ДТП при экстренном торможении: правила, кто виноват и что делать
Что говорит ПДД о резком торможении?
Понятие «экстренное торможение» в ПДД не закреплено, но на практике под ним понимают резкое нажатие педали тормоза при движении на высокой скорости. Его отличия от обычной остановки авто не только в том, что вы резко нажимаете на педаль, но и совершаете так называемый «клевок». При резком торможении водитель и машина всегда по инерции немного наклоняются вперёд.
Допускается этот манёвр только для предотвращения ДТП. Более того, даже при жёлтом сигнале светофора правила разрешают продолжить движение, если без экстренного торможения водитель не успеет остановиться перед перекрёстком.
Впрочем, водителю, следующему позади, неважно, по какой причине резко остановился автомобиль впереди. Его задача — предотвратить столкновение или минимизировать последствия. Поэтому критически важно уметь правильно реагировать в таких ситуациях.
При любых разбирательствах и ДТП, связанных с экстренным торможением, чаще всего применяется несколько ключевых правил ПДД:
- Пункт 9.10 ПДД — водитель обязан соблюдать дистанцию и боковой интервал, чтобы иметь возможность остановиться без столкновения. Если он не успел затормозить, ответственность чаще всего ложится на него.
- Пункт 10.5 ПДД — резкое торможение запрещено, если оно не связано с предотвращением ДТП или соблюдением требований дорожных знаков.
- Пункт 10.1 ПДД — водитель должен учитывать плотность движения, скорость и возможные препятствия, чтобы не создавать аварийных ситуаций.
- Пункт 1.5 ПДД — все участники движения обязаны действовать так, чтобы не провоцировать опасные ситуации на дороге.
Когда можно применить резкое торможение?
Второй пункт 10.5 ПДД как раз говорит о том, когда можно резко тормозить:
Водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия
Например, это могут быть такие ситуации:
- Пешеход выбежал на дорогу.
- Резко загорелся запрещающий сигнал светофора.
- Опасное препятствие на дороге.
В таких случаях вина, как правило, ложится на водителя сзади, если он не выдержал безопасную дистанцию. Соответственно, наоборот, нет угрозы ДТП — любое экстренное торможение недопустимо. При аварии будет виноват именно тот, кто резко затормозил без причины.
Как определяют виновника ДТП?
Несоблюдение дистанции — главный фактор вины. Чаще всего при авариях с резким торможением виновником признают не вас, а водителя который ехал сзади. Он должен учитывать скорость потока, погодные условия и особенности дороги, чтобы успеть затормозить.
Чтобы определить виновника, при ДТП разбирают вот такие факторы:
- Скорость движения обоих автомобилей.
- Дистанция между машинами до момента торможения.
- Было ли торможение оправданным (например, из-за внезапного препятствия).
- Состояние дороги.
- Погода, например гололёд или туман.
- Есть ли свидетели ли записи с видеорегистратора.
Если водитель, применивший экстренное торможение, сможет доказать, что его действия были вынужденными, ответственность за ДТП может быть переложена на того, кто ехал сзади. Поэтому при разборе аварии важно предоставить все возможные доказательства.
Типичные ситуации ДТП с резким торможением
На дороге может возникнуть множество ситуаций, когда резкое торможение приводит к ДТП. Разберём наиболее распространённые случаи и их нюансы.
Цепная реакция: столкновение нескольких автомобилей
Одна из типичных аварий — «паровозик», когда первая машина резко тормозит, в неё врезается следующая, а затем третья и так далее. В таких случаях сотрудники ГИБДД устанавливают последовательность ударов.
Если второй водитель успел остановиться, но его подтолкнули сзади, виновником окажется тот, кто начал цепочку столкновений. Однако если второй водитель не успел среагировать на торможение первой машины, вина за ущерб задней машины ляжет на него.
Здесь важно помнить про безопасную дистанцию. По правилам дорожного движения каждый водитель обязан оставлять перед собой достаточно места, чтобы успеть остановиться (пункт 9.10 ПДД). Если вы не соблюдали дистанцию и врезались в авто спереди, то вина будет на вас.
Выезд с прилегающей территории
Когда автомобиль выезжает со двора, парковки или заправки, водитель должен быть особенно внимательным. По правилам дорожного движения, при выезде с прилегающих территорий нужно уступить дорогу всем остальным участникам движения — автомобилям, мотоциклам, велосипедистам и даже пешеходам (пункт 8.3 ПДД). Это означает, что если вы выезжаете на дорогу и мешаете другим участникам движения, то вы будете виноваты в аварии.
