5w30 или 5w40? Какое моторное масло выбрать, как проверить и заменить масло в двигателе?

Иван Беликов
Иван Беликов Иван Беликов
264
Специализация: Авто, автомобильные рынки и технологии.
Задать вопрос
11 минут чтения
3
0
319
Комментировать

Если без горючего автомобиль не тронется с места, то без моторного масла проедет в лучшем случае пару десятков километров, а затем встанет на долгий и дорогой ремонт в несколько сотен тысяч рублей. В чём заключаются защитные и иногда вредные свойства масла, как его выбрать и поменять? Ответы в нашем материале.

Зачем нужно моторное масло?

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС), который приводит машину в движение, – сложный агрегат, состоящий примерно из двух тысяч компонентов. Металлические детали, такие как поршневые кольца, стенки цилиндров, поршни, клапаны, толкатели, коленчатый вал, шатуны, в ходе работы мотора трутся друг о друга и нагреваются до 400 °C. И масло играет чрезвычайно важную роль в их долговечности, так как:

  1. Уменьшает трение деталей друг о друга, снижает риск коррозии металла и увеличивает срок эксплуатации.
  2. Отводит тепло от подверженных воздействию температуры компонентов, уберегая от перегрева и деформации.
  3. Промывает двигатель от нагара и других продуктов горения, образующихся в процессе сгорания топлива. Эта грязь оказывается в масляном фильтре, который нужно менять вместе со смазочным материалом.
  4. Герметизирует поршневые кольца и многочисленные уплотнительные кольца в камере сгорания, и, следовательно, помогает поддерживать нужный уровень давления и мощность ДВС.

Как часто надо менять моторное масло: 7, 10 или 15 тысяч?

Долговечного моторного масла, которое не нуждается в замене, нет. По крайней мере, пока подобную технологию, увы, не изобрели, несмотря на всё развитие автомобильной индустрии.

По причине постоянного нагрева и охлаждения масло окисляется. При омывке двигателя от сажи и мусора оно ещё и загрязняется, несмотря на помощь масляного фильтра. Всё это снижает рабочие характеристики смазочного материала. Плюс, мотор «жрёт» в среднем 0,5−0,7 л на 1000 км, т. е. около 25% от всего объёма при агрессивной езде на максимальных оборотах и перегрузом, особенно на старых двигателях.

Как часто менять масло? Фото: «Выберу.ру»

Как утверждают производители, менять масло надо каждые 10−15 тысяч км, однако эта цифра весьма условная. Прежде всего, надо ориентироваться на условия эксплуатации.

В городе, на медленных скоростях и в пробках, масло перегревается и сильнее деградирует, поэтому 7−8 тысяч км – это потолок. В загородных условиях, на шоссе на высоких скоростях, одного «залива» хватит почти на вдвое большую дистанцию: на 13−15 тысяч вёрст. В смешанном цикле – городе и шоссе – выходит 9−10 тысяч км.

Помимо езды в пробках и на медленной скорости, многим приходится эксплуатировать двигатель в условиях, при которых температура и расход масла увеличиваются в несколько раз:

  • буксировка другого автомобиля;
  • езда с прицепом;
  • езда по горной местности;
  • движение на высокой скорости – свыше 160−170 км/ч;
  • езда по пыльной и неровной дороге;
  • температура окружающей среды ниже −30 °C и выше +40 °C.

В подобных условиях, и в трафике в городе, масло быстрее теряет свои рабочие и защитные свойства, поэтому чаще нуждается в замене – примерно каждые 7 тысяч км.

Учтите, даже если машина год простояла в гараже, смазочный материал необходимо сменить перед выездом. Почему?

При простое масло в картере всё равно взаимодействует с воздухом и влагой, постепенно меняя свою химическую структуру и теряя полезные свойства.

Такой материал не только не защитит двигатель при запуске, но повредит, так как активизирует окислительные процессы внутри мотора.

Какое масло купить?

Какое моторное масло купить для долива или замены?

