Что такое утилизационный сбор на авто? Цена утильсбора в 2024 году. Кто платит за утильсбор? Как утильсбор влияет на стоимость машины? Возможно ли легально не платить за утильсбор? Читайте на сайте Выберу.ру.
Что такое утильсбор и как он влияет на стоимость машины?
Утилизационный сбор на автомобили — не просто оплата уничтожения отслужившего свой срок транспортного средства. Фактически это вклад каждого автовладельца в развитие и поддержку индустрии страны по переработке ржавого или разбитого автохлама. Ведь утилизация вышедшей из строя машины не ограничивается вывозом на свалку по одному звонку в спецпункт или дилерский центр.
Автомобиль по документам из ГИБДД принимают в пункте приёма, потом отправляют на разбор. Специалисты сливают все технические жидкости и остатки топлива, демонтируют стёкла, покрышки, аккумуляторы, пластмассу и отправляют их на переработку. Образовавшиеся отходы нужно «захоронить». Кузов отправляют на так называемый завод-шредер, где распиливают, разрезают, измельчают.
На сегодняшний день в России функционируют около десяти крупных предприятий и строятся ещё несколько. Это, конечно, очень мало для страны, где, по статистике, утилизации подлежат 3 млн автомобилей в год. А инвестирование в строительство одного такого комплекса составляет почти 2 млрд рублей. Для развития отрасли необходимы внешние источники финансирования, и утилизационный сбор — именно такой способ поддержки.
Правительство РФ устанавливает ставку, которая взимается с каждого авто с завода или машины, ввозимой из-за границы. Оплатить сбор нужно только раз. Расходы на уплату утильсбора поставщики и автопроизводители включают в стоимость автомобиля.
Утильсбор в РФ. Фото: freepik.com
Россия — не единственная страна в мире, где, помимо таможенных пошлин транспортного налога граждане платят сбор за отправку авто в утиль. Есть такой платёж и в соседних Беларуси, Казахстане, Узбекистане, а также в Японии, Нидерландах, Норвегии. В других странах, как США, Канада, Германия, Франция, формально утилизационного сбора нет, но есть экологический налог, который взимается с авто при покупке.
Как рассчитывается утильсбор
Размер утилизационного сбора определяется по двум основным параметрам: базовая ставка 20 тыс. рублей + коэффициент, зависящий от литража двигателя и возраста автомобиля. Ещё тарифы на иномарки меняются в зависимости от того, кто именно импортирует автомобиль в страну — юридическое лицо, т. е. официальный дилер иностранного автозавода, или физическое лицо — гражданин, который приобрёл авто за границей для личного пользования. Базовые ставки и там, и там одинаковые, отличаются только коэффициенты. Ещё для физлиц не учитывается литраж мотора.
Коэффициенты утильсбора в России при ввозе легкового автомобиля для личного пользования. Таблица
Авто менее 3 лет | Авто от 3 лет |
0.17 | 0.26 |
Коэффициенты утильсбора при импорте или выпуске легкового автомобиля с завода, до 1 октября. Таблица
Объём мотора | До 1 литра | 1−2 л | 2−3 л | 3−3,5 л | Свыше 3 л |
Авто менее 3 лет | 1.42 | 2.21 | 4.22 | 5.73 | 9.09 |
Авто от 3 лет | 5.3 | 8.26 | 16.12 | 28.15 | 35.01 |
Так, для седана Toyota Camry выпуском 2020 года с двигателем 2.5 литра, размер утилизационного сбора до 1 октября составлял 322 тыс. рублей. Стоимость утильсбора за автомобиль 2024 года обходилась в 84 тыс. рублей. Добавление платёжки по мере возраста транспортного средства мотивирует импортёров не ввозить в страну старые машины и, следовательно, не захламлять дороги.
Если же рассчитать ставку для физлиц, то за Toyota Camry выпуска четырёхлетней давности покупатель должен был заплатить 5200 рублей, а за новую — 3400 рублей. Тут только нужно знать пару правил. Во-первых, в течение ближайшего года эту машину нельзя будет ни выставить на продажу, ни подарить, ни передать в наследство. И, во-вторых, в течение 12 месяцев после один человек может заплатить один утилизационный сбор — не больше! Поэтому скупать технику за границей для себя и потом продавать в России налево-направо не получится.
Кто платит утильсбор
Самый резонансный вопрос: кто и когда должен оплачивать утилизацию автомобиля? По логике вещей, платить должны владельцы при сдаче старого автомобиля в утиль. Но возьмём элементарный пример и разберёмся, много ли эти граждане принесут в бюджет.
Стоит где-нибудь во дворах провинциального российского городка ржавая «копейка» возрастом свыше 30 лет или даже старенькая иномарка, которой пришёл срок. Да собственник ни в жизнь не станет платить! Тем более льгот за сдачу машины, как в Германии, у нас нет. А у госавтоинспекции и коммунальных служб нет права эвакуировать брошенные авто на специальные стоянки. Хозяину проще продать или так бросить, чем утилизировать.
Получается, перерабатывающие и утилизационные предприятия не только останутся без допсредств, но и без работы. А дворы и задворки окажутся завалены автохламом. Всё это чревато ухудшением экологической обстановки и транспортной безопасности на дорогах.
Техосмотр. Фото: freepik.com
Куда эффективнее в широком контексте взимать плату сразу после ввоза иномарки в страну и выхода машины с конвейера. Причём лучше всего не с частных покупателей, а с бизнеса — импортёров и автопроизводителей, способных заплатить в разы больше. Такой механизм и применяется в России и других странах, где есть утильсбор. Всё равно в конечном итоге оплачивают покупатели, поскольку плата за сбор включена в цену авто, и это, что говорить, большой минус системы. Но не главный, поскольку есть ещё один недостаток, который, собственно, и привёл к новому изменению ставок утильсбора.
Повышение утильсбора с 1 октября 2024 года
За 12 лет с момента введения в российском автопроме ультильсбор повышали несколько раз, причём очень серьёзно. В 2016-м платёж вырос в среднем на 65%, в 2018-м — на 15%, в 2021-м — на 30%. В отдельных сегментах и категориях, как новые иномарки для дилерских центров, платежи выросли на 110%. Так что повышение с 1 октября — история, скорее, закономерная, нежели из ряда вон выходящая.
С начала второго месяца осени коэффициенты на все виды транспортных средств, лёгковые машины и лёгкие коммерческие машины, грузовики, автобусы, трактора, повысились сразу на 75−80%. Так, ставка на новую легковушку с 1.5-литровым двигателем составляет теперь 27.81, а не 4.22. А при расчёте платы за поддержанный автомобиль с мотором от 3 литров будет учитываьься коэффициент 114.25 место 9.09. Внимание на таблицу снизу.
Коэффициенты утильсбора при импорте или выпуске машины с завода с 1 октября
Объём мотора | До 1 л | 1−2 л | 2−3 л | 3−3,5 л | Свыше 3 л |
Авто менее 3 лет | 15.84 | 27.81 | 78.14 | 89.73 | 114.26 |
Авто от 3 лет | 19.17 | 48.91 | 118.31 | 137.36 | 150.2 |
Для чего увеличивается стоимость утильсбора?
По официальной версии правительства РФ и отечественных автопроизводителей, повышение ставки простимулирует иностранные компании строить в России заводы с полным циклом производства, а не только сборочные предприятия. Под иностранными компаниями подразумеваются, конечно, китайцы, потому что никого больше в нашем автопроме нет. Российские концерны изменение утильсбора коснётся в меньшей степени, потому что из госбюджета им частично компенсируют суммы на уплату утилизационного сбора.
Сколько утильсбор приносит в бюджет?
Расчётный доход госбюджета от платежа за утильсбора составит около 1 трлн рублей, а прогнозируемое пополнение казны федерального бюджета на транспорт в 2025 году и вовсе должно превысить 2 трлн. Часть эти средств, как было сказано выше, вернётся автозаводам в России в виде компенсаций за платёжку «утиля». Так, согласно последним новостям про утилизационный сбор, АвтоВАЗ, ГАЗ, КамаЗ в следующем году получит субсидии на общую сумму 818,9 млрд. рублей. Остальные средства пойдут на поддержку и развитии индустрии по переработке и утилизации машин.
