Чудища-каскадёры на колёсах: как устроены монстр-траки

Иван Беликов
Иван Беликов Иван Беликов
246
Специализация: Авто, автомобильные рынки и технологии.
Задать вопрос
5 минут чтения
1
0
66
Комментировать

Бэтмен, Охотник за головами, Разрушитель, Велоцираптор, Сумасшедший бык – нет, это не имена персонажей американских комиксов. Так называются пикапы на огромных колёсах, в простонародии известные как бигфуты или монстр-траки. Эти звери развивают скорость до 160 км/ч за десяток секунд, подпрыгивают на высоту с пятиэтажку и разносят всё на своём пути. Познакомимся поближе с историей и технической начинкой самых устрашающих автомобилей в мире.

Классический монстр-трак. Фото: pixabay.com

Из забавы в шоу народного масштаба

В Америке, наверное, как нигде в мире умеют придумывать шоу на ровном месте. Вспомнить хотя бы, как появились знаменитые гонки NASCAR: обычные работяги с фабрик и ферм ради дополнительного заработка заявлялись в гонке на грязевых треках, и сами того не зная, положили начало одной из самых популярных ныне гоночных серий в мире. История монстр-траков началась похожим образом.

Жил-был в 70-х годах прошлого века в Миссури строитель по имени Боб Чендлер, который в свободное от работы время любил тюнинговать свой пикап Ford F−250. Однажды он установил на внедорожник тракторные колёса и 10-литровый двигатель. Получила эта машина название «Бигфут» («большеног» в перевод с английского на русский – прим. автора), наверное, знакомое многим из вас по мультфильмам, фильмам, роликам в интернете. Так что это не только описание машины с большими колёсами, плотно вошедшее в обиход, а лицензированное название.

Затем на спор с другом-фермером Боб раздавил пару старых легковушек со свалки. Кадры своего «подвига» строитель записал на видео, которое увидели организаторы соревнований по мотофристайлу, и те недолго думая предложили ему проводить шоу под названием Monster Truck и давить машины на радость публике.

Спустя полвека шоу Чендлера, который, к слову, до сих пор живёт и здравствует, превратилось в целую индустрию в Штатах: с парными соревнованиями на стадионе, с трюками и прыжками в высоту и длину. У Monster Truck появились конкурирующие серии; список участников и моделей четырехколёсных монстров насчитывает несколько десятков на каждом соревновании, а на трибунах собираются по 70 тысяч зрителей. Ну а марка «Бигфут» за эти 50 лет расширилась до 23-х моделей, последняя из которых увидела свет в октябре 2023 года.

Анатомия «монстра»

Первые бигфуты конца 70-х – начала 80-х в техническом плане были далеки от совершенства. Машинам не хватало манёвренности, колёса не выдерживали нагрузку 10-тонной махины и отваливались, тяги двигателя было мало, а ход подвески составлял всего-навсего 10−15 см, что превращало каждый подъём и трамплин в тяжёлое и болезненное испытание для пилота.

Современные «монстры» – это прежде всего прототипы с облегчённой трубчатой рамой, т. е. не серийные машины. Каждый монстр-трак уникален и производится по индивидуальному заказу пилота или команды специальными компаниями, которых в США почти два десятка. Отсюда и экзотические названия, а также яркие ливреи в виде акулы, бэтмена, супермена, дракона, и т. д. Единственное, что их объединяет, – впечатляющая концепция.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на любой монстр-трак нынешнего поколения, – это, конечно, гигантские колёса диаметром 1,6 метра и 1,1 метра в ширину. Вдуматься, весит одно колесо 400 кг. Колёса такие большие, что поставщики вручную вырезают протектор под отдельно взятую трассу и стиль вождения. На нарезку одной шины уходит примерно 50 часов.

Ходовая часть современных прототипов оборудована пневмостойками на сжатом азоте, объединёнными с амортизаторами и обеспечивающими ход подвески 70 см. А отдельно управляемые передние и задние колёса делают машину манёвренной и позволяют развернуться даже в ограниченном пространстве. Причём задние колёса управляются не рулём, а при помощи тумблера рядом с рулевой колонкой.

Приводится монстр-трак в движение мотором с наддувом мощностью 1500 л. с., взаимодействующим в основном с двух- или трёхступенчатой автоматической коробкой. Учитывая сумасшедший объём 9−9,5 литров, расход топлива, в качестве которого используется метанол, просто запредельный: 20 литров на 100 метров! На соревнованиях не всегда хватает бака на 80 литров. Для сравнения, на средней легковой машине такого количества горючего хватит на 1200 км – можно съездить из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. На монстр-траке и километра не проедешь.

Несмотря всю масштабность и крутость, внутри монстр-трак выглядит весьма архаично. Напоминает советский трактор. Аналоговая приборная панель обустроена несколькими циферблатами, показывающими давление масла, температуру двигателя, скорость машины, а также двумя ручками, которые мгновенно отключают мотор и подачу топлива, если потянуть их на себя. Выключается двигатель и топливный насос и со стороны – при помощи системы выключения массы (RII). Организаторы или команда, нажав на пульт, могут заглушить машину в случае происшествия на трассе.

