Давным-давно прошли времена, когда автомобилисты выбирали между механической и автоматической коробкой передач. Сейчас почти каждая новая машина оснащена «автоматом», а выбор покупателя в дилерском центре или на площадке с интернет-объявлениями сводится сразу к нескольким типам самопереключающейся трансмиссии. Классическая автоматическая коробка, робот, вариатор…. Так и запутаться недолго. Чем принципиально отличаются эти агрегаты, какие преимущества и недостатки у каждого, и, наконец, что же выбрать? Ответы на все вопросы в нашем материале.
АКПП. Фото: freepik.com
Классическая автоматическая коробка передач
Другие названия: АКПП, гидроавтомат, автомат.
Как работает гидромеханический автомат: КПП в автомобиле нужна для передачи мощности двигателя на колёса, об этом мы подробно рассказывали в отдельном материале про механическую трансмиссию. Чем выше выбранная передача, тем сильнее передаваемые на ведущие колёса через трансмиссию обороты мотора и, следовательно, интенсивнее разгон автомобиля. Но если на «механике» двигатель и колёса соединяются и разъединяются через сцепление – механическое устройство с шестерёнками, то на классическом автомате за передачу крутящего момента отвечает так называемый гидротрансформатор.
Если объяснять вкратце, то суть работы устройства, расположенного между двигателем и трансмиссией, в следующем. Гидротрансформатор, получая крутящий момент от мотора, начинает гонять масло по системе трансмиссии с помощью турбины и насоса. Эта жидкость под давлением воздействует на механизм переключения передач, и автомобиль начинает двигаться. Затем уже вступают в действие конструктивные особенности коробки и электронные управляющие системы, и передачи переключаются дальше без помощи водителя. Остаётся только рулить, работать педалями газа и тормоза.
К слову, категорически не рекомендуется переключаться на ходу между режимами D (Драйв), L (Пониженная передача) и S (Спорт-режим), E (Режим экономии). И тем более нельзя при езде «втыкать» N (Нейтраль), P (Парковка), R (Реверс) и аварийный O/D (Овердрайв) – вы просто сломаете коробку передач.
Плюсы:
- По сравнению с механикой автомобиль с АКПП плавно движется в потоке, без рывков на разгоне. Что говорить про работу лишь двумя педалями вместо трёх и отсутствие необходимости постоянно переключать передачи.
- Конструкция гидроавтомата за 70 лет своего существования доведена до совершенства. Поэтому, отправляясь в дальнюю дорогу, можно не переживать, что АКПП перегреется или не справится с нагрузками в несколько тысяч километров.
- Гидромеханический автомат сложно сломать, если, конечно, не менять режимы езды на ходу и не включать на ходу «парковку». Эта коробка хорошо переносит пробки, не боится пробуксовок и езды по бездорожью.
Минусы:
- Автоматика, как ни крути, хуже человека контролирует разгон машины. Поэтому расход топлива, как правило, с АКПП на 10−15% выше, чем с ручной коробкой.
- Хотя технология автоматической коробки передач и существует уже свыше 70 лет, в плане надёжности и долговечности эта КПП сильно не дотягивает до «механики». После 250 тысяч километров как минимум требуется диагностика, а то и ремонт, тогда как на ручной коробке можно проехать все 500 тысяч. Что говорить про более современные и пока несовершенные подвиды автомата, как робот или вариатор.
- Машина с классической автоматической коробкой передач стоит в среднем на 10% дороже своего аналога с механикой или роботом. Такая уж доплата за удобства и проверенную десятилетиями технологию.
Переключатель на руле. Фото: freepik.com
Роботизированная коробка передач
Другие названия: РКП, DSG, безмуфтовая механическая коробка передач, полуавтоматическая коробка передач.
Как работает «робот»: Роботизированная коробка передач – это умный гибрид механики и автомата. У такой КПП есть и сцепление вместо гидротрансформатора в классическом «автомате», прямо как у механической коробки, и автоматическое переключение передач. И всё, что требуется от водителя для движения, – перевести селектор в D (Драйв) и нажать на газ. За остальное – включение и выключение сцепления, переключение ступеней – отвечают специальные стержни в коробке и алгоритмы, заложенные в электронных «мозгах» автомобиля.
Есть робот с двумя сцеплениями или так называемый DSG. Фактически это две коробки передач в одной трансмиссии: одна для нечётных передач; вторая – для чётных. Пока автомобиль на первой ступени, вторая уже готова наготове и т. д., благодаря чему КПП переключается моментально – примерно за 0,2 секунды. Даже водитель с большим опытом не переключит передачу так быстро.
Плюсы:
- Управлять автомобилем с РКП так же просто, как и классическим «автоматом»: не нужно мучиться со сцеплением, дёргать туда-сюда рычаг переключения. При этом такой тип трансмиссии быстрее «автомата» соединяется с мотором и имеет более высокий КПД, обеспечивая экономию топлива на уровне классической «механики». Разница в расходе горючего между роботом и автоматом может достигать 0,7 л/100 км при одинаковых характеристиках машин.
- За счёт стандартного устройства сцепление-коробка «робот» стоит на 25−30 тысяч рублей дешевле «автомата» и неприхотлив в ремонте, техническом обслуживании.
