Депутат Сергей Миронов обратил внимание на то, что страховые компании направляют на выплаты по ОСАГО гораздо меньше денег, чем положено по закону. При этом не раскрывается, куда уходят остальные средства. В связи с этим он попросил Генпрокуратуру проверить деятельность страховщиков и навести порядок. Иначе всё больше автовладельцев будут отказываться от покупки полиса, что приведёт к краху системы обязательного автострахования.
По закону, страховые компании должны направлять на выплаты после ДТП до 80% от того, что собрали от автовладельцев за полисы ОСАГО. В нормативном акте ЦБ указана меньшая цифра — 77%. Ещё 3% от сборов уходят в компенсационный фонд Российского союза автостраховщиков (РСА), из которого выплачивают компенсации тем пострадавшим, чьи страховщики обанкротились.
Оставшиеся 20% предназначены на расходы, возникающие с организацией выдачей страховок. Проще говоря, на зарплату сотрудников и покупку канцелярии.
Но по факту на выплаты уходит гораздо меньше, говорится в письме главы партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова в адрес генпрокурора Игоря Краснова. В частности, в 2020 году на выплаты направлено 58,6% от сборов, в 2021 году — 63,8%, приводят цифры из письма Миронова «Известия».
Возникают вопросы. Если страховщики получают больше, чем тратят на выплаты, то зачем снова и снова повышать тарифы на ОСАГО? Куда на самом деле уходят деньги?
Миронов попросил Генпрокуратуру проверить систему ОСАГО и устранить недочёты, пока отказ от страховок не стал массовым. Иначе система страхования провалится.
Но РСА и ЦБ заверяют, что некорректно сравнивать сборы и выплаты за один и тот же год. Страховые компании получают плату за полисы в одном году, а выплаты могут осуществлять в другом году. В Центробанке добавили:
В какие-то периоды фактические выплаты могут быть меньше расчётных значений, а в какие-то — существенно выше
Проблему некорректности сравнения можно решить, если взять данные за несколько лет. Неожиданно, но и они показывают меньшую долю, чем прописано в законе и указании Центробанка. В частности, в 2019 году на выплаты направлено 68,2%, в 2018 году — 62,4%.
Таким образом, за последние четыре года выплаты всегда были ниже, чем положено по закону, чтобы не говорил регулятор. Поэтому вопрос, куда уходят деньги автомобилистов остаётся актуальным. Остаётся надеяться, что Генпрокуратура найдёт ответ на вопрос.