Ответ простой: только такое, которое рекомендовано производителем мотора, установленного под капотом вашего автомобиля!

Найти информацию можно в руководстве по эксплуатации машины или в поисковике в интернете. Потребуется только разобраться в видах и маркировках моторных масел, коих достаточно много.

На какие параметры обратить внимание при покупке масла?

Смазочные материалы разделяются на две основные категории: минеральные масла, получаемые прямой перегонкой нефти, и синтетические, в составе которых добавлены химические примеси или так называемые присадки. Использовать можно оба типа, но только не вперемешку. Однако за счёт искусственных добавлений «синтетика» имеет ряд преимущество над «минералкой»:

  1. Более текуча в мороз и дольше сохраняет свои рабочие свои характеристики при жаре.
  2. Образует более прочную защитную плёнку на деталях двигателя.
  3. Оставляет меньше следов в виде лака и порошкообразного осадка, которые забивают масляный фильтр.
  4. Меньше окисляется и деградирует со временем.

Единственный минус «синтетики»: стоит она примерно в три раза дороже минерального масла и при этом нужна не на всех машинах, в основном на внедорожниках, грузовой технике, двигатели на которых работают под высокой нагрузкой.

Какое масло выбрать? Фото: «Выберу.ру»

Но есть отличная альтернатива: полусинтетическое масло – гибрид, который состоит примерно на 70% из минеральных масел и на 30% из синтетических. Стоит такая смазка дешевле «синтетики», но дороже «минералки».

Также масла классифицируются на летние, зимние и всесезонные сорта, для бензинового, дизельного и турбированного двигателя и универсальные.

Ещё есть целый ряд буквенных обозначений, главным из которых однозначно является показатель SAE (Society of Automotive Engineer).

Эта маркировка означает вязкость масла – показатель, указывающий, подходит ли материал к определённым температурам и климатическим условиям.

Чем ниже цифра, тем устойчивее жидкость к замерзанию и потере рабочих кондиций.

Зимние масла обозначаются буквой W и максимально низкой температурой, а всесезонные смазки имеют два числа, плюсовую и минусовую температуры, и индексы W и SAE.

Обозначение

Диапазон рабочей температуры

0W 20

–30…+15 °C

0W 30

–30…+20 °C

5W 30

–25…+20 °C

5W 40

–25…+30 °C

10W 30

–20…+30 °C

10W 40

–20…+35 °C

15W 30

–15…+35 °C

15W 40

–15…+40 °C

SAE 20W 30

–10…+40 °C

SAE 20W 40

–10…+45 °C

SAE 30

0…+40 °C

SAE 40

0…+45 °C

Масло какой маркировки можно использовать, а какое – нет, смотрите в инструкции своего автомобиля. Не стоит пренебрегать указанными там значениями.

Более вязкая смесь, чем предусмотрено производителем, окажет повышенную нагрузку на ДВС и замедлит скорость циркуляции масла в системе. Менее вязкая жидкость хуже защитит детали от износа, так как не образуется достаточно прочная масляная плёнка.

Как проверить уровень масла в двигателе?

Жёлтый индикатор «маслёнка» в виде чайничка на приборной панели всегда уведомит о нехватке смазочной жидкости в двигателе. Но для более точного понимания лучше самостоятельно проверять уровень, и желательно делать это каждую неделю или каждые 500 км.

Тем более совсем необязательно обращаться на станцию технического обслуживания (СТО), чтобы проверить, сколько масла осталось в двигателе. Особых навыков и инструментов тут не требуется – с этой задачей справится любой начинающий водитель. Нужно лишь вооружиться перчатками и чистой тряпкой или полотенцем и следовать следующему алгоритму действий:

