Вождение автомобиля, особенно с механической коробкой, – нелёгкая задача для новичков. Даже максимально возможных 56 часов практики в автошколе часто не хватает, чтобы научиться безопасно управлять авто и побороть страх самостоятельной езды. В идеале после получения водительского удостоверения набираться практики лучше с опытным частным инструктором со стажем. Если такой возможности нет, начать уверенно ездить на машине можно и своими силами.
Что необходимо знать для вождения машины
Перед тем как водить машину, необходимо:
- получить водительское удостоверение (ВУ) – без него выезд даже на просёлочную дорогу запрещён, а ездить можно, как только сдашь на права;
- убедиться, что знаете или помните ПДД, если давно не садились за руль;
- удостовериться в исправности транспортного средства.
Различным азам обучают в автошколе. Здесь можно освоить основы вождения автомобиля для начинающих с объяснением устройства авто, особенностей управления им. Но всего предусмотреть невозможно, поэтому рано или поздно на дороге возникнет такая ситуация, о которой в автошколе не рассказывали.
Что нужно проверить перед выездом
Обязанность по проверке и обеспечению исправности транспортного средства регламентируется п. 2.3 ПДД. Некоторые неисправности – рулевого управления, тормозов, фар, габаритных огней и др. – запрещают вождение и на легковых, и на грузовых авто.
Перед тем как кататься на машине, важно проверить:
- Кузов. Посмотрите, нет ли внешних повреждений. Наклонитесь и проверьте, нет ли под машиной подтёков жидкостей – масла, антифриза и др.
- Колёса. Опытным водителям достаточно постучать ногой по колесу, чтобы понять, не сдулось ли оно. Некоторые советуют надавить обеими руками на багажник и слегка раскачать авто.
- Двигатель. Когда заведёте авто, прислушайтесь – нет ли нестандартных звуков. Также проверьте приборную доску – не загорелись ли на ней индикаторы неисправности.
- Оцените уровни жидкостей – масла, тормозной жидкости и др.
- Также нужно проверить работу фар, задних огней, щёток стеклоочистителя, стояночного тормоза, руля.
- После начала езды убедитесь, что исправно работают все педали – тормоза, газа и сцепления для МКПП. Педали не должны западать или заклинивать во время нажатия.
Новички должны насторожиться при любом нестандартном поведении автомобиля. Если опытный водитель по шуму двигателя может определить степень серьёзности неисправности, то те, кто недавно за рулём, не почувствуют этого – лучше отложить поездку до выяснения причины.
Теория вождения автомобиля для начинающих
Теорию вождения автомобиля для начинающих преподают в автошколах. Для категории «В» стандартно на это отводится полных 130 часов, но есть индивидуальные экспресс-форматы, где информацию подают сжато, а цены ниже. Запишитесь в такую, которая соответствует вашим целям, чтобы не пришлось доучиваться после окончания автошколы.
В базовый курс со стандартной стоимостью входит изучение:
- правил безопасного дорожного движения ТС;
- особенностей поведения водителя на дороге;
- нюансов оказания медицинской помощи;
- правил перевозки грузов, людей и др.
Существуют школы, где теорию изучают онлайн, иногда в комбинированном формате. Занятия обычно проводятся от 2 до 4 раз в неделю, в среднем студенты занимаются около 3 месяцев при обучении на категории В, С. Для водителей с ВУ и опытом бывают курсы контраварийного или услуги фигурного вождения, которые помогут улучшить результаты вождения и позволят отработать сложные элементы.
Как получить знания дополнительно:
- приложения, например, по изучению знаков дорожного движения, разбору проезда перекрёстков, качеству вождения и др. – программы позволяют подготовиться к экзамену и самостоятельному вождению;
- ролики на YouTube и подобных платформах, статьи;
- приложения, в которых собраны вопросы с ответами на билеты для сдачи теоретического экзамена – позволят подготовиться быстрее.
В идеале учат теорию частями – параллельно с практикой, и только потом сдают экзамены. Поэтому не всегда имеет смысл заранее осваивать ПДД.
