Некоторые автопроизводители утверждают, что современные двигатели не требуют прогрева и автомобиль можно эксплуатировать сразу после запуска системы. Другие эксперты уверены, что это может привести к негативным последствиям. Рассказываем, нужно ли зимой и летом прогревать машину и как правильно это делать.
Что такое прогрев двигателя
Прогрев двигателя (ДВС) начинается после запуска автомобиля. ДВС начинает работать на специальных прогревочных оборотах, достигающих 1500 в минуту. В цилиндры поступает обогащённая топливная смесь, что позволяет системе быстрее достичь рабочей температуры.
При её достижении стабилизируются зазоры между деталями ДВС, моторное масло становится менее вязким и лучше защищает рабочие элементы двигателя. Это позволяет системе работать эффективнее и оптимизирует расход топлива.
Существует несколько способов, как прогреть машину:
- На холостых оборотах. В этом случае нужно завести машину и дать ей поработать, не нажимая на педаль газа. Этот метод подходит не для всех: с его помощью практически невозможно достичь рабочего температурного режима на дизельных автомобилях и авто с бензиновыми ДВС малого объёма.
- На ходу. Этот способ предполагает подогрев ДВС во время движения. При его использовании нужно следить за тем, чтобы обороты двигателя резко не изменялись. Первые 10–15 минут водителю рекомендуется не допускать скачков скорости, применяя плавный ход автомобиля.
Кроме этого, некоторые ДВС прогреваются при помощи специального устройства — предпускового подогревателя или котла. Они могут работать на бензине, дизеле или электричестве бортовой системы. Такие механизмы позволяют избежать холодного запуска и заводить двигатель в уже прогретом состоянии.
Нужно ли прогревать автомобиль перед поездкой?
Традиция прогрева машин существует не одно десятилетие. Раньше автомобили были оснащены карбюраторами — устройствами, которые использовались для создания смеси из бензина и воздуха. Регулировалось соотношение смеси вручную, при помощи специальной заслонки. Для прогрева карбюраторного двигателя водителю приходилось менять положение заслонки до достижения оптимальной температуры ДВС.
На смену карбюраторам пришли инжекторы. Они управляют процессом впрыскивания топливной смеси при помощи электроники, поэтому водители имеют возможность сразу приступать к движению. Но насколько это безопасно для двигателя?
Рабочая температура ДВС составляет 90–100 °С для бензиновых систем, 85–90 °С — для дизельных. Пока двигатель не достигнет этих показателей, он работает менее эффективно. А при значениях ниже 50 °C мотор подвергается повышенному износу.
Поэтому 50 °C — показатель, при какой температуре двигателя можно начинать движение. До достижения этого значения лучше подержать машину на холостых оборотах, также допустимо ехать на небольшой скорости, не допуская скачков.
Только при таких температурах ресурсы двигателя не будут расходоваться преждевременно, не произойдёт механического износа поршневой системы и других элементов автомобиля (сальников, фильтров и т. д.).
Кроме этого, прогрев нужен и для других агрегатов машины. Например, от поездок «на холодную» сильно страдают система гидравлического усилителя руля и АКПП. В большей степени это касается вариаторов и роботов.
Что будет, если не прогревать машину
Прогрев машины, в том числе гибридной, снижает риски поломки мотора и способствует его долговечности. Если не прогревать ДВС:
- Его детали быстрее износятся. Детали мотора меньше изнашиваются благодаря защите моторного масла. Однако при пониженных температурах оно становится более вязким, что не позволяет полностью выполнять свои функции.
- Увеличится расход топлива. Состояние металлов, из которых сделаны элементы мотора, зависит от их температуры. При нагреве материал расширяется, что приводит к оптимальному размеру зазоров между деталями. Это способствует достижению нужной мощности при расходовании минимального количества топлива.
- Быстрее изнашивается автоматическая коробка передач. Движение без прогрева особенно вредно для машин на автомате. Внутри таких коробок передач тоже есть масло, оптимальная рабочая температура которого — 75–90 градусов. Пока оно не прогреется, детали устройства подвергаются повышенному износу.
Ещё одна причина, зачем нужно прогревать машину в зимний период, — улучшение видимости. Когда машина греется, быстрее оттаивают стёкла.
Сколько по времени прогревать машину
Сколько нужно греть машину, решает каждый водитель. Обычно время прогрева — от 2 до 10 минут. При этом ориентироваться стоит не на продолжительность этого процесса, а на признаки, которые показывают, что автомобиль готов к движению:
- индикатор нагрева мотора сигнализирует о достижении оптимальной температуры;
- температура охлаждающей жидкости достигла нормы;
- обороты двигателя опустились до определённого значения (обычно от 800 до 1000);
- система работает плавно, без рывков.
Сколько нужно прогревать машину, в первую очередь зависит от температуры на улице: чем холоднее, тем больше нужно времени.
Сколько прогревать машину зимой
Зимой прогрев автомобиля обязателен. При этом он более важен для машин на автомате, чем на механике.