  1. Заглушите автомобиль и дайте мотору 10−15 минут, чтобы остыть. Учтите, припарковаться стоит на ровной местности, ибо измерение под уклоном будет неправильным – искажение в показаниях может достичь 200−300 мл, а это много, 7,5% от среднего объёма масла в моторе.
  2. Откройте капот и найдите на моторе отверстие для заливки масла с надписью «Engine oil». Отыщите в данном отсеке стержень с пластиковой ручкой оранжевого или жёлтого цвета, похожий на шашлычный шампур.
  3. Вытащите щуп – ничего крутить и откручивать не нужно, просто потяните вверх и всё. Протрите «шампур» полотенцем/тряпкой по всей длине и вставьте обратно, надавив до упора.
  4. Снова, можно без паузы, вытащите щуп и посмотрите, где остались следы масла на наконечнике. Если остатки жидкости находятся возле отметки MAX, то доливать масло не нужно, если ближе к надписи MIN – значит, требуется долив.

Обратите также внимание на цвет масла на щупе. Коричневый или чёрный оттенок свидетельствуют о том, что масло устарело и нуждается в полной замене. А наличие металлических частиц говорит о некоем повреждении двигателя – тут уже без помощи автомеханика не обойтись.

Как проверить уровень масла? Фото: «Выберу.ру»

Как долить моторное масло?

Что делать, если остатки масла на щупе оказались рядом с отметкой MIN или ниже? Как и при проверке уровня, можно обойтись без помощи технического специалиста. Главное — знать, какое масло залить.

Узнать, что за масло находится в двигателе, можно двумя способами: а) Посмотреть в сервисную книжку автомобиля, которая содержит записи о проведённых работах и заменённых деталях в сервисных центрах; б) Поискать на масляном щупе или заливной горловине бирку с указанием марки и вязкости масла, дате предыдущей замены и пробеге автомобиля на тот момент.

Перед тем как залить масло, заглушите автомобиль и, опять же, дайте 10−15 минут двигателю остыть. Затем открутите под капотом крышку «Engine oil» и поставьте в отверстие воронку. Заливайте жидкость порциями по 200−300 мл, проверяя между паузами уровень с помощью щупа, пока не дольёте до отметки MAX.

Крайне важно не перелить. Перебор на 1−2 см выше максимальной отметки чреват попаданием масла в камеру сгорания топлива, повышением давления в смазочной системе и нагрузкой на масляный фильтр, насос. Проще говоря, вместо защитных качеств масло в избытке получит разрушительные свойства. Так что, если не уверены, лучше подстраховаться и не долить до максимальной отсечки.

Можно ли смешивать разные моторные масла?

Если не получилось найти масло нужного производителя, то можно выбрать другой бренд, но обязательно на той же основе, т. е. «минералка», «полусинтетика» «синтетика», и с аналогичным показателем вязкости. Смешивать разные виды ни в коем случае нельзя – толку от такого смазочного материала не будет, вы просто убьёте двигатель.

Микс одного типа в пределах 10% не повлияет на рабочие характеристики. Если больше, то за короткий пробег, в несколько десятков километров, ничего страшного с мотором не случится, но при первой возможности замените масло целиком.

Всё-таки химический состав и присадки немного меняются от производителя к производителю. Нет гарантии, что подобное сочетание эффективно защитит силовой агрегат от износа и перегрева.

Ответы на часто задаваемые вопросы про замену моторного масла в автомобиле

Какое моторное масло выбрать после ухода иностранных брендов из России? Как различить подделку и узнать срок годности? Надо ли использовать присадки? По следам нашего большого материала для начинающих водителей коротко и просто отвечаем на самые распространённые и злободневные вопросы о замене моторного масла в автомобиле.

1. Как часто надо менять моторное масло?

Универсального ответа тут нет и быть не может. Это вопрос из разряда «Как часто заправлять машину?» Одни, как водители по профессии, наматывают десятки тысяч километров в год, а другие, как дачники-пенсионеры, проезжают всего пару тысяч. Первым, исходя из общей практики, потребуется не меньше двух раз в 12 месяцев менять лубрикант, а вторым – один, причём обязательно даже при минимальном километраже, потому что при долгом простое масло теряет свою эффективность.