Как научиться водить машину на механике
Личные уроки вождения для начинающих необходимо организовывать в зависимости от того, на авто с какой коробкой передач будете ездить. Многие советуют начинать с учебной «механики» и с нашей (отечественной) машины. Но этот вопрос спорный – если у вас уже есть авто на «автомате» и переходить на МКПП не планируете, нет смысла тратить силы и время на более сложную коробку для новичков – как женщин, так и мужчин.
Как заводить машину на механике
Перед тем как управлять машиной, важно научиться заводить её правильно. Порядок действий:
- Проверьте ручку коробки. Она должна находиться в нейтральном положении. Если стоит на первой или второй передаче, что часто делают при стоянке на уклоне, переставьте на нейтралку, предварительно выжав сцепление. Это можно сделать до того, как авто заведено.
- Выжмите сцепление и поверните ключ в замке зажигания до момента, как включится стартер. При повороте ключа есть несколько промежуточных положений. При первом повороте начинает подаваться питание, а на приборной панели загораются индикаторы. Примерно через 2–3 секунды сделайте ещё один поворот до упора – это запустит двигатель. Педаль сцепления можно отпустить, но убедитесь, что всё ещё находитесь на нейтралке и поднят стояночный тормоз – это исключит начало движения или скатывание, если стоите на уклоне.
До того как заведёте авто, необходимо подготовиться к поездке:
- подогнать под себя кресло – руки и ноги не должны быть вытянуты полностью и слишком прижаты к телу, должен оставаться удобный доступ к педалям и рулю;
- пристегнуться;
- проверить наличие топлива, заряд аккумулятора и другие индикаторы на приборной панели, которые могут свидетельствовать о неисправностях.
Не все авто оборудованы ключами зажигания. В некоторых вариантах есть специальные кнопки, они могут называться Engine, Start-Stop и др. Необходимо нажать на кнопку и удерживать около 2 секунд до запуска двигателя. Также отличный и процесс на автомате – нужно установить рычаг в позицию паркинга (находится в самом верху), нажать на тормоз, чтобы машина случайно не поехала, затем нажать кнопку или повернуть ключ в замке.
Как правильно трогаться с места на авто с МКП
Один из самых сложных этапов для водителей-новичков – умение работать с педалью сцепления и не глохнуть в начале езды. Техника комфортного движения с места:
- заведите двигатель;
- выжмите сцепление;
- включите первую передачу;
- нажмите тормоз, чтобы исключить случайное скатывание на уклоне;
- опустите стояночный тормоз;
- плавно приподнимайте ногу над педалью сцепления, чтобы машина начала ехать;
- на этом этапе можно слегка нажать на педаль газа, одновременно отпуская сцепление, или проехать около 5 м и полностью отпустить сцепление, только потом добавив газа, чтобы разогнать авто.
Принцип – не отпускать сцепление до конца и найти ту точку, в которой машина едет, но не глохнет. В авто разных марок она может находиться в разном положении. Именно поэтому при поездке на новой для вас машине рекомендуют попробовать сцепление и убедиться в безопасности собственного движения.
Как правильно тормозить
Подготовка к вождению для начинающих на механике с нуля обязательно предполагает обучение правильному торможению. Есть два полезных приёма на выбор:
- полностью выжать сцепление и затем тормозить педалью газа;
- сначала притормозить педалью газа, но не выжимать её до конца, затем выжать сцепление и дожать педаль газа.
В первом случае происходит «превращение ТС в телегу» – при выжатом сцеплении разрывается передача крутящего момента и колёса вращаются по инерции. На скользкой городской дороге этим способом пользуются опытные мастера, иначе возможен занос. Также не стоит применять выжатое сцепление при движении на спуске. В таких экстремальных условиях нужно тормозить двигателем, то есть снижать скорость педалью тормоза, чтобы крутящий момент передавался на колёса равномерно, а машина оставалась устойчивой. Кроме того, в этом случае едущие сзади авто увидят горящие стоп-сигналы и смогут вовремя замедлиться. Также аварийка негласно может применяться для того, чтобы сказать спасибо пропускающему вас авто.