От +5 до 0 °С
При плюсовой и нулевой температуре машине не требуется длительный прогрев. Достаточно подержать её заведённой 1–2 минуты. За это время масло немного разогреется и начнёт лучше смазывать все элементы системы. Полное прогревание автомобиля можно производить на ходу. Следите за тем, чтобы в это время двигатель работал на невысоких оборотах.
От 0 до –10 °С
Когда на улице минус, длительность прогрева увеличивается. Если столбик термометра не опускается ниже −10 °С, на это уходит от 2 до 3 минут. При этом специалисты категорически не рекомендуют начинать движение сразу после запуска двигателя.
От –10 до –20 °С
При таких показателях температуры воздуха автомобиль следует греть 3–5 минут. Примерно такое же время уходит на то, чтобы полностью оттаяли стёкла. Дождитесь, пока с них сойдёт морозный узор, и начинайте движение.
От –20 до –40 °С
В сильные холода машины греются дольше всего. В зависимости от модели и устройства авто, на это следует закладывать от 5 до 10 минут. Стоит заранее подумать о том, как прогреть машину в мороз. Если у автомобиля подсел аккумулятор или в него залито летнее масло, транспортное средство может не завестись.
Доказано, что при температуре от −20 до −30 °С стартовые токи аккумулятора уменьшаются на 50% и более. Если номинальная мощность устройства составляет 600 ампер, в холода оно выдаёт максимум 300. При этом для запуска мотора требуется не менее 250 ампер. Если же аккумулятор старый и не поддерживает нужную мощность, запустить стартер не получится.
Если машина находится не в гараже и не на подземной парковке, а стоит на улице, в морозы следует позаботиться о предотвращении разрядки аккумулятора. Для этого специалисты рекомендуют осуществлять регулярный прогрев автомобиля. При температурах ниже −30 °С греть авто следует 3–4 раза в сутки, в том числе на ночь.
Если же аккумулятор сел и автомобиль не заводится, машину можно «прикурить» от другой, воспользоваться пускозарядным устройством, снять аккумуляторную батарею и отогреть при комнатной температуре.
Также стоит позаботиться и о предварительной замене масла. Если ездить на летнем варианте, при температуре в −30 °С оно сильно загустеет. Это тоже может привести к невозможности запуска системы.
Кроме этого, в морозы следует правильно разогревать автомобиль. Сильный холод снаружи и быстрый прогрев салона приводят к большим нагрузкам на лобовое стекло, отчего оно может треснуть. Чтобы этого избежать:
- Не включайте печку сразу на максимальную мощность, увеличивайте тепло постепенно. Иначе велик риск того, что стекло лопнет.
- Не направляйте горячий воздух на стекло. Лучше выбирать другие режимы обдува.
Специалисты также рекомендуют в холода перед запуском мотора открыть двери автомобиля и проветрить салон. Это позволит выровнять уровень влажности внутри и снаружи авто.
Сколько прогревать автомобиль осенью и весной
Осенью и весной при температуре воздуха выше 0 °C машине тоже требуется прогрев. Достаточно минимального времени работы на холостых оборотах — до 1 минуты. После этого можно начинать движение, но до полного разогрева системы не следует слишком газовать и вызывать скачки оборотов двигателя.
Сколько прогревать машину летом
Некоторые специалисты утверждают, что греть машину летом не нужно. На улице и так достаточно тепло, поэтому двигатель сильно не остывает. Но мы уже выяснили, что рабочая температура мотора составляет около 90 °C. Поэтому его нужно немного прогреть, достаточно 30–60 секунд. После этого можно приступать к движению.
Мнения автопроизводителей и автоэкспертов о прогреве авто
Многие автоэксперты утверждают, что современные инжекторные машины можно не прогревать, это пережиток периода карбюраторных авто. Они считают, что прогрев двигателя следует осуществлять на ходу, двигаясь плавно.
Похожие рекомендации часто дают и автопроизводители:
- АвтоВАЗ рекомендует прогревать двигатель только при отрицательных температурах воздуха и не более 30 секунд. Такие рекомендации действуют для всех автомобилей «Лада»: седан, универсал, хэтчбек, кросс и др.
- «Москвич» советует прогревать машину на ходу, воздерживаясь от высоких оборотов и резкого ускорения.
- Иностранные производители («Шевроле», «Мерседес» и др.) утверждают, что прогрев авто на холостом ходу не требуется.
Противники такой точки зрения убеждены, что эта позиция вызвана экологическими стандартами и требованиями законодательства. Кстати, в России тоже действует запрет на стоянку авто с запущенным двигателем в жилых зонах. За нарушение этой нормы предусмотрен штраф в размере 1500 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге — 3000 рублей.
Если смотреть на этот вопрос с точки зрения пользы для автомобиля, прогрев является обязательным. Нагрузка на детали двигателя с нестандартными тепловыми зазорами приводит к повышенному износу таких деталей. Это главная причина, почему отказ от разогрева может стать причиной серьёзных поломок.