Если всё-таки попробовать вывести формулу, то ориентируйтесь на 7500−10 000 тысяч км в год на одном заливе – точная цифра зависит от модели вашего авто и типа двигателя. Но если только накатываете минимум такое расстояние. Если меньше, то смотрите в первую очередь на календарь, а не на одометр – одна замена в год, но обязательно!

2. Заменить масло полностью и просто долить?

Доливать масло в мотор желательно только в экстренной ситуации, т. е. если вы в пути или перед поездкой времени в обрез, а на приборке загорелся «жёлтый чайник». Если цейтнота по времени нет, то лучше заменить полностью. Просто по мере эксплуатации масло загрязняется и становится мутным. Вот и представьте, насколько снижается польза от долива новой жидкости. Это как если в мутную воду с ошмётками долить чистую. Пригодится такая вода, например, для мытья машины?

3. Какого цвета должно быть моторное масло?

Нормальное рабочее моторное масло должно быть золотистым или янтарным. Если жидкость тёмного или молочного цвета, то значит, загрязнилась и нуждается в замене, так как потеряла свои омывающие свойства. Поэтому важно проверять не только количество масла в бачке, но и его цвет – на мерном щупе оттенок масла хорошо отличим. Только не вздумайте проверять на вкус! Вы всё равно ничего не поймёте и ещё, не дай бог, отравитесь. По запаху, да, можно: если запахло тухлыми куриными яйцами, то, скорее всего, масло окислилось и для дальнейшего пользования непригодно.

4. Что лучше и безопаснее: слить или откачать масло?

Полностью поменять моторное масло можно двумя способами: 1) Слить через отверстие в картере, расположенном внизу в передней части машины; 2) Откачать насосом из отверстия для щупа под капотом. Что лучше? Ох, среди опытных водителей это постоянная тема для споров!

Первый, более классический вариант проще: подлез под машину, открутил пробку, дождался, пока сольются остатки, закрутил, поменял фильтр, залил новое масло. Минус: при такой замене в двигателе остаётся около 10% старого масла, причём в своём большинстве мутный осадок.

Насос откачивает всё масло, ну или почти. Эта новомодная процедура в целом проще: не надо лезть под машину, откручивать защиту картера, и т. д. На СТО такая работа обойдётся даже дешевле, да и покупка насоса в 1200 рублей для самостоятельной замены окупится через несколько замен. С другой стороны, вариант менее надёжный и безопасный, потому что рано или поздно прикипит пробка в поддоне картера. С другой, слить из картера самые тяжёлые фракции, с металлической пылью, грязью и сажей, проще, чем выдуть насосом. Так есть у обоих способов свои плюсы, и минусы. Выбор за вами, главное – вовремя менять масло.

5. Когда лучше менять моторное масло: в тёплое или холодное время года?

Разницы нет, в какое время года сливать, откачивать или просто доливать смазочную жидкость. Каких-то «сезонных» неудобств для этого процесса нет. Единственный момент – зимой нужно дать мотору прогреться 5−7 минут, чтобы масло обрело обычную текучесть и легче слилось или быстрее смешалось с доливкой.

6. Есть ли у моторного масла срок годности?

Обычно срок хранения минерального моторного масла в закрытой упаковке составляет 3 года, а синтетического – 5 лет. Дата разлива указана либо на крышке, либо дне канистры. Только внимательнее: не перепутайте с годом изготовления самой тары, разница может достигать 12 месяцев. Ну и надо понимать, что срок хранения – не есть срок годности. После открытия канистры масло пригодно максимум год, не больше! По мере взаимодействия с воздухом и влагой смазочная жидкость потеряет свои рабочие свойства и в таком состоянии принесёт движку больше вреда, чем пользы.

7. Можно ли поменять марку масла?

Автокомпании в технической документации обычно прописывают рекомендованные марки моторных масел для своих машин. У немецкого Volkswagen, например, на официальном сайте можно глянуть список из нескольких десятков производителей и видов их продукции. Так что проблем нет.