Например: водитель выезжает со двора и сразу останавливается на проезжей части, потому что, например, пропускает пешехода или ищет момент, чтобы продолжить движение. В этот момент машина сзади может не успеть затормозить и врезается в него. В такой ситуации водитель, который выезжал с прилегающей территории, скорее всего, будет признан виновником аварии. Ведь он нарушил правила, создав помеху для других участников движения.
Остановка в пробке
Когда вы едете в плотном потоке машин, всегда нужно быть готовым к тому, что водители впереди вас могут затормозить. Это нормальная ситуация, ведь пробка — это место, где машины движутся медленно, часто останавливаются и снова трогаются. В таких условиях каждый водитель имеет право остановиться, если ему это нужно, потому что движение непредсказуемо.
Если вы не успели вовремя затормозить и врезались в машину впереди, то, скорее всего, виноваты будете вы. Почему? Потому что правила говорят: вы обязаны соблюдать безопасную дистанцию до других автомобилей. Это значит, что у вас должно быть достаточно времени и места, чтобы остановиться, даже если машина впереди внезапно затормозит. Другой момент, что этому правилу мало кто следует в пробке.
Однако бывают ситуации, когда вину могут разделить. Например, если водитель впереди резко и без причины остановился, хотя перед ним не было никаких препятствий или других машин. Но для того, нужны доказательства. Например, запись с видеорегистратора или показания свидетелей. Если вы сможете доказать, что остановка была неоправданной, то вина может быть разделена между вами и другим водителем.
Перестроение перед другим авто
Если водитель перестраивается в плотном потоке и сразу жмёт на тормоз, создавая помеху, его действия можно расценить как нарушение (пункт 8.4 ПДД).
Однако доказать умышленное создание аварийной ситуации сложно. Без видеозаписи или свидетелей дело может закончиться обоюдной виной, поскольку второй водитель тоже должен был держать дистанцию.
Движение задним ходом
Если водитель двигался задним ходом и столкнулся с машиной позади, виноват он. Пункт 8.12 ПДД чётко указывает, что этот манёвр допускается только при полной безопасности. Часто такие аварии происходят на парковках и во дворах. Если вы выезжаете задним ходом в поток движения, именно вы будете виноваты в аварии.
Во всех этих случаях важно собирать доказательства: записи видеорегистраторов, показания свидетелей и при необходимости обращаться к трасологической экспертизе. Даже если на первый взгляд вина кажется очевидной, детали могут изменить исход аварии.
Как избежать аварии при резком торможении автомобиля?
Вы могли встречать разные советы. Например, анализировать ситуацию и смотреть в зеркала, а затем уводить машину в бок или перестраиваться. Но давайте быть честными, при потенциальном ДТП даже опытный водитель может волноваться. Если у вас есть время для оценки ситуации, значит это не угрожает вам аварией.
Большинство ДТП всегда самые неожиданные. Лучше в них просто не попадать. Поэтому самый верный и безотказно работающий метод — банальный. Вам нужно просто соблюдать ПДД. То есть, следить за движением, не использовать телефон и держать дистанцию.
При резком торможении у вас, по факту, будет два варианта: тоже нажать на тормоз или увести машину в бок. Первый вариант, конечно, стоит применять, когда нет альтернатив.
Если уйти в сторону нельзя, остаётся только тормозить. В автомобилях с ABS достаточно нажать на тормоза — система самостоятельно предотвратит блокировку колёс. Если ABS нет, нужно повторить её принцип работы: периодически отпускать тормоз, чтобы колёса не блокировались.
Какие нюансы нужно учесть при ДТП?
Резкое торможение — одна из самых сложных ситуаций на дороге. И, увы, шанс попасть в ДТП по этой причине есть у каждого. Однако важно помнить, что не все аварии происходят случайно. Иногда экстренное торможение применяют так называемые автоподставщики.
Как рассказал доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова Николай Дуванов «Выберу.ру», они специально подъезжают слишком близко или вклиниваются между машинами, а затем резко тормозят с помощью «ручника». При этом стоп-сигналы не загораются, и водитель сзади может просто не успеть среагировать.
Если же авария уже произошла, важно понимать, как действовать, если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО. По словам эксперта, здесь нужно различать кто и что пострадало: человек или автомобиль.

Если в ДТП пострадал только автомобиль, а у виновника нет ОСАГО, а у потерпевшего — КАСКО, то вопрос решается напрямую с виновником. Для этого нужно провести экспертизу, чтобы точно определить размер ущерба, включая скрытые повреждения. Затем потерпевший может потребовать компенсации через досудебную претензию. Если виновник не платит или стороны не могут договориться, дело передаётся в суд.
Доказательствами того, что экстренное торможение было вынужденным, могут быть: