«Случается – батарея разряжается». Главные правила зарядки аккумулятора автомобиля в домашних условиях

Иван Беликов
Иван Беликов Иван Беликов
264
Специализация: Авто, автомобильные рынки и технологии.
Задать вопрос
7 минут чтения
7
0
1124
Комментировать

Какой компонент не влияет на скорость, удобство и безопасность автомобиля, но требует огромного внимания при эксплуатации и может на корню загубить поездку, особенно в зимнее время года? Свеча зажигания? Нет, слишком мелко. Генератор? Близко, но нет. Аккумуляторная батарея? Да, верно! Даём советы, как не допустить грубые ошибки при обслуживании источника электрической энергии в машине.

Как самому зарядить аккумулятор? Фото: vladbat.ru

Как узнать уровень заряда аккумулятора?

Начинающие водители зачастую пренебрегают уровнем заряда аккумуляторной батареи, а зря. В один прекрасный день ваш автомобиль не заведётся – стартеру не хватит пускового тока, чтобы прокрутить двигатель. Придётся просить знакомых и соседей «прикурить», подтолкнуть или искать пуско-зарядное устройство. Проблем и забот, одним словом, не оберётесь.

Согласитесь, намного проще время от времени проверять уровень заряда, тем более процедура эта несложная. Достаточно взять обычный вольтметр, выставить на приборе предел измеряемого напряжения на стандартном для АКБ уровне 20 В и соединить щуп с плюсовой и минусовой клеммами АКБ.

Когда датчик показывает стандартное для аккумулятора напряжение 12,6 В, то батарея заряжена на 100%. Если напряжение упало на пару десятых, то значит, заряд пошёл на убыль, так как каждая десятая равна 10% ёмкости.

Можно ещё измерить плотность электролита – раствора дистиллированной воды и серной кислоты, который залит в большинстве аккумуляторов. Тут примерно такая же схема, как и с напряжением: чем меньше плотность, измеряемая в граммах на кубический сантиметр (г/см3), тем меньше заряд. Внимание на таблицу:

Напряжение, В

Плотность, г/см3

Заряд аккумулятора

12,7

1,26

100%

12,6

1,24

90%

12,5

1,23

80%

12,4

1,21

70%

12,3

1,20

60%

12,2

1,19

50%

12,1

1,17

40%

12,0

1,16

30%

11,9

1,14

20%

11,7

1,13

10%

10,5

1,1

0%

Чем опасна полная разрядка аккумулятора?

Что касается низшей планки заряда, то не надо ждать, пока батарея сядет до нуля. Так называемый глубокий разряд может привести к необратимым процессам в электрохимической системе АКБ. Главная опасность: соли серной кислоты из электролита батареи осядут на свинцовых пластинах внутри «банки». Это значительно сократит и срок службы, и ёмкость аккумуляторной батареи.

Зимой порог минимального заряда составляет около 50%, а летом – 25%.

Такая большая разница обусловлена тем, что химические процессы внутри батареи меняются в зависимости от климатических условий. При минусовой температуре окружающей среды электролит теряет плотность, а вместе с этим снижается заряд аккумулятора. Потому в зимнее время очень важно следить за уровнем зарядки.

Но и летом, особенно в жару, стоит время от времени проверять состояние батареи, так как дистиллированная вода в электролите начинает просто-напросто кипеть и испаряться. Концентрация серной кислоты, наоборот, растёт, что тоже губительно для АКБ.

Важно: Не надейтесь на значок аккумулятора на панели приборов. Во-первых, даже на большинстве новых автомобилей там не выводится индикатор заряда батареи. Во-вторых, контрольная лампа зарядки загорается, когда АКБ полностью исчерпал свой заряд.

Как устроен аккумулятор и какой тип зарядного устройства (ЗУ) выбрать?

Прежде всего пару слов о том, что из себя представляет АКБ? Аккумуляторно-кислотная батарея – это источник, преобразовывающий химическую энергию в электрическую. Полученное электричество питает бортовую электросеть автомобиля, когда выключен двигатель и, следовательно, не работает генератор.

По мере эксплуатации батареи химическая часть, а именно, электролит – разбавленная дистиллированной водой серная кислота, теряет свои рабочие свойства. Для восстановления этих свойств и нужна зарядка, по ходу которой, наоборот, электрическая энергия преобразуется в химическую.

Для того чтобы зарядить аккумулятор, вам понадобится зарядное устройство. Этот небольшой прибор подключается к обычной розетке на 220 В и с помощью зажимов-«крокодилов» на проводах подсоединяется к клеммам АКБ. Стоит такое устройство в пределах 3−10 тысяч рублей.

Важно: Заряжать аккумулятор без демонтажа с машины можно, но обязательно нужно снять клеммы и отсоединить таким образом батарею от бортовой сети. Да, собьются настройки бортового компьютера, медиасистемы, но зато вы гарантированно убережёте электронику автомобиля от скачков напряжения и выхода из строя.

Не заряжайте аккумулятор на холоде

Бесполезно заряжать аккумулятор на холоде, так как электролит – жидкость, которая промерзает при минусовой температуре. Нет, в кусок льда смесь серной кислоты с дистиллированной водой, конечно, не превратится даже при морозе −45°, но шуга образоваться может запросто и при небольшой минусовой температуре.

Следовательно, уменьшатся ёмкость и электропроводность батареи, ведь мелкие кусочки льда электричество не проводят. Зарядится такой АКБ в лучшем случае на 30% от номинальной ёмкости, а в худшем – электролит закипит из-за резкого перепада температур и повредит корпус.

Ставить аккумулятор на подзарядку сразу с холода тоже нежелательно. Дайте батарее отогреться хотя бы несколько часов, чтобы электролит приобрёл свои рабочие свойства и испарился конденсат.

Важно: Чем ниже заряд АКБ, тем выше вероятность промерзания, так как уменьшается плотность электролита.

Дома или в гараже: где лучше заряжать аккумулятор?

В идеале заряжать аккумуляторную батарею надо в отапливаемом, хорошо вентилируемом гараже. В процессе зарядки из АКБ выделяются токсичные вещества, такие как сернистый газ, хлористый водород. Эти выбросы не только опасны для здоровья, но и при взаимодействии с кислородом могут образовать взрывоопасную смесь.

Если тёплого гаража и отапливаемого бокса у вас нет, то можно зарядить батарею дома. Лучше всего разместить аккумулятор на балконе с открытой форточкой или ванной, туалетной комнате, где есть вытяжка.

Важно: Если вы и ваши домашние почувствовали металлический вкус или жжение во рту, носу, головную боль, то немедленно прекратите зарядку аккумулятора, проветрите помещение и обратитесь в службу экстренной помощи или ближайший токсикологический центр.

Красный провод к плюсу, чёрный — к минусу

Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля? Обязательно прочитайте инструкцию зарядного устройства и выполните описанную там последовательность действий.

Есть два вида ЗУ: 1) С постоянным напряжением; 2) C постоянным током. Более предпочтительным считается первый тип, так как зарядка проходит безвредно, поскольку за счёт стабильного напряжения не разрушает внутренние компоненты батареи. Прибор с постоянным током зарядит аккумулятор в 1,5−2 раза быстрее, но сократит срок службы АКБ за счёт более агрессивного воздействия, поскольку напряжение в ходе процесса будет меняться в зависимости от наполняемости батареи. Плюс, придётся повозиться с настройками в ходе процесса, если в приборе нет автоматического подбора заряда.

Базовый алгоритм на любом ЗУ и со всеми типами аккумулятора следующий:

  1. Перед началом зарядки убедитесь, что на аккумуляторе нет вздутия корпуса и подтёков. Если протекает электролит или корпус повреждён, то АКБ непригодна для эксплуатирования.
  2. Очистите контактные клеммы от смазки и окиси. Можно воспользоваться наждачной бумагой.
  3. Открутите пробки, чтобы в ходе подзарядки в «банках» не скапливался газ, образующийся при кипении электролита. Закупоренный АКБ может взорваться;
  4. Красный провод зарядного устройства (внимание, отключённого от сети!) подключите к плюсовой клемме аккумулятора, чёрный – к минусовой;
  5. Подключите ЗУ к электророзетке;
  6. Выберите в настройках зарядного устройства тип АКБ, если имеется такая опция: WET (свинцово-кислотный аккумулятор с электролитом), AGM (свинцово-кислотный с абсорбированным электролитом), GEL (гелевый свинцово-кислотный) или EFB (продвинутая версия свинцово-кислотного аккумулятора с электролитом);
  7. Выставите силу тока зарядки в настройках ЗУ постоянного тока в ручном устройстве. Этот параметр должен составлять не больше 10% от ёмкости АКБ для WET-аккумуляторов и максимум 25% для GEL и AGM аккумуляторов. К примеру, ёмкость свинцово-кислотного аккумулятора, согласно техническим данным на корпусе, составляет 45 а/ч. Значит, нужно выставить силу тока не более 4,5 А. Тем не менее лучше избегать предельных значений: так будет ниже вероятность окисления пластин и закипания электролита, Предельный параметр при зарядке постоянным напряжением, как правило, одинаковый для всех аккумуляторов – 13,8−14,4 В. Опять же, это более долгий способ, чем зарядка постоянным током, но зато более бережный.
  8. В ходе зарядки постоянным током в полтора-два часа необходимо отслеживать параметры, если устройство работает в ручном режиме. Если аккумулятор выделяет большое количество паров и кипит, то нужно уменьшить значения тока и напряжения в настройках – иногда в два раза. В случае с устройством постоянного напряжения нет необходимости вмешиваться в процесс.
  9. По завершении процесса на ЗУ загорится зелёный индикатор, и зарядка прекратится автоматически.
  10. Отсоедините аккумулятор от зарядного устройства в порядке, обратном подключению: отключите ЗУ от электросети, снимите сначала минусовую клемму, потом плюсовую, чтобы избежать замыкания.