Минусы:
- Как и простая механика, робот крайне не любит езду в пробках и на светофорах, когда сцепление постоянно смыкается и размыкается, а передачи переключаются то вверх, то вниз. Подобный ритм движения не только приводит к нервной езде рывками, но и бьёт по трансмиссии, повышая износ шестерёнок сцепления.
- Роботизированная коробка с одним сцеплением соображает дольше классической автоматической. Например, при крутом подъёме в гору электронный разум не сразу понимает, переключиться вверх или вниз. Возникает заминка в пару секунд, что создаёт дополнительную нагрузку на двигатель, который и без того работает на пределе. Медленно реагирует робот и на резкие ускорения, торможения.Вообще, надо понимать, что машины с такой КПП подходят исключительно для плавной и спокойной езды по городу.
- Робот в силу электронных алгоритмов очень чувствителен к пробуксовке колёс. Хорошо ещё, если коробка просто переходит в аварийным режим и размыкается с двигателем. Если нет, то перегреть и сломать трансмиссию легче простого. Так что, если застряли в сугробе или яме, лучше вызвать буксир, а не пытаться выбраться своим ходом.
Кому подойдёт: Неплохой компромиссный вариант для начинающего водителя, который боится сесть на механику, но не располагает лишними средствами на покупку и эксплуатацию автомобиля с автоматической коробкой. Передачи «робот» переключает сам, топливо расходует экономичнее автомата, в меру надёжен. Что ещё нужно вчерашнему курсанту автошколы? К слову, б/у машин с роботизированной КПП за 400−500 тысяч рублей на российском рынке предостаточно.
Коробка-вариатор
Другие названия: CVT, Мультитроник.
Как работает вариатор: Вспомним элементарное устройство велосипеда с передачами – передняя и задняя звёздочки, соединённые цепью. Переключился на большую заднюю звезду, получил новый диапазон оборотов – поехал на более высокой тяге. Но представьте, если бы на велике вместо звёзд было два диска, соединённых ремнём. По мере набора и сброса скорости эти диски автоматически отдаляются или приближаются друг к другу в горизонтальной плоскости, а вместе с ним изменяется и натяжение ремня. Меняется и диапазон оборотов педалей, причём без всякого переключения по звёздам.
Именно так работает вариаторная или бесступенчатая трансмиссия на автомобиле. Диски или шкивы двигаются по команде из электронного блока управления, меняя передаточное соотношение. В результате силовой агрегат равномерно и практически незаметно для водителя передаёт обороты колёсам.
Плюсы:
- Автомобиль с вариатором плавно разгоняется и останавливается, никаких толчков и рывков, как с автоматом или роботом. При этом двигатель набирает мощность линейно, без просадок, что позволяет водителю в полной мере почувствовать его ходовые характеристики. Т. е. в плане комфорта и ощущений машины вариатор на голову выше других КПП.
- Благодаря отсутствию постоянных скачков оборотов и мощности двигателя, более плавной динамике езды автомобиль с CVT экономично расходует топливо. Разница даже в сравнении с экономичным роботом в отдельных случаях может достигать 3,5 литра на 100 км!
Минусы:
- Коробка-вариатор – штука очень капризная в обслуживании и весьма дорогая в ремонте. Замена деталей механической части, в том числе ремня, требуется каждые 100−120 тысяч километров. Сравните с ресурсом АКПП на минимум 250 тысяч. Плюс, специфичное масло стоит недёшево и, как правило, и не меняется на более доступные аналоги. А электронный блок ЭБУ иногда сбоит, датчики выходят из строя, и устранить подобные проблемы можно только в сервисном центре.
- Вариатор не подходит для езды по бездорожью, когда обороты двигателя скачут вверх-вниз. Плюс, CVT, как и робот, не любит пробуксовки. Всё это увеличивает нагрузку на коробку и в среднесрочной перспективе может привести к дорогостоящему ремонту.
- Машину с бесступенчатой коробкой передач лучше не брать буксир. Особенно с выключенным мотором, когда масляный насос коробки не работает. Для работы вариатора требуется строго определённое количество смазочной жидкости, и, следовательно, без масла механизм получит критические повреждения.
Кому подойдёт вариатор: Бесступенчатая коробка передач – идеальный вариант для автомобилиста, которому нужна машина для спокойной езды по городу. Под большее эта хрупкая и сложная в конструкции трансмиссия не подойдёт, так как просто не выдержит нагрузок. Потому и не ставят CVT на спортивные мощные машины, внедорожники.
Так какую коробку передач выбрать?
Как видите, вариантов автоматического переключения передач на современных машинах действительно много. Обычный автомат идеально подойдёт энтузиастам автомобилей, наматывающим десятки тысяч километров в год, и просто водителям с опытом. Вариатор покажется скучным, робот – чересчур медлительным. А вот новичкам эти современные вариации, наоборот, будут интересны. Плюс, стоимость автомобилям с такой коробкой вполне себе доступная, да и привыкнуть к некоторым особенностям проще, чем водителям со стажем.
В любом случае, решение за вами. У каждой автоматической коробки есть свои плюсы и минусы, и имеется какая-то изюминка. Здорово, что автомобильные технологии развиваются такими темпами и появляется всё больше интересных технических решений.
Также читайте нашу статью «Механическая коробка передач (МКПП): инструкция для тех, кто хочет научиться водить на механике с нуля».