Как переключать передачи на механике
На авто с МКПП водитель самостоятельно выбирает скорости в отличие от машин на автомате, где за это отвечает электронная начинка. Использование передач должно стать автоматическим навыком – в идеале водитель не будет думать, какую скорость выбрать в той или иной ситуации. Но такое возможно только при регулярной практике.
Для переключения передачи нужно:
- выжать сцепление;
- перевести ручку в нужное положение;
- отпустить сцепление;
- если едете вверх, слегка нажать на педаль газа, чтобы не заглохнуть.
При переключении передач нужно ориентироваться на текущий скоростной режим:
- 1-я – только для движения с места и в среднем до 20 км/ч;
- 2-я – 20–40 км/ч;
- 3-я – 40–60 км/ч;
- 4-я – 60–90 км/ч;
- 5-я – от 90 км/ч.
Это усреднённые показатели, поскольку машины ведут себя по-разному. Например, некоторые могут на 3-й передаче идти на скорости до 60–65 км/ч, а в других уже на 50 км/ч нужно переключаться на 4-ю.
Как двигаться задним ходом
Включение задней передачи организовано по-разному. Например, в некоторых автомобилях для этого нужно приподнять резиновое кольцо на ручке, а в других она включается, как обычная скорость, но может находиться вверху или внизу. В остальном процедура та же – полностью выжимается сцепление, устанавливается задняя передача, слегка приподнимается педаль сцепления для начала движения.
Для уверенного движения задним ходом необходимо проработать плавное нажатие педали сцепления, поскольку ехать нужно очень медленно, особенно если выезжаете со стоянки или другого узкого участка. Ориентироваться в пространстве можно по боковым зеркалам или смотреть в заднее стекло развернувшись – это необходимо для контроля. Иногда на боковые зеркала ставят дополнительные маленькие. Во втором случае можно на время отстегнуть ремни, чтобы они не сковывали движения и не создавали сложности. При сильно ограниченном обзоре лучше воспользоваться помощью третьих лиц – этого прямо требуют ПДД.
Как правильно парковаться
Парковки – ещё одна головная боль выпускников автошколы. В структуру практического экзамена входят два обязательных элемента:
- заезд в «гараж» задним ходом;
- параллельная парковка.
Парковка имеет такие особенности – правила для «чайников»:
- Важно правильно выбрать место. Вы не должны препятствовать проезду других автомобилей или проходу пешеходов, обязательно учитывайте наличие запрещающих знаков.
- При любом типе парковки необходимо включать поворотники.
- После остановки при нажатой педали сцепления поставьте рычаг на нейтралку и отпустите сцепление, поднимите стояночный тормоз и заглушите двигатель, только потом отпустите педаль тормоза.
Один из сложных элементов для новичков – парковка задним ходом, а также параллельная. Причём в автошколе ученики часто тренируются на автодроме или специальной площадке и ориентируются по столбикам или конусам. Из-за этого в реальной жизни сложно припарковаться между стоящими автомобилями.
Пользование ручником на подъёме
Если стоите на подъёме, тронуться с места на одном сцеплении получится не всегда – машина поедет назад и заглохнет. Для этого в автошколах отрабатывают систему под названием «эстакада» – трогаться здесь нужно «с ручника», то есть с поднятым стояночным тормозом нажать на педаль газа и опустить ручник, но только когда авто начнёт вибрировать. Машина получает толчок и заезжает на горку.
Пошагово это выглядит так:
- остановите машину на подъёме;
- поднимите стояночный тормоз;
- нажмите сцепление;
- поставьте первую передачу;
- не убирайте ногу со сцепления и давите на газ, чтобы поднять минимальные обороты в среднем до 3000 в минуту;
- плавно отпускайте педаль сцепления;
- когда машина начнёт вибрировать или присядет (капот будет выше), опустите стояночный тормоз и одновременно плавно нажимайте на газ, отпуская сцепление до конца.
Въехать на горку можно и без применения ручника, но для новичка велика вероятность отката.
Как научиться водить машину на автомате
Современная машина с АКПП для новичков – более лёгкая в управлении, поскольку в ней можно сосредоточиться на потоке машин и не отвлекаться на переключение передач. Здесь есть четыре основных режима:
- Parking (P) – для парковки.
