Когда менять зимнюю резину на летнюю
Когда переобуваться с зимних шин на летние
Когда нужно переобувать машину, определяют не только по букве закона, но и по температуре воздуха:
- если температура даже ночью не опускается ниже +5 градусов хотя бы в течение недели, можно менять резину с зимней на летнюю;
- аналогично, когда температура стабильно ниже этих значений, пора переобувать авто на зиму.
В разных регионах автовладельцы самостоятельно определяют, при какой температуре менять резину, но с учётом требований закона. На севере такие температурные показатели могут быть уже в сентябре, а на юге – не регистрироваться в течение всей зимы.
Почему важно менять летние шины на зимние:
- В летнем варианте отличается рисунок протектора. Здесь широкие продольные канавки, крупные гладкие блоки, это нужно для отвода влаги, но снижает эффективность сцепления с дорогой и негативно влияет на управляемость транспортного средства на льду и снежном покрове.
- Кроме рисунка, отличается и состав резины: зимняя более мягкая, выдерживает минусовые температуры, а летняя – жёстче, на морозе дубеет (говорят, что колёса будто становятся квадратными), при этом способна выдерживать температуры до +55°, а иногда и выше.
- В зимней резине используют шипы, обеспечивающие сцепку со льдом и снежным накатом. Летом они только мешают и создают шум во время движения (шуршание).
Когда по закону менять зимние шины в 2025 году
Законами не регламентируется, при какой температуре можно ездить на зимней резине. Установлены только месяцы использования шин в соответствии с сезоном. Сроки замены прописаны в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 018/2011.
Этот документ определяет, когда можно и нужно переобувать машину на летнюю резину весной и на зимнюю осенью:
- зимняя резина должна быть на автомобиле минимум в течение трёх месяцев: декабрь, январь и февраль;
- летняя устанавливается на все три месяца: июнь, июль и август, но это касается только покрышек с шипами противоскольжения, а не стандартных липучек.
Получается, что если на вашем автомобиле нешипованная резина, обязательно переобуваться только на три зимних месяца, летом можно продолжать ездить без замены. Если всё же решили посетить шиномонтаж, ориентируйтесь только на температуру воздуха в своём регионе.
Штраф за несезонную резину в 2025 году
Разберёмся, можно ли ездить на зимней резине летом. Технически это не запрещено, если вы не владелец авто с шипованными покрышками. При наличии шипов можно получить штраф – согласно ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, он составит 500 руб.
Штраф за резину не по сезону могут назначать при каждой остановке, если инспектор ГАИ не обнаружит соответствующей маркировки.
На практике чаще штрафуют тех, кто не переобувается на зиму или продолжает ездить на лысой резине. Именно эти водители часто становятся виновниками ДТП и создают аварийные ситуации на дороге, поэтому и спрос с них выше.
Классификация шин по сезону
У каждого вида сезонных шин есть маркировка:
- Летние. Обычно не маркируются специальными значками, которые могли бы указывать на сезон. Если отсутствует значок снежинки, резина с большой вероятностью может быть летней. M+S может применяться, но не делает покрышки летними, а только указывает на их хорошую проходимость в плохих погодных условиях.
- Зимние. Обозначаются снежинкой и маркировкой M+S, которая указывает на возможность езды по грязи и снегу. Значок M+S может быть и на летних покрышках, но для зимних он обязателен. Поэтому однозначно определить резину для холодного времени года можно только по наличию изображения снежинки внутри горы (официальная маркировка 3PMSF, принятая во многих странах, стандартизирована ЕС). Могут встречаться и другие обозначения, например, AGT (расшифровывается как All Grip Traction), AW (Any Weather), R+W (означает Road + Winter).
- Всесезонные. Универсальную резину для всех сезонов часто обозначают значком AS, который расшифровывается как All Seasons или Any Season. Дополнительно может быть всё та же маркировка M+S, а надписи часто отсутствуют. Вместо них производители наносят рисунки солнца, дождя, снежинки.
Отличить летний вариант от зимнего легко по внешнему виду. В покрышках для тёплого сезона нет глубоких дренажных элементов, поверхность более гладкая, резина на ощупь жёстче, отсутствуют шипы.
Когда советуют менять резину производители шин
Срок до износа, который сказывается на эксплуатационных свойствах, в зависимости от производителя составляет в среднем до 10 лет, но лучше проводить полную замену через 5–6 лет. По сезонной замене таких строгих правил нет – изготовители советуют ориентироваться на температуру воздуха в регионе, где преимущественно ездит авто.
