В чем преимущества и недостатки электромобилей, по какой цене можно купить электромобиль и как китайские электромобили сказались на уровне продаж в России и почему не стоит торопиться с приобретением машины нового поколения? Сравним плюсы и минусы покупки электромобиля в России.
Чем старше мальчики, тем дороже их игрушки? Источник Freepik
Плюсы: Электромобили дешевле бензиновых в эксплуатации
Отбросим в сторону рассказы про заботу об экологии, очистку окружающей среды и прочее благодаря отказу от бензина и дизеля. Так себе мотивация для того, чтобы купить электромобиль в России, когда видишь на дороге какой-нибудь старый КАМАЗ, нещадно чадящий чёрным дымом из выхлопной трубы. Рядовому водителю гораздо важнее комфорт, низкие расходы на заправку и техническое обслуживание, и тут плюсы неоспоримые.
А если приобрести зарядное для электромобиля, и заряжать аккумулятор из розетки, то 1 кВтч обойдется в 4−5 рублей в зависимости от тарифа в вашем регионе.
Что касается ТО, то машинам на электротяге не нужна замена масла и расходников мотора, типичных для авто с двигателем внутреннего сгорания. Разве что надо доливать масло в редуктор раз в 30 тысяч км и время от времени менять фильтр кондиционера в салоне.
Отдельный плюс — это езда без шума, разгон с места с максимальным крутящим моментом и плавность хода. Ну и в конце концов, новые технологии — это всегда круто, модно, интересно.
Так что если у вас есть желание и финансы, то вперед за новой игрушкой! Цена на электромобили в России варьируется от 500 тысяч до 10 млн рублей в зависимости от модели, пробега, и. т. д. Согласно недавнему опросу, проведенному «Открытие Авто», 82% водителей в России готовы купить электромобиль, цена которого менее 2 млн, 17% готовы выложить от 2 до 5 млн и лишь 1% — от 5 до 10 млн.
Экономим деньги на топливе, но тратим время на подзарядку? Источник Freepik
Минусы: долгая подзарядка и потеря пробега
Есть у «электричек» ряд эксплуатационных недостатков, которые вряд ли понравятся водителю-любителю. Прежде всего, это долгая «зарядка» тяговой батареи (EVB): при дешевом медленном тарифе вам потребуется 1,5−2 часа, чтобы пополнить запас батареи с 1% до 100%, а в домашних условиях — в гараже или паркинге — и вовсе уйдет 10−12 часов. При этом запас хода на треть меньше, чем на бензиновом автомобиле: примерно 200 км против 300 км на одном баке. За поездку, например, из Москвы к морю в Сочи длиной 1300 км получим шесть зарядок и полсуток простоя. Вряд ли ваши попутчики — семья или друзья — обрадуются такой перспективе, даже если обожают путешествовать.
Во-вторых, в российских регионах сеть зарядных станций пока развита очень слабо. Если в Москве на сегодняшний день насчитывается 3,5 тысяч ЭЗС, то в вышеупомянутом Сочи — по данным ДубльГИС, всего 49, а где-нибудь во Владивостоке и того меньше — 28. Так что, помимо долгой зарядки, придется тратить время на поиск станции.
Ну и надо понимать, что электромобиль — это компьютер на колёсах с огромным числом электронных блоков, датчиков, контроллеров и микропрограмм. В нашем суровом климате с резкими перепадами температур и зимних дорогах со всеми возможными реагентами нужно максимально бережно относиться к такой технике, иначе ваш «электрический конь» очень быстро выйдет из строя.
Кстати, не значит, что электромобиль в России нельзя оставлять на улице зимой, но учтите: чем холоднее, тем меньше емкость батареи в силу химических реакций. А ведь часть заряда идет на отопление салона. Потеря пробега в зависимости от интенсивности мороза может достигать 20−30 км.
Ещё один минус, перекрывающий многие плюсы от езды на электротяге: по мере эксплуатации батарея теряет эффективность и через 10−15 лет исчерпает свой ресурс. Замена вылетит вам в копеечку. Возьмем для примера Audi e-tron 2018 года, ценник которой 5,8 млн рублей, а новая батарея стоит 2 млн, не считая установки и замены комплектующих. Да, это вам не ДВС за 100−250 тысяч — не обязательно новый. Поэтому дважды подумайте перед покупкой: а оно вам надо?
Ну и наконец, ещё большой вопрос — насколько экологичны электромобили. Да, спору нет, при эксплуатации машина не сжигает топливо и не производит вредных выбросов в атмосферу. Но надо понимать, что электричество для подзарядки не берется из ниоткуда — ежедневно в режиме 24/7 вырабатываются ГЭС и ТЭЦ. Как понимаете, это далеко не экологически чистый процесс. Плюс, для разработки батарей для электромобилей требуется добыча редкоземельных металлов, таких как литий, кобальт и никель. Да и утилизация отработавших EVB не менее вредна, чем выбросы CО2. Так что не ведитесь на миф об экологичности электротранспорта.
Ударили российские морозы, а мы в ответ ударим покупкой китайских электоромобилей? Источник Freepik
Как с продажами электромобилей в России и на кого ориентироваться?
Способствуют росту продаж точечные меры поддержки, такие как скидка 25% при покупке в кредит отечественного электромобиля, отмена транспортного налога на электрокары, бесплатный проезд по платным дорогам и отдельные парковки. Плюс, рынок заполняют китайские электромобили, такие как Voyah, Evolute и Zeekr, которые стоят минимум в два раза дешевле немецкого Volkswagen и американской Tesla, а по качеству и надежности ничуть не хуже.
С другой стороны, эти 8 723 проданных электромобилей в России с января по сентябрь — лишь 0,96% от всего автомобильного рынка в России, так как за этот период суммарно продано 906 тысяч машин. Ещё меньший процент по количеству зарегистрированных авто: 30 тысяч электрокаров среди 45 млн легковушек по состоянию на сегодняшний день — 0,07%.
Наверное, бессмысленно сравнивать с Европой, где доля рынка «электричек» уже достигла 15%. Но вот в соседней Грузии количество зарегистрированных электрокаров составляет 23 тысячи при населении в три раза меньше, чем электромобилей в Москве, а общее число от автопарка достигло уже 4%.
В чем секрет бума в Грузии? Отлаженный импорт и отсутствие акциза, утвержденный правительством план электрификации автопарка, согласно которому через 10 лет количество экологически чистых машин на дорогах должно достичь 90%.
Так что нам есть куда стремиться и у кого поучиться, тем более к программе развития данной отрасли в нашей стране есть огромные вопросы, ведь четкой стратегии, увы, нет, и есть только точечные меры. По данным аналитиков, полная электрификация автотранспорта произойдет в России лишь к 2050−2060 годам.
Купить электромобиль в России или нет?
На сегодняшний день электромобили в России — скорее, экзотика, чем средство передвижения, и слабые объемы продаж это наглядно подтверждают. Для широких российских масс такой вид автомобиля — пока не вариант: дорого, неудобно и непрактично. Много технических минусов и мало инфраструктуры, которая скрашивала бы недостатки. И пока не появится детальная стратегия развития электротранспорта, сформированная на уровне правительства страны, как в Грузии, больших подвижек ждать не стоит.
Но, конечно, решение за вами. Если вы молодой и перспективный работник IT-сферы, увлечены ультрасовременными технологиями, проживаете в Москве или Подмосковье, а машина вам нужна исключительно для поездки на короткие расстояния — домой в офис и обратно — то почему нет? Тогда электромобиль — идеальный вариант для вас. Технологично, экономично, интересно, ну и просто круто!