Главное – смотрите на характеристики, такие как вязкость и спецификация, они обычно тоже прописаны в инструкции по эксплуатации. И обязательно перед заменой производителя всегда сливайте всё предыдущее масло! Смешивать марки разных фирм не рекомендуется, поскольку не факт, что их смесь эффективно защитит двигатель.

8. Какого производителя масла выбрать в условиях антироссийских санкций?

Рекомендации автопроизводителя – это, конечно, хорошо, но что делать сейчас, когда из-за санкций из России ушли ведущие иностранные фирмы Castrol, Mobil, Shell, Total, спросите вы? Что теперь заливают отечественные владельцы иномарок Mercedes, Volkswagen, Audi, Volvo, Nissan, Renault, Toyota? Слава богу, кризиса в этом сегменте не случилось. В том же списке рекомендаций VW или Mercedes, Renault, есть российские Lukoil и G-Energy, у которых нет проблем с качеством и ассортиментом. Никуда не ушли, например, южнокорейская ZIC, немецкие Sintec и Rolf. Плюс, на российский рынок поставляются локализованные масла Shell и Total, которые теперь называют Teboil и Lemarc соответственно.

Так что нет необходимости заказывать Castrol или Mobil по параллельному импорту. Да и рискованное это дело. Моторное масло – такая продукция, что запросто можно нарваться на некачественный контрафакт.

9. Как отличить поддельное моторное масло от настоящего?

Согласно статистике, моторное масло – самый подделываемый автотовар. На глаз поддельный лубрикант от оригинального, увы, не отличишь, и для подпольщиков это полное раздолье. Приобрёл несколько бочек дешёвой продукции, заказал партию канистр, распечатал этикетки – отправил на поток, всё! Тем не менее отличить поддельное моторное масло можно.

Во-первых, обычно такая смазочная жидкость стоит в три-четыре раза дешевле оригинала. Так что никогда не ведитесь на низкий ценник. Помните, скупой – платит дважды, а в случае с контрфактным маслом можно нарваться на ремонт мотора в десятки тысяч рублей. Обращайте также внимание на качество канистры: если поверхность шероховатая с пузырьками, а этикетка неаккуратная и бледная и легко отклеивается от канистры, то перед вами 100% подделка. Но, конечно, самая главная страховка – покупка масла только в официальных дилерских центрах и крупных сетевых магазинах.

10. Можно ли доливать добавки и присадки для улучшения качества масла?

Можно, но только смысл? Современному качественному моторному маслу присадки и порошки не нужны. В составе ещё с завода заложены все необходимые химические «бусты» для износоустойчивости, рабочей вязкости и летом, и зимой, а также эффективной защиты компонентов мотора. Даже если взять и попробовать улучшить какую-нибудь характеристику, то не факт, что получится и не пострадает другой показатель. Гарантия производителя слетит точно.

11. Как часто нужно менять масляный фильтр?

Масляный фильтр лучше менять при каждой капитальной замене масла, т. е. минимум два раза в год. Со временем это своего рода сито засоряется, и вся грязь, мелкие кусочки металла отправляются вместе с маслом в двигатель, минуя фильтрующий элемент и повреждая стенки и детали. Так что не ленитесь менять фильтр, тем более стоит этот расходник совсем недорого – в пределах 300−400 рублей.

12. В каких узлах машины ещё применяется масло?

Моторное масло – не единственная смазочная жидкость, о которой зависит эффективность и срок службы компонентов и деталей автомобиля. Есть также трансмиссионное, гидравлическое и промывочное масла, а также тормозная и охлаждающая жидкости. Некоторые из них, как трансмиссионное масло для коробки передач, меняются только через 40−80 тысяч км. Только учтите, каждая техническая жидкость в машине имеет своё предназначение и в коем случае не является универсальной и взаимозаменяемой.

Успешной замены масла вам и ровных дорог!

3
0
319
5
Рейтинг статьи 5 из 5