Повышение стоимости авто
Прогноз нерадостный. Ещё раз, не верится, что китайские автопроизводители вдруг волшебным образом бросят силы и финансовые средства на строительство заводов в России. Они будут осторожничать и дальше, и никакие дополнительные налоги их не мотивируют. Им есть чем рисковать, учитывая, что в распоряжении их стремительно растущего автопрома весь мир – лучшие специалисты, поставки комплектующих, рынки сбыта. Рассчитывать на других глобальных игроков на мировом авторынке нам не приходится. В ближайшие годы сбежавшие западные бренды вряд ли вернутся. Геополитическая обстановка в мире не наладится за один день и даже месяц, полгода.
Иномарки
Списание утильсбора теперь обойдётся импортёрам и автопроизводителям в немалые деньги. И пострадают от этого повышения, прежде всего, граждане.
Дилерам, как официальным, так и «серым» ничего не останется, кроме как поднимать цены на автомобили всё и выше, придётся сократить объёмы ввоза, потому что спрос упадёт. Финансовые эксперты считают, что уже к концу текущего года цены иномарки подорожают на 15%. Ещё на 15% больше будет строить иностранная техника с начала 2025 года. И это без учёта высоких темпов инфляции в стране.
Отечественный автопром
Иномарок в России станет меньше. Но и альтернативы на нашем рынке сейчас особо нет. Из полноценных автозаводов, массово выпускающих легковые авто, в России есть только АвтоВАЗ и китайский Haval в Туле. Это пять лет назад можно было бы не переживать: тогда в стране были предприятия Toyota, Renault, Nissan, Ford, Mercedes, Volkswagen, Hyundai. На фоне высокой рыночной конкуренции внутренние автокомпании и импортёры продавали машины по доступной цене даже при резких повышениях ставок, предоставляли скидки, льготы клиентам, и. т. д. При нынешнем дисбалансе подобного «предохранителя» нет.
Ничто не помешает АвтоВАЗу и российскому заводу Haval вслед за прижатыми к стене импортёрами поднять цены на свои новые автомобили, и наличие льготных выплат — не преграда. Особенно если ограничение сработает, и удастся разогнать китайских конкурентов. Ввоз машин из-за границы упадёт и спрос на рынке превысит предложение. Со временем тогда непременно подскочат цены и б/у авто, потому что граждане начнут больше ценить свои машины. Дальше по цепочке вырастут расходы на обслуживание — сервисные центры, шиномонтаж. Далее подорожают каршеринг, такси. Негативных последствий для рынка будет много, и очень жаль, что инициаторы увеличения «утиля» не рассмотрели все последствия. В перспективе новые тарифы принесут больше вреда, чем пользы.
Что будет с частным ввозом авто
Хорошая новость в том, что на физлица, которые ввозят автомобили из-за границы для личного пользования, повышение с 1 октября не распространяется, сохранятся прежние ставки — по крайней мере до 2025 года. Индексация, скорее всего, произойдёт с 1 января, но пока неизвестно, в каком виде.
Перевозка авто. Фото: freepik.com
Возможно ли легально не платить утильсбор
Согласно действующему законодательству, Федеральная таможенная служба не взимает утилизационный сбор со следующих категорий:
- Автомобили, которые ввозят в страну беженцы или лица, участвующие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в РФ;
- Авто возрастом менее трёх лет, которое проходит «растаможку» через свободную таможенную зону на территории Особой экономической зоны в Калининградской области;
- Импортируемая машина, с выпуска которой прошло минимум 30 лет. При этом автотранспортное средство должно быть оборудовано оригинальным двигателем и иметь заводской кузов;
- Если автомобиль принадлежит дипломатическому представительству, консульским учреждениям или международным организациям.
Все эти исключения не относятся к среднестатистическому автомобилисту в России. Поэтому платить за утильсбор гражданам приходится, пусть и в виде добавленной стоимости машины.
Что ждёт утильсбор в будущем?
В следующие пять лет, до 2030 года включительно, каждое 1 января тарифы будут повышаться в среднем на 10−20%. Долгосрочное увеличение «утиля» утвердили вместе с новыми суммами от 1 октября. Базовую ставку в 20 тыс. рублей поднимать не планируется. Но даже относительно цифр до 1 октября коэффициенты за 5,5 лет вырастут почти на 200%! Такая вот печальная и не имеющая отношения к утилизации автомобиля и заботы от экологичности история получается…