Водители всё чаще задумываются, не дешевле ли платить штрафы, чем покупать полис ОСАГО. Напомним, с сентября, когда Центробанк расширил тарифный коридор, автостраховка подорожала. Реакция автомобилистов была ожидаемой. Поэтому власти уже готовятся повысить штрафы, чтобы сузить поле для манёвров.
Депутаты петербургского Заксобрания предложили увеличить штраф за отсутствие ОСАГО до 5 000 рублей. Сейчас он составляет 800 рублей. Водителей, которые забыли страховку дома, предлагается наказывать 3 000 рублями вместо нынешних 500, пишет «Парламентская газета».
Законодатели мотивируют свою инициативу тем, что штрафы не увеличивали с 2013 года. В то время как базовая ставка ОСАГО для легковых машин расширилась в диапазоне от 1 646 до 7 535 рублей.
Ставку, напомним, расширили в сентябре. Центробанк предполагал, что эти меры снизят цену автостраховки, по крайней мере, для аккуратных водителей. Однако этого не произошло. Цены либо остались на прежнем уровне, либо выросли. Максимальный рост составил 26% — как раз дойдя до верхней границы коридора, установленного ЦБ.
О таком развитии ситуации предупреждал вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его словам, сначала перестанут покупать полисы те, кому они окажутся не по карману, затем те, кто побывал в аварии и получил маленькие выплаты. После к ним прибавятся автомобилисты, попавшие в ДТП с водителями без страховки. В итоге с нынешних 10 — 20% число «отказников» может вырасти до 40%.
Но страдают, как всегда, самые законопослушные. Если водитель без ОСАГО устроит аварию, то пострадавшая сторона должна собирать документы, проводить экспертизу, чинить свой автомобиль на личные средства. И только после обращения в суд сможет рассчитывать на взыскание потраченной суммы с виновника.
Тем не менее даже в Госдуме не все поддерживают предложение питерских депутатов. По мнению зампредседателя комитета по экономической политике Михаила Делягина, тарифы страховщиков и так завышены, а органы госуправления на это никак не реагируют:
Если бы парламентарии выступили с инициативой нормализовать тарифы ОСАГО, чтобы их динамика соответствовала уровню жизни водителей, и после этого они захотели усилить штрафы за отказ от ОСАГО, то это было бы понятно и логично
Заместитель председателя комитета ГД по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев напомнил, что в 2018 году в Думу уже вносился подобный законопроект, но его тогда отклонили. По его словам, нужно улучшать условия покупки ОСAГО, работать над этим, регулировать тарифный коридор, а не повышать штрафы.
Зампред комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов считает, что необходимости в повышении суммы штрафа нет. Скоро внедрят автоматизированную систему, и видеокамеры смогут по номеру машины вычислить, оформлен полис или нет. Тогда штрафы будут приходить автоматически. Даже с учётом возможности оплатить штраф со скидкой через Госуслуги, за месяц может набежать кругленькая сумма. Тогда водитель поймёт, что дешевле оформить ОСАГО, чем платить, например, 15 000 рублей каждый месяц, считает Холодов.
Напомним, расширение тарифного коридора ОСАГО было вызвано ростом расходов на выплаты страховщиков. Из-за ухода с российского рынка ряда производителей автомобилей и запчастей, а также проблем с импортом деталей цены на запчасти существенно выросли. Например, рост стоимости в справочниках в июне составил порядка 25 — 30% по сравнению с предыдущими. Чтобы снизить стоимость полиса в справочники даже включили неоригинальные запчасти. Но главным фактором удешевления ОСАГО является безаварийная езда. Отсутствие ДТП на протяжении 10 лет снижает коэффициент бонус-малус до минимума и предоставляет скидку в 50%.