Лучше всего использовать устройства с автоматическим режимом зарядки. Подсоединили прибор, выставили необходимое значение тока, напряжение и вовсе установится самостоятельно в зависимости от текущего уровня заряда батареи, и ждите. Когда аккумулятор зарядится, устройство автоматически уменьшит ток и напряжение до минимума, чтобы не перегрузить батарею.

Важно: При любых работах с автомобилем, связанных с электричеством, сначала отсоединяем минус и только затем плюс.

Не оставляйте работающее зарядное устройство без присмотра

Зарядка аккумулятора даже в ускоренном режиме занимает минимум несколько часов, а в медленном – от 10 до 30 часов. Вмешиваться в процесс и что-то настраивать в ходе подзарядки постоянным напряжением не требуется, а автоматика в современных ЗУ отключит зарядку в случае сбоя. Тем не менее периодически – раз в несколько часов – поглядывать за аккумулятором надо: если закипит электролит и батарея, не дай бог, перегреется, то и до пожара недалеко. Тут уже никакой «автомат» не поможет.

Чем опасна перезарядка аккумулятора?

Важно: Если АКБ шипит после планового отключения от зарядного устройства, то значит, произошёл перезаряд. Значит, вольтаж при зарядке долгое время был сверх нормы – больше 15 В. Последствия, мягко говоря, не очень хорошие: в процессе зарядки могут окислиться клеммы или перегореть ЗУ, не говоря уже о разбухании аккумулятора и протечке электролита.

Как часто надо заряжать аккумулятор?

Нормальный новенький аккумулятор рекомендуется заряжать два раза в 12 месяцев – перед зимой и после, т. е. в начале и конце периода самой тяжёлой нагрузки на АКБ и электрооборудование автомобиля. В остальное время достаточно раз в месяц проверить уровень зарядки.

Важно: Если вы задействуете ЗУ больше двух раз в год, то значит, ваш аккумулятор плохо держит заряд и нуждается в ремонте или даже в полной замене. Вообще, качественная батарея при должных условиях эксплуатации и правильной зарядке прослужит до пяти лет.

Какие меры безопасности нужно соблюдать во время зарядки аккумулятора?

Зарядка свинцово-кислотного аккумулятора – это химический процесс, поэтому важно соблюдать следующие меры предосторожности:

  1. Перед работой с АКБ наденьте одежду с длинными рукавами, чтобы избежать попадания электролита на кожу. Используйте резиновые перчатки и защитные очки.
  2. Аккумулятор лучше снять с машины. В противном случае отключите его от бортовой сети.
  3. Не трясите и не переворачивайте аккумулятор, тем более если АКБ имеет заливные отверстия.
  4. Не прикасайтесь к клеммам, контактам и электропроводам в процессе зарядки.
  5. Нельзя курить, пользоваться открытым огнём и нагревательными электрическими приборами поблизости от зарядного устройства и аккумулятора.
  6. Убедитесь в наличии средств пожаротушения в помещении – хотя бы маленький порошковый огнетушитель обязательно должен быть у вас под боком.
  7. Не оставляйте продукты питания и питьевую воду в помещении, где заряжаете аккумулятор.
  8. Не наклоняйтесь близко к батарее в ходе зарядки и остерегайтесь брызг электролита.

Важно: Заливные отверстия АКБ следует закрывать минимум через два часа после завершения зарядки, когда химический раствор в аккумуляторе остынет и перестанет выделять пары.

***

Аккумулятор – небольшой и не самый заметный, но важный компонент, без которого автомобиль просто-напросто не заведётся. Поэтому своевременная и правильная подзарядка батареи в домашних условиях, а также её бережная эксплуатация помогут вам сэкономить и нервы, и время.

7
0
1124
5
Рейтинг статьи 5 из 5