Из-за климатического разнообразия в некоторых регионах замена нужна уже в конце сентября и даже раньше. В других можно использовать летние покрышки вплоть до декабря и даже всю зиму, если ночная температура держится на уровне не ниже +5° C.
Особенности применения всесезонной резины
Всесезонные шины на первый взгляд помогают существенно сэкономить на переобувании. Они разрабатывались для того, чтобы эксплуатация автомобиля была возможна без замены резины. Но в условиях суровой российской зимы такие шины часто хуже полноценных зимних, а для лета слишком мягкие, быстрее изнашиваются, приводят к повышению расхода топлива за счёт более высокого сопротивления качению.
Всесезонки отличаются тем, что не только совместили в себе плюсы зимних и летних покрышек: достаточно устойчивы на дороге, не дубеют на морозе, сохраняют эксплуатационные свойства при высоких температурах. Они взяли и все минусы: недостаточно хороши для низких зимних температур, экстремальных в некоторых регионах России, а летом быстро стираются на зернистом асфальте и требуют более частой замены.
Основные ошибки при смене летней резины
В процессе перехода на летнюю резину нужно решить ещё несколько вопросов: обеспечить правильное хранение зимних покрышек, проверить степень износа, сделать балансировку колёс.
Слишком ранняя или поздняя замена резины
У водителей существуют два негласных правила:
- Переобуваться на зиму как можно раньше. Температура может упасть существенно ниже нуля в любой момент, утром можно обнаружить, что выпал снег, дороги покрылись льдом, даже если вчера светило солнце и было тепло.
- Переходить на летние покрышки как можно позже. Нельзя исключать, что погода может внезапно ухудшиться, в некоторых регионах даже после 7–10 дней плюсовых температур возможно резкое похолодание.
К чему приводит несвоевременная замена:
- Если тянете осенью до последнего, продолжая ездить на летних покрышках, то подвергаете опасности себя и других участников дорожного движения. Даже небольшой туман может привести к появлению тонкого слоя влаги на асфальте, а если ночью температура опускается ниже нуля, утром будет скользко. Если не выполнить своевременную замену, увеличится тормозной путь, велика вероятность заноса, сцепление с дорогой заметно ухудшается. Если всё-таки приходится ехать, например, до шиномонтажа, увеличивайте дистанцию до идущего впереди авто, выбирайте минимальную скорость и держите средние обороты. Для авто на автоматической коробке выбирайте ручной режим, если он есть. Ещё один вариант – колёсные цепи, которые обеспечивают сцепление с поверхностью дорожного полотна.
- При слишком поздней замене зимней резины на летнюю таких проблем нет. Вашей безопасности ничего не угрожает, нет риска заноса. Но более мягкая зимняя резина хуже тормозит, сцепляется с поверхностью, увеличиваются расход топлива и износ. Опасной она становится в дождливую погоду, так как не может полноценно защитить от аквапланирования.
Кроме того, несвоевременная замена грозит штрафом. Исключение сделано для владельцев обычных липучек. Только если шипов нет, можно всё лето ездить без смены покрышек.
Игнорирование износа летней резины
При замене внимательно проверьте покрышки на степень износа:
- центральный протектор – полоска по центру, она не должна быть идеально гладкой и блестящей;
- трещины, вмятины и грыжи на боковых стенках – ездить с ними опасно;
- стёртый протектор по краям;
- уменьшение глубины протектора.
Основной показатель износа – остаточная глубина рисунка протектора, если нет специальных индикаторов.
Он отличается для авто разных категорий:
- L (мототранспортные) – 0,8 мм;
- N2, N3, O3, O4 (грузовики, прицепы, полуприцепы) – 1 мм;
- M1, N1, O1, O2 (легковые авто, ТС до 3,5 т, прицепы для них) – 1,6 мм;
- M2, M3 (ТС для перевозки пассажиров) – 2 мм.
Эксплуатационный срок покрышек по ГОСТу – 5 лет с даты изготовления. Но он может быть меньше или больше в зависимости от способа хранения, стиля езды, частоты эксплуатации авто.
Непроверенное давление в шинах
Несоблюдение рекомендованного производителем шин давления воздуха влияет на управляемость авто, безопасность, расход топлива. Проверку лучше выполнять перед каждой поездкой или минимум один раз в неделю, но также и в момент замены:
- Узнайте правильное давление для вашего авто. Информация может быть размещена на центральной стойке дверей, лючке бензобака и др.