Рулевое колесо тоже лишено изысков: просто обод и три спицы. Что касается сиденья, то установлено оно всегда посередине кабины, подгоняется индивидуально под телосложение гонщика и оснащено семиточными ремнями безопасности, которые прочно удерживают водителя на месте при трюках и авариях.

Педали газа и тормоза в 1,5 раза больше стандартных, но в целом ничего необычного. Рычаг коробки передачи установлен на полу рядом с сиденьем, поэтому переключаться, пусть и на «автомате» перед началом движения, приходится на ощупь. Ну и наконец, благодаря оргстеклу в нижней части кабины водитель видит передние и задние колёса и частично дорогу. Учитывая высоту машины в 3,7 метра, дополнительный обзор явно не лишний.

Интересные цифры и факты о монстр-траках:

  1. Производство современного монстр-трака по индивидуальному заказу обойдётся в сумму около $250 тысяч, т. е. 22 млн рублей по нынешнему курсу. Да, недешёвое удовольствие! Один только движок стоит $40 тыс. (3,5 млн рублей), а ценник на комплект колёс варьируется в пределах $ 7−12 (621 тыс. – 1 млн рублей).
  2. В июле 2022 года американский гонщик Джо Сильвестр установил рекорд максимальной скорости монстр-трака, разогнавшись на асфальтовой прямой до 163,8 км/ч. Девятью годами ранее, в 2013-м, он прыгнул в длину на 72,42 метра. Оба достижения попали ни много ни мало в Книгу рекордов Гиннеса.
  3. При прыжках гонщики монстр-траков испытывают такие же перегрузки, как космонавты при запуске ракеты в космос и пилоты Формулы 1 при прохождении скоростных поворотов – до 5G.
  4. В год монстр-траки раздавливают на соревнованиях около трёх тысяч экземпляров (!) различной техники, непригодной для дальнейшего использования. Под каток идут легковые автомобили, минивэны, кемперы, автодома и даже небольшие турбовинтовые самолёты.
  5. Официальный поставщик шин в соревнованиях Monster Truck, компания BKT, занимается производством колёс для тракторов и сельхозтехники.

Больше, чем шоу для американца

Просто так на монстр-траке на обычной дороге не поездишь. Как минимум нужно иметь не только водительские права на легковой автомобиль, но и на трактор. На отдельные, самые тяжёлые и большие модели и вовсе потребуется специальное разрешение или даже лицензия гонщика. Плюс, стоит такая машина немалых денег, а водить эту многотонную махину с колёсами в человеческий рост в условиях городского трафика было бы одним сплошным мучением. Так что это только в американских фильмах, как, например, «Полицейская академия» и «Няньки», герои ездят на бигфуте по дорогам общего пользования как ни в чем ни бывало.

Удел этой техники – грунтовые, асфальтовые трассы на стадионах. И для популярности монстр-траков данной сферы вполне достаточно. В последнее десятилетие соревнования вышли за пределы США: гонки и трюки проходят в странах в Латинской Америки, Европы, Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона.

В 2010-х мировой тур «Monster X Tour» добрался и до России: в течение нескольких лет шоу проходило в «Олимпийском» в Москве. В пиковые годы суммарная посещаемость трибун гонок и шоу-заездов монстр-траков за сезон составляет 3 млн зрителей. Конечно, это не футбольная Лига чемпионов с цифрами в несколько раз выше, но, согласитесь, неплохо для столь специфичного шоу. То же самое относится и к финансовой составляющей.

Доходы гонщиков, включая гонорары, спонсорские и бонусные выплаты, достигают 300 тысяч долларов в год, т. е. около 21 млн рублей в год. А ежегодная прибыль таких топовых серий, как Monster X Tour, Monster Truck и Monster Jam, только от продажи билетов средней стоимостью 50 долларов составляет 150 млн. Учитывая также спонсорские контракты, стартовые взносы за участие, продажу сувениров и атрибутики, общая сумма заработка промоутеров легко превышает планку в 200 млн.

Где посмотреть заезды монстр-траков в России?

К сожалению, шоу мирового тура Monster X Tour в последние годы не проводятся в России и по понятным причинам вряд ли вернутся в ближайшее время. По крайней мере, на Youtube-канале Monster Jam трансляции доступны в прямом эфире. Как говорится, смотри – не хочу.

Воочию увидеть четырёхколёсных монстров в России тем не менее можно. Этим летом в различных российских городах проходит «Шоу каскадёров», в программе которого есть и заезды бигфутов с проездом по легковушкам. А осенью в Москве состоится шоу с интригующим названием «Танки против монстр-траков».

Такие вот эти монстр-траки. Громоздкие, пугающие, но страшно привлекательные и зрелищные.