Сколько нужно прогревать машину-автомат
Работа автоматической коробки передач обеспечивается в том числе и благодаря специальному трансмиссионному маслу. Если жидкость не соответствует нужным параметрам вязкости, она не выполняет свои функции, что приводит к повышенному износу элементов АКПП и некорректной работе системы.
Недостаточный прогрев трансмиссионного масла сказывается на работе коробки. Водитель может почувствовать это благодаря толчкам, рывкам, которые появляются при переключении передач. Это вредит элементам машины.
Поэтому машину-автомат обязательно следует прогревать перед началом движения. При температуре до −15 °С на это достаточно потратить около 5 минут. Если термометры показывают морозы от −15 до −30 °С, лучше осуществлять прогрев на протяжении 10 минут.
Большинство современных машин оснащены автозапуском. Завести машину можно удалённо, с пульта сигнализации или через приложение, например, утром, перед поездкой на работу. Позаботьтесь об этом перед выходом из дома.
Нужно ли прогревать дизель
Дизельные двигатели произведены из металлов, которые сжимаются на холоде и расширяются в тепле, в них залито масло, которое во время морозов становится вязким. Такие системы имеют свою рабочую температуру, поэтому тоже требуют прогрева.
Однако машины, работающие на дизеле, имеют особенности, влияющие на процесс прогревания. Они на холостых оборотах греются намного хуже, чем бензиновые моторы.
Например, чтобы существенно поднять температуру дизельного двигателя зимой, на это нужно потратить более получаса. Это малоэффективно со всех точек зрения: наносится вред экологии, расходуется много топлива.
Самое сильное повышение температуры дизеля на холостых оборотах происходит в первые 2 минуты после запуска мотора и его работы. Поэтому специалисты советуют водителям завести двигатель, подождать 1–2 минуты и приступать к движению, не перегружая систему быстрым разгоном. На ходу дизельный автомобиль прогреется быстрее.
Особенности прогрева турбомотора
Турбированные двигатели используют многие автопроизводители. Турбинами оснащают как бензиновые, так и дизельные моторы. Благодаря им увеличивается объём подаваемой воздушной массы и вырастает мощность устройства. Однако они имеют свои особенности и требуют специальных условий эксплуатации.
В процессе стоянки в холодное время года турбина автомобиля сильно охлаждается. Если запустить мотор и довести обороты до 2500, турбина входит в рабочий режим и начинает закачивать воздух. При этом в процессе работы турбонаддув нагревается до 1000 градусов. Резкое повышение температуры турбокомпрессора, которое происходит при этом, может привести к поломкам механизма.
Перед тем как приводить в действие турбину, необходимо хорошо прогреть двигатель. Пошагово это выглядит так:
- после запуска автомобиля следует подождать 1–5 минут (в зависимости от окружающей температуры), пока масло не прогреется и не прокачается ко всем узлам системы;
- затем можно начинать движение, но не нагружать мотор свыше 2500 оборотов, иначе активируется турбонаддув, турбина будет подвергаться большим нагрузкам из-за разницы температур;
- спустя 10–15 минут, когда система достигнет рабочей температуры, можно повышать обороты.
При использовании турбомотора следует соблюдать определённые правила остановки двигателя. Перед тем как заглушить машину, нужно, чтобы она поработала около 2 минут на холостых оборотах. Это необходимо для того, чтобы турбина немного остыла. Если этого не сделать, резкий перепад температур может привести к деформированию элементов системы и появлению на их поверхности микротрещин.
Турбомотор можно снабдить таймером, который будет самостоятельно глушить двигатель через запрограммированное время. Водителю в таком случае не придётся ждать охлаждения системы. По отзывам, это очень удобно.
Исключение, при котором после остановки можно не держать машину на холостых оборотах, — система охлаждения с помощью антифриза. В этом случае двигатель остывает даже во время движения на невысоких оборотах.
К чему приводит чересчур длительный прогрев
Длительный прогрев машины ведёт не только к перерасходу топлива, но и может навредить техническому состоянию транспортного средства. При длительной работе на холостых оборотах топливная смесь сгорает не полностью. Продукты полураспада загрязняют каталитический конвертер (устройство выхлопной системы), вынуждая промывать его. Также страдают свечи зажигания. Поэтому специалисты рекомендуют не оставлять машину работающей более 5 минут.
Плюсы и минусы прогрева машины
Прогрев машины имеет как плюсы, так и минусы. Перечислим основные из них.
Плюсы
- Прогрев мотора способствует повышению температуры моторного масла. В результате оно лучше смазывает детали системы и препятствует их износу.
- Прогреваясь, металлические элементы двигателя меняются в размерах, зазоры между ними становятся оптимальными для работы. Это повышает эффективность системы.
- В процессе нагрева становится теплее в салоне, размораживаются окна, улучшается видимость.
Минусы
Минус прогрева — повышенный расход топлива. Кроме того, длительная работа на холостых оборотах (свыше 5 минут) повышает износ каталитического конвертера и свечей зажигания.