- Начинайте проверку, когда шины холодные – автомобиль не находился в движении минимум 3 часа.
- Используйте манометр (ручной или цифровой), если в авто нет системы TPMS, или доверьте проверку специалистам в автосервисе.
В среднем рекомендуемое давление находится в диапазоне 2,0–2,8 атм. для легковых авто, снижение допустимо на 5–15%.
Пренебрежение балансировкой колёс
Балансировка обязательна для тех автовладельцев, которые не меняют диски при замене резины. Если имеете два полных комплекта, она также желательна, но проводить её можно реже и следить за тем, как ведёт себя транспорт.
Обязательна балансировка, если:
- в течение сезона авто преодолело свыше 15 тыс. км;
- вы попали в яму на высокой скорости;
- чувствуется вибрация при езде;
- вы выбираете агрессивный стиль езды (резкое торможение), при этом авто не оборудовано антиблокировочной системой тормозов.
В идеале проводить балансировку каждый сезон, чтобы повысить комфорт езды, управляемость, избежать усиленного износа резины и элементов ходовки.
Ошибки при хранении зимней резины
После снятия зимней резины важно правильно организовать её хранение:
- Проведите очистку от песка, грязи, особенно тщательно удалите загрязнения из протектора.
- Обработайте силиконовой смазкой, чтобы сохранилась эластичность.
- Упакуйте в ткань или другой материал, пропускающий воздух.
- Храните при температуре в диапазоне от –30 до +30° C.
- Чтобы избежать деформации, меняйте положение хотя бы раз в месяц в процессе хранения.
- Если резина не на дисках, установите её вертикально. В случае ширины профиля до 215 мм можно поставить стопкой.
- Если покрышки на дисках, также возможно горизонтальное хранение стопками или подвешивание в вертикальном положении.
Избегайте попадания прямых лучей солнца, не наносите чернители перед упаковкой и не заворачивайте плотно в полиэтилен – должен оставаться доступ воздуху.
Заключение
Переобувать автомобиль после зимы в обязательном порядке должны только владельцы шипованной резины, все остальные технически могут продолжать ездить на тех же покрышках. Но не делают этого, поскольку они не подходят для высоких летних температур: слишком мягкие, быстро стираются, приводят к перерасходу топлива.
Весной у владельцев авто есть больше времени, чтобы выполнить замену. Осенью важно следить за погодой, чтобы не пропустить первые заморозки, снег и гололёд. Весной же лучше не спешить и дождаться устойчивой тёплой погоды. Плюсовые температуры в ночное время (более +5° C) должны держаться хотя бы неделю, а лучше – 10–12 дней.
Вопросы-ответы
Если поменяли резину на летнюю в первые тёплые дни, не исключено, что в какой-то момент вы не сможете выехать на дорогу из-за похолодания, выпадения снега, замерзания дождя на поверхности дороги. Дождитесь устойчивого тепла и не спешите на шиномонтаж.
Если вы обладатель двух комплектов дисков и умеете самостоятельно менять колёса, для вас проблемы очередей на шиномонтаже не будет существовать. Это выгоднее, чем перебортировка – покупка дополнительного комплекта дисков окупается в среднем за 5 лет и меньше. Ещё один фактор экономии: балансировка потребуется реже, чем при постоянной замене только резины.
У многих водителей, особенно неопытных, стиль езды может поменяться из-за разной жёсткости резины на зимних и летних покрышках. Летние более твёрдые, жёсткие, но обычно привыкание занимает несколько дней.
Если есть дополнительный комплект дисков с покрышками, самостоятельная замена для многих водителей не вызывает проблем. Это можно сделать в гараже, во дворе дома и в любом другом месте при минимальном наборе инструментов. Поменять только резину сложнее, так как самостоятельный шиномонтаж требует навыков и знаний.
Это легко определить по маркировке на боковой стороне покрышки. Здесь могут быть обозначения All Season, All Weather, AS, 4S и подобные. На летних чаще всего нет специальной маркировки, обозначающей сезон эксплуатации.
Выбрать максимально тёплый день с чистыми дорогами и доехать до ближайшего шиномонтажа, передвигаясь на минимальной скорости, без резких поворотов и торможений. Некоторые включают аварийную сигнализацию во время движения.