- Drive (D) – для движения.
- Reverse (R) – движение задним ходом.
- Neutral (N) – нейтралка.
Стандартно в таких легковых авто две педали – газа и тормоза. То есть процесс езды заключается в том, чтобы регулировать с их помощью скоростной режим, а передачи будет выбирать электроника.
Как бороться со страхом вождения
Чтобы преодолеть состояние страха, нужно набраться мастерства – без достаточного количества практики сделать это невозможно. Только когда водитель будет уверен в своих действиях, научится вести себя в разных ситуациях на дороге, он сможет не испытывать ощущение тревоги перед каждым выездом, особенно на оживлённые огромные трассы.
Если боитесь садиться за руль:
- возьмите помощника – первые отработки езды должны быть с профессиональным автоинструктором или тем водителем, которому доверяете;
- практикуйтесь как можно чаще – сначала небольшое количество времени и по менее загруженным дорогам, потом увеличивайте продолжительность езды и трафик;
- если в поездке страх становится сильным, остановитесь и отдохните;
- уберите отвлекающие факторы – если мешает музыка, выключайте её, не болтайте в дороге, первое время не берите с собой в поездки маленьких детей:
- не бойтесь ГИБДД и проверьте все документы перед выездом.
Пока не наберётесь опыта, избегайте негатива, связанного с вождением. Например, нежелательно смотреть ролики о ДТП, чтобы не проецировать ситуацию на себя. Когда приобретёте знания и овладеете навыками, такие видео могут быть полезны.
Как научиться чувствовать габариты автомобиля
Ещё одна сложная задача для начинающих – понимание габаритов машины. Если со стороны водителя легко понять, где вы находитесь в пространстве, то правым бортом новички часто цепляют бордюры, кусты, деревья и другие препятствия. Проблема возникает из-за непонимания габаритов – проезд узких пространств, парковка, особенно задним ходом.
Совет только один – практика, срок которой определяется индивидуально. Но есть и общие рекомендации:
- после каждого выполненного упражнения, например, параллельной парковки, выходите из авто и смотрите, какое место заняло транспортное средство в пространстве;
- используйте доступные ориентиры – при парковках можно опираться на правые стойки, брать за ориентиры центр правой двери и др.;
- научитесь понимать, где проходят колёса, чтобы объезжать ямы – левое находится рядом с педалью сцепления;
- учитывайте, что зеркала увеличивают картинку – от этого зависит расстояние до объектов.
Особенно сложно научить себя чувствовать габариты при движении задом. Для этого в автошколах используют простое упражнение – «змейку». Двигаясь между конусов, новички не только учатся медленно ездить и работать педалью сцепления, но и ощущать габариты автомобиля в пространстве.
Первый выезд в город после получения прав
Начать самостоятельное вождение сложно психологически, ведь новичкам не хватает опыта и полной уверенности, чтобы чувствовать себя готовыми. Кроме того, многие на дороге не соблюдают правила и делают совсем не то, чего ждут от них другие водители. Эта непредсказуемость опасна для новичка, а быстро реагировать он часто не умеет.
О чём важно помнить:
- если есть возможность, первый выезд в город, особенно по оживлённой дороге, лучше проводить с опытным водителем или инструктором – попросите их помочь;
- не обращайте внимания на сигналящих водителей – вас часто будут торопить, но это не повод нарушать правила;
- на начальных этапах выбирайте спокойные районы и выезжайте не в час пик, чтобы машин было меньше;
- если сразу едете далеко, заранее составьте маршрут пути или используйте навигатор;
- контролируйте погоду, поскольку первый выезд в снегопад или ливень – не лучшее решение;
- рекомендуется ехать со средней скоростью и по возможности в правой полосе, чтобы не мешать никаким другим участникам движения.
Не забудьте наклеить на авто жёлтый прямоугольник с восклицательным знаком, даже если не хотите. Так другие водители узнают, что за рулём новичок, и, возможно, будут более снисходительны к вашим ошибкам. Более того, этот знак является обязательным для каждого водителя, если после получения ВУ прошло менее 2 лет.