пожаловались на то, что страховые компании ни с того, ни с сего расторгли с ними договор. Страховщики, аннулируя договоры, ссылались на то, что клиенты предоставили им ложные данные, которые повлияли на стоимость полиса ОСАГО.
Проанализировав документы, ЦБ выяснил, что чаще всего страховщики расторгали договор из-за неправильных сведений о месте жительства или расхождении этих данных в документах автовладельца.
Стоит отметить, что в апреле текущего года регулятор предупредил страховые компании о недопустимости расторжения договора по вышеуказанным причинам. В информационном письме ЦБ говорилось, что страховщики должны расторгать договоры, только если ложные данные, представленные клиентами, сильно влияют на стоимость полиса «автогражданки».
Страховые компании, опрошенные «Известиями», утверждают, что действовали в рамках закона. В частности, «Росгосстрах» в первом полугодии аннулировал 10 тысяч полисов. Компания обращает внимание на то, что чаще всего это происходило, потому что автолюбители неправильно указывали территорию преимущественного использования и некоторые другие параметры. Тем не менее, уже в июле доля договоров, расторгнутых страховщиком, снизилась до 0,015% с 0,7% в первом полугодии.
В страховой компании «Согласие» заявили, что расторгают 0,5% договоров, в ГСК «Югория» - 0,3%.
Как считает директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов, отношение выплат по ОСАГО к стоимости полисов стало расти, поэтому страховщики стали внимательнее проверять данные, которые предоставляют клиенты. В случае, если сведения, например, снижают стоимость «автогражданки», они предлагают клиентам либо доплатить разницу, либо расторгают договор. Шарапов полагает, что ситуацию может исправить расширение тарифного коридора.
Можно столь угодно обвинять страховые компании в жадности и остальных смертных грехах, но хочется заметить, что территориальный коэффициент никто не отменял, несмотря на все разговоры об этом.
На практике это означает, что, если автовладелец со своим автомобилем «прописан» в Назрани (Ингушетия), а проживает и пользуется машиной в Адыгее, то экономит немалые деньги.
Представим, что стоимость полиса без территориального коэффициента составила 4 500 рублей. В Назрани окончательная цена будет равна 2 880 рублей, а в Адыгее — 5 715 рублей. Разница огромная!
Поэтому страховые компании стараются внимательно следить за тем, какие данные предоставляют автомобилисты. Так что не стоит осуждать их за то, что они расторгают договоры, которые могут содержать некорректный расчёт стоимости полиса.